Методическая разработка «Совместные усилия школы и семьи по оздоровлению детей» 
Совместные усилия семьи и школы 
по вопросу оздоровления детей. 
	Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической  проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Здоровый  образ  жизни  не занимает пока первое место в иерархии ценностей человека в обществе.  
	Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.
	Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.
	Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего семья, родители, затем школа.
	Еще до поступления в школу более чем у двух третей  детей уже сформированы поведенческие привычки, связанные с высоким риском развития хронических заболеваний. Следовательно, профилактическая работа в школе по основам здорового образа жизни  должна быть ориентирована не столько на формирование правильных, здоровых поведенческих стереотипов, сколько  на коррекцию уже сложившихся, что является гораздо более сложной задачей.
	К тому  же правильные знания по основам здорового образа жизни, которые ребенок получает в школе, могут противоречить практике жизни семьи, ведущей неправильный образ жизни. Ребенок оказывается перед трудным выбором своей собственной позиции, поведения. Избежать таких последствий можно лишь в том случае, если семья будет партнером образовательного  учреждения в этом вопросе.
	Здоровье детей – цель, где безусловно сходятся интересы семьи и школы. Общность интересов и в том, чтобы помочь себе, своей семье вырастить здоровую смену, жить в здоровой стране.
	Просветительство семьи – важная часть этой деятельности. В школе стало традицией проведение общешкольных родительских собраний, классных часов с приглашением медицинского работника. Формы проведения собраний разные: беседы, круглые столы, просмотр и обсуждение видеофильмов по  здоровому образу жизни.              При обсуждении любой темы используется позитивный опыт семьи в изменении образа жизни на более благоприятный для здоровья. Практический опыт и советы родителей бесценны и могут стать действенным стимулом для других. Анализируются детали, в том числе трудности, с которыми столкнулась семья, и как их удалось преодолеть.
             Формы общения с родителями не носят назидательный характер, а являются совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон.
              Обучение  здоровому образу жизни  без ориентации на внутренние ценности, без воспитания чувств неполноценно. Острейшей проблемой нашего общества является дефицит доброты и милосердия. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
	Одной из эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы в школе, направленной на пропаганду  здорового образа жизни  с активным участием всех учащихся и их родителей, являются спортивные соревнования школьников «День Здоровья», «Зарничка», «Зарница». В них каждый соревнуется не столько со своими сверстниками, сколько с самим собой. Согласно положению учитель физической культуры  организует и проводит эти соревнования, после чего подводятся итоги, награждаются классы и учащиеся за личное первенство.
	Традиционно проводятся  физминутки на уроках, «Веселые старты», «А ну-ка, мальчики!».
	Классные руководители  не представляют работу по формированию  здорового образа жизни  без экскурсий и походов. Здесь важна не только физическая нагрузка, но и общение с природой, закалка характера, прекрасная возможность сплотить коллектив учащихся. Верными помощниками являются родители школы. 
            Цель здоровьесберегающих технологий  - обеспечить каждому учащемуся возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по  здоровому образу жизни,  научить использовать их в повседневной жизни, сформировать ответственность за свое здоровье. 
Здоровьесберегающие технологии активно применяют в своей работе учителя начальных классов. (из опыта  своей работы по использованию здоровьесберегающих технологий расскажет  )
	В каждом коллективе есть свои традиции, формы и методы работы по формированию  здорового образа жизни,  а задача у нас одна – сохранить здоровье детей на период обучения и сформировать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
15