Программа внеурочной деятельности Волшебный пластилин
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
С.Корткерос
Согласовано: зам. директора
по воспитательной работе
________________Волкова С.В.
От « »_____________2016г.
«Утверждаю»
Директор школы
___________Попов П.А.
«______»__________2016г
ПРОГРАММАВнеурочной деятельности
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН»
Направленность:
Художественная
Для обучающихся 1-2-х классов.
Срок реализации: 2 года.
Составитель и руководитель клуба:
Брагина Галина Михайловна,
учитель технологии
С. Корткерос
2016 год
Пояснительная записка.
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
И. П. Павлов.
Примерная программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, в МОУ «СОШ» с.Корткерос был организован кружок художественной направленности «Волшебный пластилин» для учащихся 1-2-ых классов - основной идей которого является выполнение объемных изделий из пластилина и рисование картин пластилином - пластилинография.
Образовательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка из пластилина расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений.
Программа направлена на развитие личности, ее творческого потенциала, художественных способностей, нравственно-эстетического развития детей. Стимулирует формы самовыражения личности. Обеспечивает эмоциональное развитие ребенка.
Педагогическая целесообразность программы «Волшебный пластилин» объясняется тем, что в ней основной материал пластилин, а основным инструментом является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Техника работы с пластилином хороша тем, что она доступна детям разного школьного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии. Развивает творческие способности.
Занятия по программе «Волшебный пластилин» представляют большую возможность для развития и обучения детей. Они способствуют:
1.Развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.
2.Развитию творческих способностей.
3.Развитию пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения и развития. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
4.Развитию мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.
5.Работа с пластилином так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.
Одним из несомненных достоинств занятий является интеграция образовательных областей (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .
В результате успешного овладения работы с пластилином - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.
Рекомендуется использовать при работе твердые крупы, бисер, семена арбуза, тыквы и т.п.
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами лепки из пластилина.
Задачи программы:
Обучающие:
Знакомить детей с основными видами лепки;
Формировать умения следовать устным инструкциям;
Формировать художественно-пластические умения и навыки работы с пластилином;
Создавать композиции с изделиями, выполненными из пластилина.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать конструктивное мышление и сообразительность;
Формировать эстетический и художественный вкус.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
Вызвать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Учащиеся должны знать:
*правила организации рабочего места;
*правила безопасности труда и личной гигиены при работе с пластилином.
*названия и назначение инструментов;
*названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
*исходные формы изделий;
*приемы доработки исходных форм;
*последовательность технологических операций.
*культуру поведения и труда.
Учащиеся должны уметь:
*правильно организовать рабочее место;
*пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретённые навыки на практике;
* соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
*выполнять исходные формы любых размеров и пропорций;
*правильно использовать приемы доработки исходных форм;
*использовать плоские рисованные изображения для создания объемных форм;
*пользоваться схемами с условными обозначениями в своей работе;
*самостоятельно выполнять несложное изделие;
*оформлять готовое изделие;
*правильно вести себя в общественных местах;
*оказывать посильную помощь товарищам и взрослым;
*организовывать свое рабочее место и досуг;
* заботиться о своем здоровье.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, учение, общение, творчество.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
*Учитель для ученика, а не ученик для учителя.
*Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
*Нет предела совершенствованию.
*Учет психофизических особенностей детей.
*Создание атмосферы успеха.
Формы организации учебной деятельности:
*индивидуальная
*групповая
*выставка
*экскурсия
*творческий конкурс.
Основной вид занятий – практический.
Формой занятия является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ.
Занятия основываются на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, с учётом его возможностей.
Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Количество часов за год составляет 33 часа.
Педагогические приёмы:
*формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение);
* организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
*стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
* сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;
*свободного выбора.
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
альбомы с образцами, фотографиями.
Материалы, инструменты, приспособления:
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
-инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
-практическая работа
-физкультминутки
-подведение итогов, анализ, оценка работ
-приведение в порядок рабочего места)
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.
Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.
Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.
Условия реализации программы
Для занятий лепкой необходимо подготовить рабочие места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников.
Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах на рабочей доске. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками.
Основное оборудование:
*одежда, (лучший вариант рабочей одежды – старая папина футболка. В ней ребенок закрыт со всех сторон, а рукава футболки спускаются как раз до его запястий);
*нож (стёк);
*материал (пластилин) имеется большой выбор пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами и назначением
Дополнительное оборудование:
заостренные спички или зубочистки, картон самоклеющаяся цветная плёнка для создания основы под картину, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой, различные зубчатые колёсики для придания поверхности определённой структуры, многогранники, трубочки и др. приспособления. Для выдавливания пластичной массы используем пластиковые медицинские или кондитерские шприцы.
