Использование фонетической ритмики для формирования произношения детей с недостатками слуха
Консультация для родителей.
Тема: «Использование фонетической ритмики для формирования произношения детей с недостатками слуха».
Уважаемые родители!
Овладев простыми и эффективными приёмами фонетической ритмики, вы можете помочь своему ребенку полнее познать радость жизни, наполнив её успехами.
Наукой давно доказана связь между развитием движений и формированием произношения.
Фонетическая ритмика - новый метод работы по формированию произношения слабослышащих детей младшего возраста.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произношением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).
Все упражнения, содержащие движения и речь, направлены на:
нормализацию речевого дыхания; и связанной с ним слитностью речи;
формирование умений изменять силу голоса;
правильное воспроизведение звуков и их сочетаний в слогах, словах;
восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Для нормативной речи необходим длительный, экономный выдох. Этому и надо научить детей, т.к. они не умеют управлять работой дыхательных мышц.
Начинать тренировку с ребенком лучше всего с дыхательных упражнений в положении «лежа», затем «сидя», и «стоя» и в движении.
Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания. Это беззвучные упражнения. Их множество вариантов. Все эти упражнения выполняются с целью научить ребенка управлять своим вдохом и выдохом и сводиться к естественному дыханию при говорении – вдох носом, выдох – ртом.
Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т.е. на выдохе дети учатся произносить звуки. Например, вдох носом, после чего спокойно произнести: о-х или а-х, выпуская воздух через рот.
Дыхательные упражнения сочетаться с движением рук: вверх – вниз, вверх – в стороны, вверх – на пояс; туловища: повороты вправо-влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.Необходимо помнить о том, что для правильного функционирования артикуляционного аппарата большое значение имеет напряженность и расслабленность мышц. У детей с недостатками слуха мышцы тела очень напряжены.
Есть несколько вариантов для снятия напряжения: дети стоят, сидят, ходят, бегают, прыгают. Подражание взрослому тоже способствует снятию напряжения. При помощи движений дети выражают свои эмоции, учатся управлять ими и употреблять их в нужных ситуациях естественными движениями, жестами, мимикой лица. Эти движения играют важную роль в общении.
Рекомендации по проведению дыхательных упражнений.
Выработка диафрагмального дыхания.
Закрепить понятие: вдох-выдох.
Вдох – носом, выдох – ртом.
(из положения лежа).
Фонационные упражнения.
Вдох – носом, на выдохе говорить :ф___________________.
Речевое дыхание.
Руки положить на область диафрагмы. Вдох – носом, на выдохе сказать: па______ (живот втягивается).
Звук А.
Выполнить движение на звук А, сказать : па_______.
Темп.
Руки на талии. Топать ногами, стоя на месте (удар - слог):
па-па-па-па (повторить упражнение, убыстрить темп).
Изменение силы голоса.
Поднести палец к губам, сказать тихо: па-па.
Сильно вытянуть руки вверх в стороны, сказать громко: па_____.
(повторить упражнение).
Надеюсь, что мои рекомендации по использованию приемов фонетической ритмики помогут родителям, имеющим детей с недостатками слуха.
Желаю удачи!
Дополнительную информацию Вы можете получить:
1.ШматкоН.Д.»Использование фонетической ритмики в работе над произношением дошкольников с нарушением слуха» Дефектология
1995№1
2.Шматко Н.Д.,Пелымска Т.В. «Если малыш не слышит» М.,Просвещение,199