Научная работа на тему Здоровый образ жизни


Воспитание здорового образа жизни.
В.А.Наумова, студент
ГБПОУ «Курганский технологический колледж»
Научный руководитель: Т.Г. Иксанова, преподаватель
Человек есть «храм здоровья и красоты»
МаймонидФизическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверх актуальными.
Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические данные:
Физиологически здоровыми рождается не более 14% детей.
Только 8-10% выпускников школ можно действительно считать здоровыми.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Здоровый образ жизни - свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы каждый человек умел многое :- умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;
- владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
- постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
- самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.
Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией - важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального ЗОЖ обучающихся.
В работе по формированию ЗОЖ обучающихся обязательно нужно учитывать возрастные особенности, уровень их психического, физического развития. Работа по пропаганде здорового образа жизни в ГБПОУ «КТК» направлена на проведение различных мероприятий, таких как молодежные форумы, лектории и кинолектории, смотры-конкурсы сочинений, эссе, рефератов, видеофильмов, мультимедийных презентаций, конкурсы стенной печати, плакатов, туристические слеты и встречи с медицинскими работниками. Здоровый образ жизни – комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. В рамках факультативных часов мы проводим «Дни здоровья», массовые походы на каток, вылазки на лыжах.
Необходимо весь огромный потенциал физической культуры и спорта в «полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации».
В жизни современного общества особо остро стали проблемы, связанные с табакокурением, наркоманией и алкоголем. Особенно большое распространение эти вредные привычки получили в среде молодёжи. Вредные привычки оказывают негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности.
Анкетирование среди студентов нового набора показало, что курят 34% опрошенных, в том числе 27% девушек. После проведенных мероприятий по пропаганде ЗОЖ и повторного анкетирования на 5% курильщиков стало меньше.
ЗОЖ - отличительная черта человеческой цивилизации. ЗОЖ помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир, отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм, развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность стать долгожителем.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и умной истине стоит помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас не возможного.
Обучающиеся ГБПОУ «КТК» проходили диспансеризацию на базе медицинского центра. Обследуемым были даны индивидуальные рекомендации:
бросить курить - 42%;
сделать сбалансированной систему питания – 19%;
увеличить массу тела - 50%;
снизить вес – 31%;
укреплять сердечную мышцу- 23%;
заняться спортом – 58%.
После беседы с обучающимися через год после обследования выяснилось, что только 7% опрошенных придерживаются и 24% стараются выполнять советы врачей. Данные исследования показывают, что на занятиях физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих мероприятий.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсиров, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.
ЗОЖ - категория социальная. И тогда, когда мы говорим о ЗОЖ, то, конечно же, подразумеваем, что речь идет о жизнедеятельности общества (класса, социальной группы, индивида и т.д.). И вместе с тем мы никогда не должны забывать о том, что человечество является неотъемлемой частью огромного земного и биологического мироздания, что законы биосферы распространяются на весь ее неорганический и органический мир.
Все биологические системы человека унаследованы им в процессе генезиса. Все они функционируют на основе биологических законов и закономерностей. Человек - существо социальное. Социальная деятельность человека является определяющим в его жизни, и все биологические системы человека нацелены в основном на то, чтобы человек преуспевал в социальной жизни, чтобы он высокоэффективно и высокоэкономично учился и трудился, строил и создавал, творил и облагораживал, оберегал и защищал.
В целях экологического воспитания молодежи, осознания молодыми людьми исключительной важности проблемы чистой воды, необходимости бережно относиться к воде как к драгоценному дару природы России в колледже проводились классные часы, беседы про «Чистую воду», демонстрации видеофильмов, конференции по вопросам экологических проблем.
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье зависит от множества факторов. Человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь.
С целью воспитания здорового образа жизни я настоятельно рекомендую обучающимся:
- являться на учебные занятия полностью отдохнувшими. Ежедневная утренняя физзарядка поможет вам быть в хорошей физической форме;
-быть активными на учебных занятиях. Пассивное пребывание (присутствие во имя «галочки»)- враг успехов;
-умело и активно использовать перерывы между занятиями. Помните: движение является лучшим источником восстановления и отдыха. Курение и наркотики, водка и пиво, безделье и сквернословие - тайные и явные враги профессионального роста.
Занятое время обучающихся не должно быть бесконечно продолжительным. Наоборот, задача состоит в том, чтобы все жизненно важные и неотложные задачи и проблемы выполнялись в разумно-сжатые сроки, чтобы обучающийся выкраивал для себя несколько часов свободного времени.
Таковы основные слагаемые здоровья. Помните: здоровый образ жизни позволяет в значительной мере раскрыть те ценные качества личности, которые столь необходимы в условиях современного динамического развития. Это высокая умственная и физическая работоспособность, социальная активность, творческое долголетие. Сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественному достоянию должно стать нормой жизни и поведения всех людей. Повсеместное утверждение здорового образа жизни – дело общегосударственной значимости, всенародное, и в то же время оно касается каждого из нас.
Лекции и семинары, практические и лабораторные занятия, учебные практики, зачетные и экзаменационные сессии - основное время становления личности будущего специалиста средней квалификации. Все виды учебной работы рассчитаны на нагрузки, куда входят аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельные работы, контрольные мероприятия и т.д. Все это требует от обучающихся хорошего, крепкого и стабильного здоровья. Для решения всех основных задач и проблем, связанных с формированием специалиста. Поэтому использование физкультурно-оздоровительной деятельности приводит к достижениям жизненных и профессиональных целей.
Таким образом, в основе воспитания здорового образа жизни обучающихся лежит «система здоровья», и она, на мой взгляд, состоит из нескольких компонентов:
1. Комплекс оздоровительных, профилактических, лечебных мероприятий;
2. Работа над осознанным саморазвитием обучающихся;
3. Деятельность по созданию необходимых условий для самопознания, самореализации каждого участника этой системы.