Развитие творческого мышления у учеников младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ во внеурочной деятельности 
Щербакова Ольга Владимировна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №77, посёлок Казачьи Лагери, Октябрьского района, Ростовской области
miss.sher2013@yandex.ru                             
Аннотация: в данной статье говорится о проблеме поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью обучающихся во внеурочное время; раскрывается смысл актуализации развития креативной личности, в основе которого лежат УУД; показаны методологические основы системы НФТМ – ТРИЗ, структура креативного занятия.
Ключевые слова: креативность, ТРИЗ, НФТМ, методология.
Развитие творческого мышления  у учеников младшего школьного возраста в рамках системы НФТМ-ТРИЗ во внеурочной деятельности
                                                      «Удивление есть начало всякой мудрости» 
                                                                                                                       Сократ
       Сегодня, когда объём человеческих знаний удваивается каждые 3 — 4 года, современному выпускнику школы важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить универсальные учебные действия, которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.    На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью обучающихся как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. 
Научить учащихся мыслить, генерировать идеи и реализовывать их непросто. Это подразумевает, что нужно обучить его эффективным способам творческой деятельности, в частности методологии:
ТРИЗ – это теория решения изобретательских (творческих) задач (автор Г. С. Альтшуллер). Это дисциплина о технологии поиска высокоэффективных творческих решений. 
НФТМ – это педагогическая система, обеспечивающая на всех уровнях образования (от дошкольного до послевузовского) непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей обучающихся. Методологические, методические и технологические основы системы НФТМ-ТРИЗ (М. М. Зиновкина) составляют: 
̶ ТРИЗ – теория решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера; 
̶ РТВиФ – методология развития творческого воображения и фантазии как подсистема ТРИЗ; 
̶ ТРТЛ – теория развития творческой личности как подсистема ТРИЗ; 
̶ КИП – система компьютерной интеллектуальной поддержки мышления Р. Т. Гареева, М. М. Зиновкиной.
Исходная позиция системы – каждый ребенок талантлив от природы. 
Принцип работы – воспитание личности через творчество. 
Задача – создать педагогические условия для выявления творческих способностей и их развития.
Согласно википедии, креативность — творческие способности, которые характеризуются готовностью индивида к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
В общем, креативное мышление, это умение творчески подходить к решению любой проблемы.
Творчески продуктивная личность обладает креативностью, широтой интересов и увлечений, мечтательностью, чувствительностью, богатым внутренним миром, эстетической восприимчивостью, естественностью, смелостью, непосредственностью, эмоциональностью. 
Развитие креативной личности, в основе которого лежат УУД, является отличительной особенностью нового стандарта. Такие качества личности успешно развиваются на факультативных занятиях по «Занимательной геометрии».
Целью курса  «Занимательная геометрия» является формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.).
В процессе достижения цели решаются задачи:
-создать условия для развития логического мышления и пространственного воображения детей,
-формировать умения собирать заданный объект из частей, делить геометрические фигуры на составные части, 
-изображать фигуры на чертеже,
-расширить представления обучающихся об окружающем их мире живой и неживой природы с геометрической точки зрения;
 -развивать сенсомоторные процессы (глазомер, мелкую моторику) через формирование практических умений;
- формировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач.
Правильная организация факультативных занятий позволяет развить у учеников следующие личностные качества:
- Познавательные: математический образ мышления, умение четко формулировать мысли, умело использовать математическую символику, правильно применять математическую терминологию, умение делать выводы и обобщения, анализировать.
- Креативные творческая инициатива, гибкость ума, вдохновенность, радость от интеллектуального труда.
- Методологические: настойчивость, упорство, умение доводить начатое дело до конца, целеустремленность, умение преодолевать трудности.
- Коммуникативные: умение работать в паре, в группе, находить нужную информацию, передавать ее.
Важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы   формирования высокой мотивации учебного процесса, а также  развития всех форм мышления младшего школьника.  Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в интеллектуальную работу является акт удивления или как его называют «эффект чуда». 
          Система встреч с удивительными предметами, разгадывание способов их создания все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности младших школьников.  Младший школьный возраст является одним из сенситивных периодов в развитии творческого мышления ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Поэтому именно в этом возрасте  можно перейти к исследованию геометрических фигур и открытию  их свойств. С помощью построений и измерений учащиеся выявляют различные закономерности. Это готовит мышление учащихся и создает мотивационную систему для изучения систематического курса геометрии в старших классах. 
          Креативная технология системы НФТМ-ТРИЗ основана на принципе освободить мышление учащихся от шаблонов. Происходит это в результате организации положительного эмоционального фона, дружественной творческой образовательной среде и организационным формам, и свободе мыслеизъявления на занятиях, реализации принципа сотворчества, широкого использования принципа соревновательности.
Для достижения наибольшей эффективности в этой системе стандартное учебное занятие формируется через структуру блоков. Каждый из этих блоков поддерживает устойчивую положительную мотивацию в ходе занятия и в конце каждого цикла у школьника сохраняется положительная мотивация успеха и желание перейти к следующему этапу работы.
Структура интегрированного креативного занятия по факультативу в третьем классе на тему «Путешествие в развивающую геометрию»
№ Блоки урока Сокращение Время (мин) Примечание
1 Мотивация («Встреча с чудом») М 5 1ч20мин (академ.)
2 Содержательная часть учебного материала (инсценирование) СЧ-1 15 3 Психологическая разгрузка (игра или физкультурная пауза) ПР5 4 Интеллектуальная разминка
ИКТ (игры на развитие внимания и логики)             ИР        10 5
Практическая геометрия (групповая и индивидуальная работа) . Мозговой шторм. ПГ
20
  6 Резюме            Р          5 Конспект креативного интегрированного внеклассного мероприятия 
в 3 классе «Путешествие в развивающую геометрию»
Цель: вызвать интерес школьников к изучению геометрии, побудить учащихся к самостоятельному творческому мышлению к дальнейшему совершенствованию своих знаний по предмету.
Задачи: 
- обобщить знания о геометрических фигурах, учить зрительному анализу с помощью логических задач;
-  развивать практические навыки построения геометрических фигур на плоскости,   развивать смекалку и находчивость; 
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность и интерес к геометрии;
-развивать социально-коммуникативные навыки, творческие способности.
Оборудование: плакаты-высказывания о геометрии, компьютер, проектор, счетные палочки, демонстрационный материал, ножницы, смайлики для оценивания.1блок  Мотивационная часть – под звук фанфар учащиеся входят в класс и встречаются с гостями мероприятия.
2 блок Содержательная часть       
Сценка «Съезд геометрических фигур» сопровождается отгадыванием ребусов, исполнением песен о геометрии   
3блок  Психологическая разгрузка
Игра «Молекулы» - перестроение на 4 команды по 6 человек                 
Соревнование 
-Кто быстрее узнает, у какого королевства самая длинная граница? 
-Вычисли площадь. За правильный ответ, команда получает жетон.      
4 блок  Интеллектуальная разминка
Игры на внимание и задачи логику  
1.Наташа рассматривает в лупу разные части рисунка на школьной доске. Какое из изображений А – Д она не сможет увидеть? 
     
