Публикация в сборнике материалов Республиканского научно-практического семинара в рамках деятельности экспериментальной площадки БГПУ им.М.Акмуллы- 2015г Деятельность классного руководителя по повышению мотивации учащихся
Марфина Надежда Александровна,
социальный педагог
МОБУ гимназия №1 муниципального района
Мелеузовский район
Республики Башкортостан
Деятельность классного руководителя по повышению
мотивации учащихся
Размышляя над темой повышения мотивации учащихся, мы проанализировали вклад каждого участника образовательной деятельности в ученика. Учитель, взаимодействуя с учениками, использует различные современные методики обучения. Родители оказывают посильную помощь в усвоении программного материала, контролируют успеваемость ребенка. Ученик усваивает материал в силу своих способностей, при этом испытывает радость открытий или горечь от постепенно накапливающихся пробелов в знаниях, осложняющих дальнейшее обучение. А какова роль классного руководителя? Насколько она значима в успешном получении образования ребенком? Или классный руководитель является только посредником между учителями, учеником и его семьей, констатирующим факты усвоения или отставания от школьной программы?
Работая два года в рамках республиканской экспериментальной площадки изучая дидактическую многомерную технологию (В.Э.Штейнберг), мы решили структурировать деятельность классного руководителя, представив её в виде логико-смысловой модели «Роль классного руководителя в развитии мотивации учащихся».
К1 «Личность классного руководителя». «Хочешь изменить мир начни с себя» - фраза известная многим. Как классный руководитель может помочь своему подопечному стать успешным? Подавая личный пример. Манера поведения, умение действовать в различных ситуациях, внешний вид, самокритичность, ответственность за совершенные поступки, стремление в достижении цели, открытость. Занимая активную жизненную позицию, выражающуюся в постоянной готовности классного руководителя к действиям на благо класса, школы. Продолжая непрерывное самообразование - стремление совершенствоваться в профессионализме ( участие в конференциях, семинарах, вебинарах, конкурсах профессионального мастерства, обучаясь на КПК). Соответствовать ожиданиям детей. Не сомневаемся, что каждый ученик хочет гордиться своими родителями, а в школе классным руководителем, ожидая, что они будут современными, «продвинутыми», авторитетными и одновременно могут не только научить чему-либо, но и помочь, будут рядом в момент нового открытия, чтобы ученики могли сказать: «Мои родители (классный руководитель) самые классные!»
К2 «Создание классного коллектива» Важной задачей для классного руководителя является создание классного коллектива, который проходит в своём развитии несколько этапов. Сплочение детей, посредством проведения мероприятий, во время проведения которых, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам. Сотрудничество самих детей в коллективе. Сотрудничая со своими сверстниками, дети учатся говорить, выражать свое мнение, думать и оформлять свои мысли, давать оценку событиям, делать выводы. Сотрудничество с одноклассниками дает возможность получения опыта первых «деловых» контактов. Создание здоровой конкуренции. Учитывая особенности современного общества, успешная личность обязана быть конкурентноспособной. Поэтому мы создаем условия для создания здоровой конкуренции в классе. Ученик нацелен на самосовершенствование и саморазвитие, справедлив и честен по отношению к своему сопернику. А еще он учится справляться и с победами, и с поражениями, не испытывая при этом зависти, злорадства, чувства вины и апатии.
К3 «Взаимодействие с родителями». Успешность работы классного руководителя по повышению мотивации зависит от того, как он будет взаимодействовать с родителями. На первой стадии это вовлечение в жизнь класса. Часто бывает, что родители далеки от происходящего в классе. Чтобы ликвидировать пропасть между родителями и детьми, мы стараемся привлечь родителей через внеклассные мероприятия. В нашем коллективе распределены обязанности среди родителей, зная это, к ним могут обратиться не только другие родители, но и любой ученик из класса. Мы стремимся добиться взаимовыгодного сотрудничества между родителями. Одним из способов в достижении цели стала подписка на электронную версию журнала «Школа для родителей». На родительских собраниях родители, делятся своими мнениями о наиболее понравившихся статьях. Привлечение в жизнь гимназии выход на более значимую ступень в развитии родительского коллектива. Участвуя в заседаниях ОРК гимназии, в родительских конференциях и общегимназических мероприятиях совместно с детьми, родители показывают, что нельзя ограничиваться общением только в рамках класса.
