Рабочая программа учебной дисциплины Основы предпринимательства для подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик)
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области
областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Белгородский политехнический колледж»
Рабочая Программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 07. Основы предпринимательства
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с письмом управления профессионального образования и науки департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области от 03.07.2014 г. № 3-114/556 для подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 23.01.07 Машинист крана (крановщик).
Организация-разработчик: ОГАПОУ «Белгородский политехнический колледж».
Разработчик: преподаватель Кожевникова Маргарита Сергеевна.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы предпринимательства»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования 23.01.07 Машинист крана (крановщик).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к общепрофессиональныму учебному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;
принимать управленческие решения;
собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках;
осуществлять планирование производственной деятельности;
проводить презентации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами:
нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;
состояние экономики и предпринимательства в Белгородской области;
потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;
теоретические и методологические основы организации собственного дела.
Изучение дисциплины направлено на формирование и развитие общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
6
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
76
в том числе:
сравнительная таблица;
составление словаря;
составление и анализ документов.
Сообщения
Рефераты
Составление кроссворда
6
3
15
23
21
8
Итоговая аттестация: зачет
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы предпринимательства»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Правовые основы предпринимательской деятельности
12
Тема 1.1.
Нормативно-правовые акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность
Содержание учебного материала
2
1
Понятие предпринимательская деятельность, ее объекты и субъекты. Виды предпринимательской деятельности.
1
2
Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (малый, средний и крупный бизнес).
1
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Составить «Словарь молодого предпринимателя»
Подготовить сообщение на тему: «Внутренняя среда предпринимательской деятельности: характеристика и основные элементы»
Подготовить реферат на тему: «Виды предпринимательской деятельности по количеству собственников, по характеру объединения).»
6
Тема 1.2.
Порядок регистрации предпринимательской деятельности
Содержание учебного материала
2
1
Документы, необходимые для регистрации предпринимательской деятельности.
1
Лабораторные работы
Практические занятия
Алгоритм государственной регистрации предпринимательской деятельности
1
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение на тему: «Регистрация предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя»
2
Тема 1.3. Налогообложение предпринимательской деятельности
Содержание учебного материала
2
1
Виды налогов и системы налогообложения.
Упрощённая система налогообложения (УСН).
1
2
Единый налог на вменённый доход (ЕНВД).
1
Лабораторные работы
Практические занятия
Примеры расчетов налогов при УСН и ЕНВД
2
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение о налогообложении предпринимательской деятельности в Белгородской области
Составить кроссворд на тему «Правовые основы предпринимательской деятельности»
9
Раздел 2
Организационно правовые формы предпринимательской деятельности
13
Тема 2.1.
Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности.
Содержание учебного материала
2
1
Понятия и признаки юридического лица.
Способы создания и государственная регистрация юридических лиц.
1
2
Учредительные документы юридических лиц.
Правоспособность юридических лиц.
1
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Создание учредительных документов юридического лица по образцу. Работа в группах
4
Тема 2.2. Организационно-правовые формы юридических лиц.
Содержание учебного материала
2
1
Классификация юридических лиц: коммерческие и некоммерческие юридические лица и их классификация.
1
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Заполнение сравнительной таблицы «Организационно правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций» на основании положений ГК РФ.
Составить кроссворд по теме: «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности»
6
Тема 2.3.
Организация и развитие собственного дела
Содержание учебного материала
2
1
Организация собственного бизнеса
1
2
Создание Бизнес - плана
1
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Составить кроссворд на тему: «Бизнес-план и его структура»
2
Раздел 3.
Ресурсное обеспечение предпринимательской деятельности и конкурентоспособность
10
Тема 3.1.
Кадровое обеспечение предпринимательской деятельности.
Содержание учебного материала
2
1
Основные задачи кадрового обеспечения предпринимательской деятельности.
1
2
Виды и формы оплаты труда
1
Лабораторные работы
Практические занятия
Расчёт заработной платы
2
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат на тему: основные задачи кадрового обеспечения предпринимательской деятельности и основные действия по подбору кадров.
Подготовить реферат на тему: Управление кадрами на предприятии»
Подготовить сообщение на тему: «Теории мотивации персонала»
9
Тема 3.2.
Конкуренция предпринимателей и предпринимательская тайна
Содержание учебного материала
2
1
Конкуренция и конкурентоспособность предпринимательской деятельности
1
2
Предпринимательская и коммерческая тайна
1
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Рефераты: «Защита предпринимательской, коммерческой тайны», «Виды, формы и методы конкурентной борьбы»
Составить таблицу виды конкуренции, их основные характеристики
Подготовить сообщение на тему: «Франчайзинг как новая форма конкурентной борьбы»
8
Раздел 4.
