Статья Персональный сайт преподавателя как средство организации самостоятельной работы студентов
Персональный сайт преподавателя как средство организации самостоятельной работы студентов педагогического колледжа
Матвеенко Т. Н.,
преподаватель филиала
ГБПОУ «Братский педагогический
колледж»
Сегодня нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику современных образовательных технологий, обеспечивающих повышение качества учебной работы, активизацию познавательной деятельности студентов, развитие их умственных способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у студентов умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний [2].
Согласно требованиям ФГОС СПО самостоятельная работа как форма учебной деятельности является важным элементом образовательного процесса. Однако, при организации самостоятельной работы студентов, преподаватель сталкивается с рядом проблем. Во-первых, многие студенты не владеют навыком самостоятельности. Во-вторых, планируя самостоятельную работу студентов, преподавателю необходимо продумать систему самостоятельной работы, рассчитанную на весь период изучения дисциплины. В-третьих, задания для самостоятельной работы должны постепенно усложняться по мере изучения дисциплины. И, в-четвертых, в соответствие с ФГОС СПО на самостоятельную работу отводится 50% от аудиторной учебной нагрузки, а для студентов заочной формы обучения самостоятельная работа становится основным видом деятельности по изучению дисциплин (п. 7.3.-7.5. ФГОС СПО) [1]. Так, например, в соответствие с учебным планом специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (заочная форма обучения) аудиторная работа по дисциплине «Основы философии» составляет 10 часов, а на самостоятельную работу отводится 112 часов, по дисциплине «История» - аудиторная работа – 24 часа, самостоятельная – 84 часа. В связи с этим перед педагогом встает задача так продумать организацию самостоятельной работы студентов, чтобы они смогли освоить дидактические единицы в полном объеме и подготовиться к успешному прохождению текущей аттестации.
Для меня выходом из сложившейся ситуации стало создание персонального сайта преподавателя: www.pedtulun.ru.
На сайте есть такие обязательные элементы, как «о себе», «объявления», «обратная связь», «меню». На главной странице – приветствие посетителю сайта, краткое описание содержания сайта и условия пользования материалами сайта – обязательная регистрация.
Меню сайта состоит из двух частей. В первой части представлены учебные материалы для студентов по трем дисциплинам: основы философии, история, обществознание. Каждая из этих вкладок содержит разделы: лекции, семинары, практикум, самостоятельная работа, проверочные материалы. Во второй части меню три вкладки – Успехи студентов, Мои достижения, Методические разработки.
Обе части меню между собой взаимосвязаны. Например, чтобы выполнить практическую работу в теме «Античная философия» по решению философских задач – имеется отсылка на вкладку «Методические разработки» - «Методические рекомендации «Как решать философские задачи».
Сайт удобен для работы студентов и преподавателя. В случае пропуска студентом занятия – будь то лекция или практическая работа – он может ознакомиться с основными вопросами, рассматриваемыми на лекции или выполнить задания, работая с материалами сайта.
Сайт просто незаменим в работе со студентами заочного отделения: здесь они найдут и материалы для подготовки к экзамену, и задания для домашней контрольной работы, и всегда могут обратиться за помощью к преподавателю: вкладка «обратная связь» позволяет студентам не только задать вопрос преподавателю, но и отправить выполненные задания для проверки.
Организация самостоятельной работы посредством сайта позволяет осуществлять управление и самоуправление самостоятельной познавательной и практической деятельностью студентов как очной, так и заочной форм обучения, проявление ими сознательности, самостоятельности и активности в процессе решения поставленных задач.
Самостоятельная работа – это первая ступенька к самообразовательной деятельности будущего педагога, а значит и к профессиональной карьере.
Литература
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 1353).
Казакова А. Г. Организация самостоятельной работы студентов (методическое пособие). – М.: ИПК СК, 1997. – 29 с.