ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ
Согласовано Утверждаю
Зам.директора по В.Р. директор МБОУ
________Яргакова Ю.В. «Улаганская нош»
_____А.Р.Кеденова
Программа
Краеведческого кружка « Энчи»
2014-2015 год
Пояснительная записка
Глубокие перемены, происшедшие в жизни России, ослабили внимание к роли патриотического воспитания подрастающего поколения. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к историческому и культурному наследию страны, города, села.
Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является туризм и краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, будут знания детей о родном крае и его лучших людях, тем более действенным они окажутся в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.
Значение краеведения в образовании детей трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но так же затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода и экскурсии.
Краеведческая деятельность является одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени.
Использование экскурсий, путешествий и систематических краеведческих наблюдений расширяет кругозор детей, способствует освоению разносторонних практических навыков, воспитывают любовь к малой родине.
Примерная учебная программа рассчитана на 74 часов, с сентября по май включительно. Педагог имеет возможность с учетом местных традиций и личностных творческих особенностей, исходя из времени года и погодно-климатических условий самостоятельно распределять последовательность изучения тем программы, устанавливать продолжительность занятий, которая не должна двух академических часов в помещении и четырех часов на местности. В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности занимающихся на свежем воздухе в природной среде.
Каждая тема занятий предполагает организацию как познавательно-творческой деятельности обучающихся (беседы, рисование, коллективное чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеофильмов, экскурсии), так и активной оздоровительной (подвижные игры, мини-соревнования в помещении и на природе, туристские и оздоровительные прогулки).
Занимающиеся непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Основной формой занятий является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.
Каждая тема включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу. Значительная часть времени отводится теме «Край, в котором я живу», знакомству с географией, историей, культурой родного края.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Цели программы:
- воспитание патриотизма и любви к Родине;
- возрождение духовности;
- обеспечение развития личности каждого ребёнка коллективе;
- обеспечение занятости учащихся;
- оздоровление учащихся;
-
Задачи:
Обучающие: формирование потребности в изучении родного края, его природы, истории, культуры.
Воспитательные: формирование умений и навыков культуры общения, жизнеобеспечения; развитие коллективизма и взаимовыручки; привитие любви к природе и историческому наследию, общей экологической культуры.
Развивающие: развитие творческой и исполнительской активности учащихся в процессе освоения краеведческого материала; развитие потребности к самостоятельному получению знаний.
Оздоровительные: организация активного отдыха и оздоровление на занятиях в условиях природной среды..
Учебно-тематический план
№
Название темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Введение
1
1
-
1.
Я и моя семья
1
1
2.
Природа родного края
4
1
11
2.1
Растительный и животный мир родного края
1
1
-
2.2
Охрана природы.
1
1
-
3.
Мой район
12
3.1
История моего села
1
1
3.2
Моя родословная
1
1
3.3
Памятники и сакральные места Улаганского района
1
1
3.4
Современная жизнь села
5
1
4
3.5
Символика моего района
2
1
1
3.6
Улаган в годы Великой Отечественной войны.
2
1
1
4.
Край, в котором я живу
35
10
25
4.1
Республика Алтай- родной край.
12
1
4.2
История родного края
4
2
1
4.3
Культура, искусство, литература.
4
2
2
5.
Народный фольклор
34
8
24
5.1
Кеп состор(пословицы)
3
1
2
5.2
Укаа состор
1
1
-
5.3
Модор состор
1
-
-
5.4
Табышкактар
1
1
-
5.5
Чорчоктор
3
1
2
6.
Учебно-познавательные поездки и участие в массовых мероприятиях
2
-
6
Итого
74
ИТОГО: 74 часов
Содержание программы
Введение
Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение туризма (прогулок и экскурсий) и краеведения (изучение и познание окружающего мира).
Я и моя семья
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Профессии членов семьи. Семейные реликвии.
Практические занятия: сочинения, рисунки, устные рассказы.
Природа родного края
Растительный и животный мир родного края.
Климатические особенности Улаганского района. Их влияние на природные условия. Растительный и животный мир Улаганского района. Лес – зеленое богатство республики. Лесные обитатели – герои народных сказок, песен, загадок, пословиц. Значение леса в жизни человека. Водоемы области и их обитатели. Богатства недра Улаганского района.
Практические занятия: Работа с гербарием; наблюдения за деревьями в разное время года; игра «Угадай по их описанию» (определение деревьев по их признакам), игра «Что в лесу растет? Кто в лесу живет?». Прогулка в лес.
