Рабочая программа учебной дисциплины Основы предпринимательства для подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик)

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский политехнический колледж»










Рабочая Программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 07. Основы предпринимательства




























2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с письмом управления профессионального образования и науки департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области от 03.07.2014 г. № 3-114/556 для подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик).

Организация-разработчик: ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж».

Разработчик: преподаватель Кожевникова Маргарита Сергеевна.





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4



СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

11

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы предпринимательства»
Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования 23.01.07 Машинист крана (крановщик).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к общепрофессиональныму учебному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;
принимать управленческие решения;
собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках;
осуществлять планирование производственной деятельности;
проводить презентации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами:
нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;
состояние экономики и предпринимательства в Белгородской области;
потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;
теоретические и методологические основы организации собственного дела.

Изучение дисциплины направлено на формирование и развитие общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32

в том числе:


практические занятия
6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
76

в том числе:


сравнительная таблица;
составление словаря;
составление и анализ документов.
Сообщения
Рефераты
Составление кроссворда
6
3
15
23
21
8


Итоговая аттестация: зачет



2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательства»

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1.
Правовые основы предпринимательской деятельности
12


Тема 1.1.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность

Содержание учебного материала


2




1

Понятие предпринимательская деятельность, ее объекты и субъекты. Виды предпринимательской деятельности.

1



2

Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (малый, средний и крупный бизнес).

1


Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы





Самостоятельная работа обучающихся
Составить «Словарь молодого предпринимателя»
Подготовить сообщение на тему: «Внутренняя среда предпринимательской деятельности: характеристика и основные элементы»
Подготовить реферат на тему: «Виды предпринимательской деятельности по количеству собственников, по характеру объединения).»

6


Тема 1.2.
Порядок регистрации предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала
2




1

Документы, необходимые для регистрации предпринимательской деятельности.


1


Лабораторные работы




Практические занятия
Алгоритм государственной регистрации предпринимательской деятельности
1



Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение на тему: «Регистрация предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя»
2


Тема 1.3. Налогообложение предпринимательской деятельности

Содержание учебного материала

2




1
Виды налогов и системы налогообложения.
Упрощённая система налогообложения (УСН).

1




2

Единый налог на вменённый доход (ЕНВД).


1


Лабораторные работы




Практические занятия
Примеры расчетов налогов при УСН и ЕНВД
2



Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение о налогообложении предпринимательской деятельности в Белгородской области
Составить кроссворд на тему «Правовые основы предпринимательской деятельности»
9


Раздел 2
Организационно правовые формы предпринимательской деятельности
13


Тема 2.1.
Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности.


Содержание учебного материала

2




1
Понятия и признаки юридического лица.
Способы создания и государственная регистрация юридических лиц.

1



2
Учредительные документы юридических лиц.
Правоспособность юридических лиц.


1


Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Создание учредительных документов юридического лица по образцу. Работа в группах
4


Тема 2.2. Организационно-правовые формы юридических лиц.

Содержание учебного материала

2




1

Классификация юридических лиц: коммерческие и некоммерческие юридические лица и их классификация.


1


Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы





Самостоятельная работа обучающихся
Заполнение сравнительной таблицы «Организационно правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций» на основании положений ГК РФ.
Составить кроссворд по теме: «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности»

6


Тема 2.3.
Организация и развитие собственного дела

Содержание учебного материала

2



1
Организация собственного бизнеса

1


2
Создание Бизнес - плана

1


Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Составить кроссворд на тему: «Бизнес-план и его структура»
2


Раздел 3.
Ресурсное обеспечение предпринимательской деятельности и конкурентоспособность
10


Тема 3.1.
Кадровое обеспечение предпринимательской деятельности.

Содержание учебного материала

2




1
Основные задачи кадрового обеспечения предпринимательской деятельности.