Демонстрационные пособия:
*предметы правильной геометрической формы (шар, цилиндр, конус); катушки для ниток разных пропорций и размеров; желуди, плоды каштана и т.п.;
* основным наглядным пособием учителя является цветной рисунок-плакат, изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у учителя должны быть лепные программные изделия-образцы – вы показываете объемную форму при анализе нового изделия, совмещаете ее с рисунком этой же формы на плакате, предъявляете при определении пропорций. В число наглядных пособий можно включить и лучшие детские изделия;
*большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
*таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
*альбомы с образцами, фотографиями.
Методические рекомендации
Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя.
Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти. Например, учитель просит вспомнить красивые большие мячи для водных игр, которые у них есть или они видели в магазине.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
Лепка изделия по нотации.
Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.
4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.) или соседом. Об этом надо постоянно напоминать, пока дети прочно это не усвоят.
5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Программа разработана с учетом художественно-образовательных технологий, которые отражают:
1. Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
2. Принцип гуманистичности - индивидуально-ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
3.Принцип деятельности - развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности – лепку.
4.Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
5. Принцип системности - решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Приёмы и методы организации занятий кружка.
В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:
игра, труд, учение, общение, творчество.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
Учитель для ученика, а не ученик для учителя;
Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск;
Учёт психофизических особенностей детей;
Создание атмосферы успеха.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
групповая;
выставка;
экскурсия;
творческий конкурс.
Структура занятий:
1. Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной литературы, пальчиковая гимнастика).
2. Основная часть: объяснение и практическая деятельность.
3. Заключительная часть: подведение итогов – похвала детей за труд и красоту созданной композиции, выставка работ.
Методические рекомендации
Демонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую определяет будущую лепку его учеников – лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы – приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя. Пока ребенок не научится читать учебные плакаты, не освоит свойства пластилина, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер – ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:
1. Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти.
2. Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3. Поэтапная лепка изделия по нотации.
Лепка изделия по нотации. Нотация – это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее:
1. Напоминание о выборе цвета и количества необходимого пластилина для будущего действия с ним.
2. Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.
3. Показ исполнения действия на пластилине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.
4. Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом – с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. (Вообще, сравнение – это лучший способ обучения.)
5. Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
6. Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Программа «Волшебный пластилин» способствует освоению образовательной программы. К концу обучения дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
Имеют первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.
Дети младшего школьного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий на кружке «Волшебный пластилин» состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью, они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Способы проверки результатов освоения программы «Волшебный пластилин» проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями, учителями и одноклассниками обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе.
Условия реализации программы «Волшебный пластилин»
Дидактическое и техническое оснащение занятий.
Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты, информационные бюллетени;
альбомы с образцами, фотографиями.
Материалы, инструменты, приспособления:
Основные составляющие занятий:
1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)
2) организация рабочего места
3) повторение пройденного материала
4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный
практическая работа
физкультминутки
подведение итогов, анализ, оценка работ
приведение в порядок рабочего места.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений и пальчиковой гимнастики.
Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.
Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить их.
Данная программа построена с учетом реальных условий и возможностей, которые на сегодняшний день имеются в школе.
В 1-х классах – 33 часа;
Во 2-х классах -34 часа.
Теоретические занятия сопровождаются практикой. Последовательность занятий может быть изменена в зависимости от наличия нужного материала.
Сроки реализации образовательной программы «Волшебный пластилин» - 2 года.
Тематическое планирование занятий программы
«Волшебный пластилин» 1 класс
Наименование раздела
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Введение
1
1
-
Дары осени
6
3
3
Забавные животные
2
1
1
Зимушка-зима
7
3.5
3.5
Объемная лепка
8
4
4
Весна красна
3
1.5
1.5
Фантазеры
3
1.5
1.5
Летние деньки
4
2
2
Итого:
34
17
16
Календарно-тематический план занятий кружка
«Волшебный пластилин»
1 класс
№
Тема занятия
Содержание занятия
Введение
1
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с пластилином и стеком
Формировать знаний о правилах и технике безопасности при работе с пластилином и стеком на занятиях.
Познакомить с историей создания пластилина, его свойствами.
Дары осени
2
Осеннее дерево
Подводить к образной передаче явлений и учить передавать образ осеннего дерева посредством пластилинографии.
Формировать умение детей скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки.
Упражнять в скатывании маленьких шариков круговыми движениями, преобразовании их в овальную форму прямыми движениями пальцев рук и сплющивании, стимулируя активную работу пальцев.
Развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, образное и пространственное восприятия.
Закрепить знания об оранжевом, жёлтом и красном цвете.
3
Осеннее дерево (продолжение)
4
Созрели яблочки в саду
Формировать умение детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.
Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.
Закреплять с детьми знания о красном цвете.
Воспитывать аккуратность.
5
Чудо грибочки
Закреплять знания детей о времени года и характерных признаках осени, ежах и грибах.
Развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых объектов, передавая характерные природные особенности и цвет.
Развивать креативное мышление детей (путем решения проблемных ситуаций), любознательность, творческое воображение, фантазию, мелкую моторику кистей рук.
Воспитывать любознательность, интерес к познанию живой природы и отражению впечатлений в разных видах художественной деятельности.
6
Ёжик с грибочками
Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: раскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
Упражнять в расплющивании готовой формы на горизонтальной плоскости.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность в работе.
7
Дары осени
Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных фруктов и овощей.
Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и круговыми движениями, оттягивать нужные части предметов.
Формировать умение использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов.
Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
Закрепить знания о цвете.
Эти забавные животные
8
Мышка-норушка
Закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.
Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании композиции из пластилина.
Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения, обогащающие её содержание.
9
Морские обитатели
Развивать умение продумывать композиционное построение изображения: располагать несколько рыбок, плывущих в разных направлениях.
Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
Формировать умение передаче характерных особенностей рыбок, правильно передавая их форму, хвост, плавники, обозначая стекой чешуйки.
Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук. Поощрять инициативу и самостоятельность детей, внесение в работу тематических дополнений.
Зимушка-зима
10
Снегирь
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми и прямыми движениями ладоней.
Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
Развивать аккуратность в работе с пластилином.
Воспитывать любознательность, интерес к познанию.
11
Снежинка
Закрепить умение раскатывать жгутики и комочки из пластилина.
Формировать умение прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы.
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать эстетическое и образное восприятие.
12
Снеговик
Формировать умение детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
Упражнять в равномерном расплющивании готовой формы на поверхности основы.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
13
Новогодняя ёлочка
Формировать умение детей передавать в характерные особенности внешнего строения ели (пирамидное строение, ветки, направление вниз, тёмно-зелёный цвет) посредством пластилинографии.
Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток ёлочки.
Развивать умение наносить стекой штрихи (иголочки) на концах веток для более выразительной передачи образа.
Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа.
Закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.
14
Снегурочка и дед мороз
Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник, художественное слово, иллюстрации).
Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию.
15
Зимние забавы
Учить передавать сюжет доступными графическими средствами.
Показать средства изображения сюжетной связи между объектами, передача взаимодействия, изменение формы в связи с характером движения (руки подняты, согнуты, туловище наклонено и пр.).
Развивать композиционные умения (работать на всем листе, передавать пропорциональные и пространственные отношения между объектами).
16
КТД. Новогодний поздравительный плакат
Продолжать формировать умение детей передавать образ ёлки в соответствии с содержанием стихотворения, изображая на ветках шишки, снег, украшения посредством пластилинографии.
Развивать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями рук, делить его на две равные и несколько равных частей при помощи стеки.
Упражнять в раскатывании маленьких шариков круговыми движениями и преобразовании их в овальную форму прямыми движениями рук, стимулируя активную работу пальцев.
Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
Укреплять познавательный интерес детей к природе.
Формирование умения работать в коллективе.
Объемная лепка
17
Повторный инструктаж по технике безопасности при работе с пластилином и стэком. Лепка простых объемных фигур
Формирование знаний о правилах и технике безопасности при работе с пластилином и стеком на занятиях.
Развивать умение создавать простые объемные фигуры (шар, куб, конус, пирамида и т.д.).
18
Неваляшка
Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (шары) близко друг к другу, в определённом порядке, подбирая цвет.
Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого и большого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
Закреплять знания о цвете.
Развивать чувство ритма.
19
Пирамидка
Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы близко друг к другу, в определённом порядке, подбирая цвет.
Развивать умение скатывать из пластилина цилиндр и конус прямыми движениями рук.
20
Ёлочка
Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы близко друг к другу, в определённом порядке, подбирая цвет.
Развивать умение скатывать из пластилина конус.
Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
21
Робот
Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы близко друг к другу, в определённом порядке, подбирая цвет.
Закрепить умение скатывать из пластилина различные объемные фигуры.
Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
22
Зоопарк
Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную.
Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму(хвост, ушки).
Развивать чувство формы и композиции.
23
Самолет
Формировать умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней.