2Фигуру, изображённую на рис.1, Вася разрезал на одинаковые треугольники, изображённые на рис.2. Сколько треугольников у него получилось? 
3 Фигура на рисунке состоит из одинаковых квадратов со стороной 1 см. 
Чему равен её периметр? 
4Какие фигуры верхнего и нижнего ряда надо соединить, чтобы получились прямоугольники: 
    
_______________________________________________
    
5 блок Практическая работа – разделить учащихся по парам с помощью фигур
  Работа в парах    (моделирование)                                      
- А какие нам сегодня на занятии  понадобятся инструменты? Отгадайте загадки про  карандаш и линейку.
  Задание:  В равностороннем треугольнике провести два отрезка так, чтобы:
А) треугольник делился на четыре треугольника;
Б)треугольник делился на два треугольника и один четырёхугольник;
В)треугольник делился на шесть треугольников и один четырёхугольник. 
В конце работы посчитать жетоны за групповые виды работы и определить самую активную команду.
Индивидуальная работа  
а)  из квадрата получить шестиугольник  
б)  Лист А-4 - из большого прямоугольника  получить маленький прямоугольник, а затем равнобедренный треугольник. МОЗГОВОЙ ШТОРМ (сколько получилось прямоугольников, квадратов, треугольников)
в)   работа с палочками    (сконструировать из палочек подарок для королевы Геометрии) 
6 блок Резюме               / на фоне муз. композиции о школе/
Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Геометрия 
   -Понравилось вам занятие ?  Чему научились?
   -Спасибо за внимание, оцените занятие!   (оценивают с помощью смайликов)
             Таким образом, особенность педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ состоит в том, что учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели. Залогом успешной работы педагога является поиск эффективных средств обучения, способствующих развитию креативности.
Креативность – это своего рода ключ к будущему. Весь прогресс является результатом нахождения новых, зачастую неожиданных, более эффективных, простых и быстрых методов решения каких-либо житейских или деловых проблем. А это требует непрерывно совершенствования творческих навыков.
Литература
Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под редакцией Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В.Петухов/ Издательство Московского университета, 1981 г.
Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. – М.:Паритет-МВ, 2006.
Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. -Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с
Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htmАргинская, И., Вороницына Е. Особенности обучения младших школьников математике // Начальная школа. – 2013. - № 23.
Белошистая, А. Наглядная геометрия // Начальная школа. – 2004. - № 28.
Волкова, С. Математика и конструирование. 3 кл.:  Пособие для учащихся 3 кл. четырехлетней начальной школы / С. И. Волкова. О. И. Пчёлкина. – М.: Просвещение, 2011.
Краснова,  О. В. Первые шаги в геометрии// Начальная школа. 2002.  № 4.
Сухарева, Л. С. Математика. Геометрические задания / Л. С. Сухарева – Ранок,  2012 – 44 с. - ISBN: 978-617-540-371-6.
Интернет-ресурсы
Логинова, И. Образовательная программа внеурочной деятельности. Кружок Геометрика.  Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/lib/id/6454Уроки, справочники, рефераты. [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://do.gendocs.ru/docs/index-234553-Загл. с экрана.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».[Электронный ресурс] – Режим доступа:http://festival.1september.ru– Загл. с экрана.
Пентамино. Логические игры. Головоломки.[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.printplay.ru/pentamino-logicheskie-igry-golovolomki - Загл. с экрана.