Формирование УУД через проектно — исследовательскую деятельность
Лучинина Наталья Николаевна,
учитель технологии 1 кв. категории
МКОУ Каргатская средняя общеобразовательная
школа №2 им. Горького
Новосибирская область, г. Каргат
Формирование УУД через проектно - исследовательскую деятельность
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра
каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Л. Выготский
Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Компетентность – есть готовность и способность человека действовать в какой-либо области.
Современный человек - самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.
Компетентностный подход выдвигает на первое место умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования.
Учебная исследовательская и проектная деятельность – это модный тренд или необходимость?
Важнейшие факторы, влияющие на достижение более высоких результатов:
развитие познавательной активности учащихся,
развитие навыков смыслового чтения,
участие детей в учебной проектной и исследовательской деятельности,
интеграция ИКТ в учебный процесс и использование ИКТ учащимися.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.
Проектный метод позволяет организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности, формировать нестандартность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.
Решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.
Обучающийся сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности.
Проектная деятельность в школе невозможна без организационной и культурной позиции учителя. Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником.
Таким образом, происходит формирование универсальных учебных действий. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях (личностные), дают учащимся организовать их учебную деятельность (регулятивные), включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы (предметные), обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (коммуникативные).
15