Формировать умение детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.
Развивать умение дополнять изображение характерными деталями (окошечками-иллюминаторами), используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.
Закрепить знания о голубом и синем цветах
24
Светофор
Закреплять знания детей о светофоре, назначении его цветов.
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней.
Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
Развивать аккуратность в работе с пластилином.
Весна красна
25
Весенний пейзаж
Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах.
Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения - пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.
Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.
Развивать мелкую моторику рук.
26
Веточка мимозы в подарок маме
Способствовать радостному весеннему настроению, желанию сделать приятное маме.
Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
Развивать эстетическое восприятие, умение красиво, аккуратно, в определенной последовательности располагать шарики около листочков для передачи образа веточки мимозы.
Воспитывать любовь и внимание к родным и близким.
27
Краски победы
Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за героизм нашего народа, единения с людьми в борьбе за мир.
Фантазеры
28
Любимый сказочный герой
Формировать умение изображать с помощью пластилина сказочных героев.
Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
Развивать сюжетно-игровой замысел.
29
Фантазеры. Поделки с использованием природного материала
Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины.
Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия.
Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.
30
Фантазеры. Поделки с использованием природного материала
Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины.
Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия.
Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.
Лето, ах лето
31
Насекомые
Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения.
Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.
Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).
Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций; согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с пластилином.
Воспитывать интерес к живой природе.
Вызвать интерес к созданию коллективной композиции.
32
Сарафан
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней и украшать ими готовую форму.
Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность путём равномерного расплющивания на поверхности основы.
Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином.
Закрепить знания о цветах.
33
Цветик-семицветик
Формировать умение передавать пластическим способом изображение цветка, части растения, располагая их на плоскости.
Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
Развивать воображение, умение замечать особенности сказочного образа, его отличие от реального.
Воспитывать любовь к красивому, чувство удовлетворения, радости от созданного изображения.
Закреплять знания об основных цветах спектра.
Тематическое планирование занятий программы
«Волшебный пластилин» 2 касс
Наименование раздела
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Введение
1
1
-
Забавные животные
11
5.5
5.5
Зимушка-зима
3
1.5
1.5
Птицы
6
3
3
Морские обитатели
2
1
1
Фантазеры
6
3
3
Лето, ах лето
5
2.5
2.5
Итого
34
17.5
16.5
Календарно-тематический план занятий кружка
«Волшебный пластилин»
2 класс
№
Тема занятия
Задачи
Вводное занятие
1
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с пластилином и стэком. Лепка простых объемных фигур
Формирование знаний о правилах и технике безопасности при работе с пластилином и стеком на занятиях.
Развивать умение создавать простые объемные фигуры (шар, куб, конус, пирамида и т.д.).
Забавные животные
2
Поросенок
Формировать умение детей делить пластилин на равные части.
Формировать умение детей скатывать шарики круговыми движениями пальцев.
Закреплять умение расплющивать шарики пальцем сверху.
Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков и хвоста – проволоку, для глаз – бусинки, перец горошком).
Воспитывать интерес к живой природе.
Воспитывать аккуратность.
3
Зайчик
4
Мишка
5
Лиса
Продолжать формировать умение детей передавать в работе форму, строение, характерные части тела животных.
Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков и хвоста – проволоку, для глаз – бусинки, перец горошком).
Воспитывать интерес к живой природе.
Воспитывать аккуратность.
6
Мышка
7
Львёнок
Закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.
Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании фигуры из пластилина.
Развивать воображение, творческие способности детей, побуждать вносить в работу дополнения, обогащающие её содержание.
Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
Закрепить знания о цвете.
8
Пингвинёнок
9
Собачка
Закреплять знания детьми овальной формы, приёмов изготовления такой формы: расскатывание прямыми движениями ладоней, оттягивание, сплющивание.
Формировать умение передаче характерных особенностей собаки таксы, правильно передавая форму тела, хвоста, ушей.
Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику пальцев рук. Поощрять инициативу и самостоятельность детей.
10
Котенок
Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму (хвост, ушки).
Развивать чувство формы и композиции.
11
Смешарики
Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы близко друг к другу, в определённом порядке, подбирая цвет.
Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого и большого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки.
Закреплять знания о цвете.
Развивать чувство ритма.
12
Слоник
Закрепить приёмы скатывания, раскатывания, расплющивания, оттягивания, деления пластилина на части при помощи стеки.
Способствовать развитию мелкой моторики рук при создании фигуры из пластилина.
Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
Зимушка-зима
13
Снеговик
Формировать умение детей создавать объект из частей, одинаковых по форме, но разных по величине, создавая образ снеговика посредством пластилина.
