Внеурочная деятельность. Знакомство со сказкой Коза- Дереза (1 класс)


Тема. Знакомство со сказкой «Коза-дереза». Чтение и обсуждение сказки.
Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить понимать образное содержание сказки, передавать структуру сказки, замечать и понимать образные слова и выражения в тексте; развивать умственную активность, творческое воображение, сообразительность, наблюдательность, фантазию, умение сравнивать; воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду; учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её, учить наблюдать за развитием сюжета, отвечать на вопросы по тексту, передавать своё отношение к поступкам героев сказки, расширять читательский кругозор; воспитывать доброе отношение к животным,любовь и интерес к русским народным сказкам.
Тип: изучение нового материала.
Оборудование: выставка детских книг и рисунков, иллюстрации книги, игрушки, маски зверей, музыкальное сопровождение.
Ход урока
I. Организация класса.
Здесь затеи и загадки,
Игры, сказки, все для вас!
Пожелаю вам удачи,
За работу, в добрый час!
II. Актуализация опорных знаний учащихся. Сообщение темы урока.
1.Приветствие учителя.
– Мне очень хочется пожелать доброго утра всем – всем – всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята, гости! И давайте поиграем с вами в игру “Доброе утро”.
2. Игра “Доброе утро”.
– Я скажу слова: “Доброе утро…” и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашет мне рукой,– значит, вы услышали и отвечайте на приветствие. Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!....Доброе утро всем мальчикам!...Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто приехал в школу на автобусе!
Доброе утро всем, кто пришёл в школу пешком!
Доброе утро всем, кто любит свою школу!
Доброе утро всем, кто любит сказки!
3.Сказка, сказка это чудо!
В чудеса играть мы будем, Будем вместе мы читать,
Чудесами управлять!
- Читать мы будем сказку, а вот какую – надо будет угадать! Для начала загадаю вам, ребятки, я звериные загадки!
4.Отгадывание загадок.
- Маленький, беленький, все полюшко прокружил,По дорожке прыг-прыг! По снежочку тык-тык! (Заяц)
- Ходит барин по двору, придирается ко всему,Двойная бородка, на бок колпачок! (Петух)
- С бородкой, а не старик, с рогами, а не бык,Доят, а не корова, лыко дерет, а лаптей не плетет! (Коза)
- А как вы думаете, в какой сказке живут эти герои? Молодцы, ребята, правильно отгадали! В сказке - "Коза-дереза!"
- А кто же главный герой это сказки?
Физкультминутка «Коза - Дереза». Я Коза – Дереза, 
Коза - черные глаза Острые рога,  кривая нога. Глазками - хлоп-хлоп!
Ножками - топ-топ! Забодаю, забодаю, забодаю!!! 
III. Работа над материалом урока.
1.Слушание сказки "Коза-дереза".
2.Обсуждение сказки.
- Как называется сказка?
- Кто герои сказки? (Петух, зайчик, коза, дочка, старуха, старик.)
- О чем говорится в сказке? (О том, как коза обманывала всех.)
- Почему старик выгнал дочку и старуху?
- Как старик узнал, что коза его обманывала?
- Как старик решил наказать козу?
- Кого выгнала коза-дереза из своей избушки?
- Кто помогал зайчику прогнать козу-дерезу и получилось ли у него?- Кто ещё поспешил на помощь зайчику?
- А кто помог зайчику?
- Как петух испугал козу? (Иду, иду скоро, на ногах шпоры, несу острую косу, козе голову снесу! Ку-ка-ре-ку!) 3. «Чему учит сказка?» (Ответы детей)
Физкультминутка.
1) Стоит в лесу домик - теремок, (пальцы раздвинуть в стороны) На двери висит замок, (пальцы переплетены в замок) Открывает его волк: (движения сомкнутыми кистями  влево, вправо) Дерг - дерг, дерг - дерг. (движения сомкнутыми кистями ) Пришел Петя-петушок (пальцы подняты вверх,  изображая гребешок) И ключом открыл замок (пальцы размыкаются и  соединяются, изображая крышу) 
3. Русская народная игра "Ходил дед на базар".
- Ходил дед на базар, купил дед косу.- На что тебе коса?- Мураву-траву косить!- На что траву косить?- Добра коня выкормить!- На что коня выкормить?- Дубовый лес возить!- На что дубовый лес возить?- Мосты мостить!- На что мосты мостить?- В гости к козоньке ходить! Продавец: Кому козу? Продаю козу!...Недорого отдам!...
Дед: Почем, хозяюшка, козу продаешь?
Продавец: За три гроша отдам!
Дед: А хороша ли коза?
Продавец: Ах хороша! Да как хороша!
Дед: Ну бери три гроша давай козу! (ведет козу)
Продавец: Слава тебе господи! Продала козу!
4. Инсценирование отрывка сказки (по выбору детей).
IV. Итог урока. Рефлексия.
- Любая сказка как венцом всегда кончается концом. По обычаю сказочному мы можем закончить сказку какими словами?
-Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Какой урок даёт нам сказка "Коза-дереза"?
- Что вам особенно понравилось в сказке?
- А ещё какие сказочные концовки вы знаете? - Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало! - Вот тебе и сказка, а мне бубликов связка!- Тут и сказки конец, а кто слушал молодец!- Жил-был царь-овес, он все сказки унес!
- Всякой сказке бывает конец, а кто участвовал в ней – молодец.- И стали они жить поживать и добра наживать!
- Вот мы и распрощались по-сказочному!