Публичная лекция на тему «Семья и школа в век образования».
Публичная лекция на тему «Семья и школа в век образования».
Модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда — в той или иной мере.
Главное изменение в современном обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования — ускорение темпов развития общества.
Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам. Исследования в области рынка труда привели к формуле, которую можно определить таким образом:
-необходим переход "от хорошего специалиста — к хорошему сотруднику». Понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста, т.е. определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник, в то же время— человек, который может работать в команде, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.
В условиях России при переходе к гражданскому обществу с рыночной экономикой требуется следующее:
-формирование умений делать выбор,
-эффективно использовать ограниченные ресурсы,
-сопоставлять политические декларации с политической практикой, -способности вести переговоры и многое другое, необходимое для жизни в быстро меняющемся обществе.
Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации.
В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те люди (организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.
Школа всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в социальных требованиях к образованию. Такая реакция выражалась, прежде всего, в изменениях программ по учебным предметам,
в использовании изменения характера связей и отношений между учебными дисциплинами.
Уровень образованности в современных условиях, не определяется объёмом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.
Повышение уровня образования, которое соответствовало бы современным социальным ожиданиям в сфере образования, должно заключаться:
в расширении круга проблем, к решению которых выпускники школы должны быть подготовлены;
в подготовке к решению проблем в различных сферах деятельности (трудовой, социально-политической, культурно-досуговой, образовательной, семейно-бытовой и др.)
в подготовке к решению различных видов проблем (коммуникативных, информационных, организационных и др.);
в повышении сложности проблем, в том числе обусловленных новизной;
в расширении возможностей выбора эффективных способов решения проблем.
С принятием Закона РФ «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействования семьи и ОУ. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, реализуются комплексные целевые программы: «Планирование семьи», ипотека молодой семье на покупку жилья и т. д. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего:
падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания;
усиление социальной тенденции самоустранения родителей от решения вопросов воспитания;
уменьшение количества детей в семьях до 1 – 2 приводит к проблемам и перегибам в методах семейного воспитания;
нет прочных межличностных связей между родителями и детьми;
экологические проблемы, разрушение ЗОЖ приводит к нарушению физического и психического здоровья ребенка уже с рождения.
Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Ребёнок начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, они дают жизнь ребёнку и создают условия для развития, обучения и воспитания.
Именно в семье формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критические оценки добра, истины, красоты. Здесь закладываются основы его отношений с миром.
Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в детский сад, в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, которая определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Суть факторов состоит в следующем:
создание правового пространства, умения ориентироваться в этом поле (современная школа видит в родителях участников образовательного процесса, заказчиков форм получения образования).
психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: просвещение родителей, корректировка воспитания в семьях, оказание помощи, профилактика.
вовлечение родителей во все сферы учебно-воспитательного процесса (внеклассные мероприятия; совместные проекты; формирование ключевых компетентностей).
сотрудничество «семья – школа – социум».
Каким он станет будущий наш воспитанник. Человек – субъект или объект окружающей жизни; он господин обстоятельств или их раб. Он созидатель и строитель своего счастья или «пловец по течению».