Совершенствовать умение скатывать комочки пластилина между ладонями, придавая им шарообразную форму.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определённое время года.
14
Дед мороз
Формировать умение детей передавать характерные особенности внешнего строения деда мороза и снегурочки.
Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей (новогодний праздник).
15
Снегурочка
Птицы
16
Снегирь
Формировать умение детей передавать образ птицы.
Упражнять в раскатывании маленьких шариков круговыми движениями и преобразовании их в овальную форму прямыми движениями рук, стимулируя активную работу пальцев.
Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
Укреплять познавательный интерес детей к живой природе.
Формирование умения работать в коллективе.
17
Птичка
18
Курочка
Формировать умение детей передавать характерные черты птиц.
Упражнять в раскатывании маленьких шариков круговыми движениями и преобразовании их в овальную форму прямыми движениями рук, стимулируя активную работу пальцев.
Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
Укреплять познавательный интерес детей к живой природе.
Формирование умения работать в коллективе.
19
Петушок
20
Уточка
21
Лебедь
Формировать умение детей передавать характерные черты птиц.
Упражнять в раскатывании маленьких шариков круговыми движениями и преобразовании их в овальную форму прямыми движениями рук, стимулируя активную работу пальцев.
Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином.
Укреплять познавательный интерес детей к живой природе.
Формирование умения работать в коллективе.
Фантазеры
22
Корзинка
Закреплять умение лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы близко друг к другу.
Закрепить умение скатывать из пластилина жгутики одинаковой толщины.
Формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
23
Самолет
Продолжать формировать умение анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей.
Продолжать осваивать некоторые операции: оттягивать части и придавать им нужную форму (хвост, крылья).
Развивать чувство формы и композиции.
24
Торт
Вызвать интерес к приготовлению пищи (десертов), красочного оформления.
Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином - раскатывание, сплющивание, размазывание, разглаживание готовых поверхностей.
Развивать мелкую моторику рук.
25
Пальма
Формировать умение детей передавать характерные особенности внешнего строения пальмы (ветки, направленые вниз, тёмно-зелёный цвет).
Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями рук и сплющивании их при изготовлении веток пальмы.
Развивать умение наносить стекой штрихи на концах веток для более выразительной передачи образа.
Закрепить знания о тёмно-зелёном цвете.
26
Кактус
Вызвать интерес к представителям растительного мира.
Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание.
Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для иголок-зубочистки, проволока ит.д).
27
Кобра
Формировать умение передавать пластическим способом изображение кобры.
Закреплять умение использовать в работе знакомые приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание; умение пользоваться стекой.
Развивать воображение, умение замечать особенности змеиного образа.
Морские обитатели
28
Морская звезда, конек
Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
Воспитывать чувство любви к морским обитате Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия.
Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других.лям.
29
Осьминожек
Упражнять в умении раскатывать комочки пластилина круговыми движениями ладоней, оттягивать детали и украшать готовую форму.
Продолжать формировать умение прикреплять готовую форму на поверхность.
Развивать согласованность в работе обеих рук, аккуратность в работе с пластилином.
Закрепить знания о цветах.
Лето, ах лето
30
Гусеница, божья коровка, пчелка
Формировать умение лепить насекомых из частей, передавая характерные особенности строения.
Закрепить приемы лепки: раскатывание шара, колбаски; сплющивание.
Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей (для усиков – проволоку, спички; для хоботка – зубочистки, для глаз – бусинки, перец горошком).
Развивать мелкую моторику рук; чувство формы, пропорций; согласованность в работе обеих рук; интерес к работе с пластилином.
Воспитывать интерес к живой природе.
Вызвать интерес к созданию коллективной композиции.
31
Улитка
Формировать умение детей добивать точной передаче формы предмета, его строения, частей.
Развивать умение дополнять изображение характерными деталями, используя знакомые приёмы работы: раскатывание, сплющивание.
32
Лягушка
Способствовать радостному весеннему настроению.
Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями.
Воспитывать любовь и внимание к живой природе.
33
Бабочка
Формировать умение передавать образ с помощью пластилина.
Закрепить умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание.
34
Черепашка
Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи.
Формировать умение изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом.
Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
Список литературы
Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - 1,2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
Косинова Е.М. Новые подходы к построению системы упражнений по развитию сложно координированных движений кистей и пальцев рук / Е.М. Косинова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2009. – №4. – С.59-65
Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста : пособие для воспитателей детского сада – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – C. 96-98
Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
http://festival.1september.ru/articles/624602/
13PAGE 15
13PAGE 143415
DFHXZ\
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·V FHZл15