Охрана природы.
Знакомство с «Красной книгой». История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные. Охраняемые территории.
Мой родной город
3.1 История села
История основания села. Место основания села. Названия села. Легенды и предания, связанные с основанием села.
Практика: экскурсия в музей села Улаган.
3.2.
Центральные улицы села, их облик; название и расположение в разные периоды жизни села. Микрорайоны, дома.
Практика: Экскурсия по улицам села, сочинения на тему «Моя любимая улица».
3.3 Памятники и памятные места города.
Памятники истории и архитектуры, скульптурные памятники. Памятники культовой архитектуры.
Практика: Экскурсия к памятникам, работа с открытками, фотографиями, буклетами.
3.4 Современная жизнь села
Музеи, библиотеки, дома культуры, религиозные центры села.Транспорт.
Практика: , библиотеки, экскурсия в одну из учреждений.
.
Улаган в годы Великой отечественной Войны.
Краткие сведения о жизни района в данный период.
Практика: экскурсия к мемориалам.
Край, в котором я живу.
4 республика Алтай.
Понятие о республике Алтай как о составной части России. Карта нашего края. Символы. Формы поверхности. Водоемы. Город.
Практические занятия: Рисунки герба, флага. Работа с рисунками, пазлами, картами и т.д. Экскурсии в музей.
4.2 История родного края.
Знакомство и историей родного края . Предметы быта алтайского народа. Посещение музея села Улаган.
Практические занятия: Игра-лото «Традиционные предметы быта », экскурсии в музей, чтение литературы просмотр видеофильмов.
4.3 Культура, искусство, литература.
Народные музыкальные инструменты. Писатели, художники, композиторы Республики Алтай.
Практические занятия: Тематические экскурсии в школьный музей, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей.Практические занятия:?»
6 народный фольклор. Знакомство с жанрами устного народного творчества. Умение различать жанры. Заучивание некоторых жанров наизусть.
Сбор улаганского фольклора.
Требования к знаниям и умениям
знать:
- алгоритм подготовки похода;
- «Рекомендации участникам туристических походов»
- требования техники безопасности в походе;
- общие подходы к организации и проведению походов;
- способы профилактики типичных заболеваний и основные приёмы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
- правила приготовления пищи;
- правила обустройства бивуака;
- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;
- историю, географию, экологию и биологию Улаганского района;
- основы топографии и ориентирования;
- значение и правила применение узлов.
уметь:
- оказывать первую доврачебную помощь при всех видах травм и заболеваниях;
- выполнять функции любого участника похода;
- самостоятельно подготовить и провести многодневный поход;
- составлять отчёт о походе;
- корректировать карту;
- свободно ориентироваться на природе;
-вносить изменения в «Рекомендации участникам туристических
походов»
- применять указанные знания на практике;
- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
- пользоваться примусами; разжигать костер
- обустраивать бивуак;
- завязывать 10 узлов;
- выполнять отдельные элементы техники пешеходного туризма;
- оказывать первую медицинскую помощь при легкой степени повреждения;
- выполнять площадную топосъемку.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Раздел программы
Формы занятий
Дидактические материалы и техническое оснащение
Формы подведения итогов
Я и моя семья
беседа,
игра
Рабочие карточки, плакаты, примеры родословных деревьев
Устный рассказ, рисунок
Мое село
Экскурсии, игры, беседы, рисование
Схема микрорайона, фотографии зданий, памятников и др. достопримечательностей микрорайона, герб, фотографии села.
Викторина
Природа родного края
Экскурсии, игры, беседы, викторины, работа с литературой, путешествия, рисование
Карта физическая РК, рабочие карточки, Иллюстрации к темам: растительный и животный мир РК, Красная книга РК
тест
Край, в котором я живу
Экскурсии, игры, беседы, рисование, чтение и обсуждение литературных произведений.
Изображение герба, флага РК, карты, атласы, альбом репродукций «Легенды и сказания алтайского народа», коми народные сказки, этнографические экспозиции музеев
тест
Список рекомендуемой литературы для учителя:1. 1. В.М.Адагызов. Сказания земли Улаганской. ОАО- Барнаул 2010-281
1.2Краткая энциклопедия Республики Алтай
13.Н.Тадыев,Н Модоров . Из прошлого Горного Алтая
1.4 они сражались за Родину. Горно-Алтайск
1.5. Книга памяти
1.6.Алтай – сокровище культуры . Москва 2014
1
13PAGE 15
13PAGE 14315
Заголовок 115