1


2

Виды и формы оплаты труда


1


Лабораторные работы




Практические занятия
Расчёт заработной платы
2



Контрольные работы





Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат на тему: основные задачи кадрового обеспечения предпринимательской деятельности и основные действия по подбору кадров.
Подготовить реферат на тему: Управление кадрами на предприятии»
Подготовить сообщение на тему: «Теории мотивации персонала»
9


Тема 3.2.
Конкуренция предпринимателей и предпринимательская тайна

Содержание учебного материала

2



1
Конкуренция и конкурентоспособность предпринимательской деятельности

1


2
Предпринимательская и коммерческая тайна


1


Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Рефераты: «Защита предпринимательской, коммерческой тайны», «Виды, формы и методы конкурентной борьбы»
Составить таблицу виды конкуренции, их основные характеристики
Подготовить сообщение на тему: «Франчайзинг как новая форма конкурентной борьбы»
8


Раздел 4.

Хозяйственные договора в предпринимательской деятельности
7


Тема 4.1. Общие положения о гражданско-правовом договоре

Содержание учебного материала

2



1
Понятие сделок и договора




2
Порядок заключения договоров в письменное форме




Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы





Самостоятельная работа обучающихся
1. Внести в «Словарь молодого предпринимателя» понятия: сделка, договор, предмет договора, оферта, акцепт.

2


Тема 4.2.Договоры, регулирующие предпринимательскую деятельность.

Содержание учебного материала

2




1

Виды договоров, наиболее часто используемые в предпринимательской деятельности.






2


Общие положения договора купли-продажи, аренды, мены и подряда




Лабораторные работы




Практические занятия
1.Выявление основных отличительных характеристик договоров купли-продажи, мены, аренды, подряда, зама, кредита, банковского вклада.
1



Контрольные работы.




Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему: «Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушения договорных обязательств»
2. Подготовить сообщение на тему: «Публичная оферта в предпринимательской деятельности»
3. Изучить основные положения договоров мены, аренды, подряда, зама, кредита, банковского вклада.
12



Раздел 5.

Риск в деятельности предпринимателя
4



·Тема 5.1. Риск в деятельности предпринимателя.

Содержание учебного материала

2




1

Виды рисков. Риски при финансировании проекта.






2

Страхование рисков. Пути и методы снижения риска в деятельности предпринимателя.





Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение на тему: «Современные методы страхования валютных рисков»
Изучить основные положения договора страхования предпринимательского риска
8







Тема 5.2. Культура предпринимательства

Содержание учебного материала

2



1
Культура предпринимательства




Лабораторные работы




Практические занятия




Контрольные работы




Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат на тему: «Деловое общение в предпринимательской деятельности»
Подготовить реферат на тему: «Невербальные средства общения в предпринимательской деятельности»
Составить кроссворд на тему: «Культура предпринимательства»
8


Дифференцированный зачет
2


Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)



Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)



Всего:
108




3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.
Оборудование учебного кабинета:
комплект мебели, стенды.
посадочные места по количеству обучающихся;
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Аудио - визуальные средства обучения :DVD- диски с различными формами договоров, презентации на различные темы.


3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Гражданский кодекс Российской Федерации
2.Налоговый кодекс Российской Федерации
3.Трудовой кодекс Российской Федерации
4.Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г., 18 декабря 2006 г.)
5.Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 № 230-ФЗ, ОТ 22.07.2008 № 159-ФЗ, ОТ 23.07.2008 № 160-ФЗ, ОТ 02.08.2009 № 217-ФЗ, ОТ 27.12.2009 № 365-ФЗ)
6.Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-фз "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(в редакции Федеральных законов РФ от 23 июня 2003 г. N [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], от 8 декабря 2003 г. N [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ; с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ)
7.Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник. – М.: АКАДЕМИЯ, 2012