К4 «Взаимодействие с учителями» Для того, чтобы повышать учебную мотивацию у детей, мы должны знать, как наши ученики проявляют себя на уроках. Поэтому посещение уроков классным руководителем является значимой частью его работы. Важным моментом во взаимодействии с учителями является выступление их на родительских собраниях. Классный руководитель выполняет роль посредника между учителем и родителями, организуя индивидуальные консультации, беседы.
К5 «Учебная деятельность учащихся» Целью данного направления деятельности классного руководителя является помощь ученикам в реализации их способностей. Мы учим детей ставить и достигать краткосрочные цели, анализируя успехи и разочарования по каждому конкретному случаю. Учащиеся учатся прогнозировать свои результаты на более дальний период, например на конец триместра. В течение триместра мы стараемся отслеживать рейтинг учеников в классе. Нежелание находиться в конце списка, мотивирует детей на большее усердие в учебе. Активное участие детей в предметных олимпиадах способствует дальнейшему успешному изучению предмета.
К6 «Творческая активность учеников» - это участие в конкурсах, фестивалях, смотрах разного уровня: класса, гимназии, города, республики. Здесь можно применить выражение: «Нет не талантливых детей, есть взрослые, которые им это внушают»[1]. Напутствующие слова классного руководителя для мотивации творческой активности учащихся: «Главное, что мы участвуем всем классом, наши глаза блестят, нам это самим нравится», а если это подкрепляется еще и поддержкой родителей в виде разных сюрпризов, грамотами администрации, аплодисментами зрителей, приглашением выступить на мероприятиях, то детям хочется творить еще больше.
К7 «Создание информационно-образовательного пространства» Данное направление классный руководитель реализует посредством работы класса на платформе Дневник.ру. Эта образовательная платформа, на которой гимназия работает уже не первый год и дает возможность создания открытой информационной среды. Каждый родитель, ребенок может зайти в Дневник.ру и получить интересующую информацию. Проводя опрос с использованием интерактивной системы голосования Votum, мы выяснили, что чаще всего дети и родители открывают журнал, контролируя свои оценки, на втором месте - просмотр домашних заданий, третье место - расписание уроков. На этом, к сожалению, функции Дневника.ру, по их мнению, исчерпаны. Каково же было удивление родителей и детей, когда они познакомились с уникальными возможностями: работа в «Центре приложений», общение, создание групп, просмотр новостей гимназии, чтение газеты «Гимназист» и т.д. Таким образом, создание информационно-образовательного пространства является важным фактором в повышении мотивации детей.
К8 «Мониторинг» Реализуя поставленную цель, повышение мотивации учащихся, классный руководитель должен систематически анализировать свою деятельность на промежуточных этапах и по итогам учебного года. В качестве критериев для мониторинга мы берём результаты учебной, внеурочной, творческой, спортивной деятельности учащихся. В конце года подводим итоги класса, определяем «Ученика года» в классе, а также наиболее отличившихся учеников по номинациям.
Отвечая на поставленный вопрос, в чем заключается роль классного руководителя по развитию мотивации учащихся, можно сказать следующее: классный руководитель должен создавать условия для того, чтобы ученик сам захотел быть успешным и стал уверенным в себе.
Литература
1.Кожевникова А.Ю., Линдберг Т.Б. Мудрость великих педагогов.- М.-ОАО «ОЛМА Медиа Групп», 2014. -304с.
2. Современный образовательный процесс: опыт, проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции.-Уфа: Издательство ИРО РБ,2014.-485с.
3. Штейнберг В.Э Дидактические многомерные инструменты: Теория, методика, практика. М. : Народное образование, 2002, 304с.
Заголовок 515