Дополнительные источники:
1.Андреев А.Н., Дорофеев В.Д., Чернецов В.И. Основы бизнеса. – Пенза: Изд. Пензенского института экономического развития и антикризисного управления, 2012
2.Баринов В.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2013
3.Барроу К. и др. Бизнес-планирование: полное руководство / Пер. с англ. М. Веселковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2013
4.Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А.Предпринимательство. Учебник. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013
5.Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под ред. А. С Пелиха, - М.: Издательский центр «МарТ», 2012
6.Предпринимательство / Под ред. В.Я.Горфинкеля-М.: ЮНИТИ, 2012
7.Ремонтова Т.И., Широкова Л.П. Как составить бизнес-план. Методическое пособие. – Пенза: ИПК и ПРО, 2012
8. Жиделева, В.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие для студентов эконом. вузов / В.В. Жиделева, Ю.Н, Каптейн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 133с. – (Высшее образование).
9. Волков, О.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 264 c.
10. Экономика фирмы: учебное пособие для учреждений среднего профессионального образования / [Т. В. Муравьева, Н. В. Зиньковская, Н. А. Волкова, Г. Н. Лиференко] ; под ред. Т. В. Муравьевой.-М.:Академия, 2012.-399
11.Жилинский С.Э., Яковлев В.Ф. «Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). 6-е издание», 2015г.
12. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. – 5-е изд., стереотип. – М.: Магистр; ИНФРА-М, 2011



Интернет-ресурсы:
1. Правовой сайт- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Правовой сайт- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



















4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

УМЕТЬ:
- выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;


Письменный контроль в форме:
ответов на вопросы к тексту нормативного акта;
составление схем;
заполнения таблиц;
решения задач.

- принимать управленческие решения;

Письменный контроль в форме:
ответов на вопросы к тексту нормативного акта;
составление схем;
заполнения таблиц;
решения задач.

- собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках

Письменный контроль в форме:
ответов на вопросы к тексту нормативного акта;
составление схем;
заполнения таблиц;
решения задач.

-осуществлять планирование производственной деятельности;

Письменный контроль в форме:
ответов на вопросы к тексту нормативного акта;
составление схем;
заполнения таблиц;
решения задач.

-проводить презентации.

Письменный контроль в форме:
ответов на вопросы к тексту нормативного акта;
составление схем;
заполнения таблиц;
решения задач.

Знать:
- алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами:
-нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;

Тестовый контроль.
решения задач;
Устный контроль в форме:
индивидуального опроса;
фронтального опроса;
дача заключений по вопросам действительности (правомерности) юридических документов.
Деловые игры по темам изучаемого материала с моделированием ролевого поведения согласно условиям игры, рецензирование ролевого поведения

- состояние экономики и предпринимательства в Белгородской области;
Тестовый контроль.
решения задач;
Устный контроль в форме:
индивидуального опроса;
фронтального опроса;
дача заключений по вопросам действительности (правомерности) юридических документов.
Деловые игры по темам изучаемого материала с моделированием ролевого поведения согласно условиям игры, рецензирование ролевого поведения

- потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;
Тестовый контроль.
решения задач;
Устный контроль в форме:
индивидуального опроса;
фронтального опроса;
дача заключений по вопросам действительности (правомерности) юридических документов.
Деловые игры по темам изучаемого материала с моделированием ролевого поведения согласно условиям игры, рецензирование ролевого поведения

- теоретические и методологические основы организации собственного дела.

Тестовый контроль.
решения задач;
Устный контроль в форме:
индивидуального опроса;
фронтального опроса;
дача заключений по вопросам действительности (правомерности) юридических документов.
Деловые игры по темам изучаемого материала с моделированием ролевого поведения согласно условиям игры, рецензирование ролевого поведения



Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач; - организация собственной деятельности в соответствии с поставленной целью
определение и выбор способов (технологии) решения задачи в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами;
- оценка эффективности и качества выполнения;
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы учебной дисциплины;
активное участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии, достижение высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
- решение стандартных и нестандартных профессиональных задач,
- проведение анализа ситуации по заданным критериям и определение рисков;
- оценивание последствий принятых решений;
Наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на практических занятиях

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- эффективное взаимодействие и общение с коллегами и руководством.
Наблюдение и экспертная оценка коммуникабельности.


ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-Анализ инноваций в профессиональной области
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы учебной дисциплины

















13 PAGE 14515

13 PAGE 141015

13 PAGE 141515111



Заголовок 115