Хозяйственные договора в предпринимательской деятельности
7
Тема 4.1. Общие положения о гражданско-правовом договоре
Содержание учебного материала
2
1
Понятие сделок и договора
2
Порядок заключения договоров в письменное форме
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
1. Внести в «Словарь молодого предпринимателя» понятия: сделка, договор, предмет договора, оферта, акцепт.
2
Тема 4.2.Договоры, регулирующие предпринимательскую деятельность.
Содержание учебного материала
2
1
Виды договоров, наиболее часто используемые в предпринимательской деятельности.
2
Общие положения договора купли-продажи, аренды, мены и подряда
Лабораторные работы
Практические занятия
1.Выявление основных отличительных характеристик договоров купли-продажи, мены, аренды, подряда, зама, кредита, банковского вклада.
1
Контрольные работы.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Подготовить сообщение на тему: «Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушения договорных обязательств»
2. Подготовить сообщение на тему: «Публичная оферта в предпринимательской деятельности»
3. Изучить основные положения договоров мены, аренды, подряда, зама, кредита, банковского вклада.
12
Раздел 5.
Риск в деятельности предпринимателя
4
·Тема 5.1. Риск в деятельности предпринимателя.
Содержание учебного материала
2
1
Виды рисков. Риски при финансировании проекта.
2
Страхование рисков. Пути и методы снижения риска в деятельности предпринимателя.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение на тему: «Современные методы страхования валютных рисков»
Изучить основные положения договора страхования предпринимательского риска
8
Тема 5.2. Культура предпринимательства
Содержание учебного материала
2
1
Культура предпринимательства
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат на тему: «Деловое общение в предпринимательской деятельности»
Подготовить реферат на тему: «Невербальные средства общения в предпринимательской деятельности»
Составить кроссворд на тему: «Культура предпринимательства»
8
Дифференцированный зачет
2
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
Всего:
108
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики.
Оборудование учебного кабинета:
комплект мебели, стенды.
посадочные места по количеству обучающихся;
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Аудио - визуальные средства обучения :DVD- диски с различными формами договоров, презентации на различные темы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Гражданский кодекс Российской Федерации
2.Налоговый кодекс Российской Федерации
3.Трудовой кодекс Российской Федерации
4.Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изменениями от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г., 18 декабря 2006 г.)
5.Федеральный закон от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 № 230-ФЗ, ОТ 22.07.2008 № 159-ФЗ, ОТ 23.07.2008 № 160-ФЗ, ОТ 02.08.2009 № 217-ФЗ, ОТ 27.12.2009 № 365-ФЗ)
6.Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-фз "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(в редакции Федеральных законов РФ от 23 июня 2003 г. N [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], от 8 декабря 2003 г. N [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 02.07.2005 N 83-ФЗ, от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ; с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ)
7.Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник. – М.: АКАДЕМИЯ, 2012
Дополнительные источники:
1.Андреев А.Н., Дорофеев В.Д., Чернецов В.И. Основы бизнеса. – Пенза: Изд. Пензенского института экономического развития и антикризисного управления, 2012
2.Баринов В.А. Бизнес-планирование. Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2013
3.Барроу К. и др. Бизнес-планирование: полное руководство / Пер. с англ. М. Веселковой. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2013
4.Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А.Предпринимательство. Учебник. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013
5.Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под ред. А. С Пелиха, - М.: Издательский центр «МарТ», 2012
6.Предпринимательство / Под ред. В.Я.Горфинкеля-М.: ЮНИТИ, 2012
7.Ремонтова Т.И., Широкова Л.П. Как составить бизнес-план. Методическое пособие. – Пенза: ИПК и ПРО, 2012
8. Жиделева, В.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие для студентов эконом. вузов / В.В. Жиделева, Ю.Н, Каптейн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 133с. – (Высшее образование).
9. Волков, О.И. Экономика предприятия: Учебное пособие / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 264 c.
10. Экономика фирмы: учебное пособие для учреждений среднего профессионального образования / [Т. В. Муравьева, Н. В. Зиньковская, Н. А. Волкова, Г. Н. Лиференко] ; под ред. Т. В. Муравьевой.-М.:Академия, 2012.-399
11.Жилинский С.Э., Яковлев В.Ф. «Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). 6-е издание», 2015г.
12. Виханский О.С. Менеджмент: учебник. – 5-е изд., стереотип. – М.: Магистр; ИНФРА-М, 2011
Интернет-ресурсы:
1. Правовой сайт- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Правовой сайт- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
УМЕТЬ:
- выбирать организационно-правовую форму предпринимательской деятельности;
Письменный контроль в форме:
ответов на вопросы к тексту нормативного акта;
составление схем;
заполнения таблиц;
решения задач.
- принимать управленческие решения;
Письменный контроль в форме:
ответов на вопросы к тексту нормативного акта;
составление схем;
заполнения таблиц;
решения задач.
- собирать и анализировать информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках
Письменный контроль в форме:
ответов на вопросы к тексту нормативного акта;
составление схем;
заполнения таблиц;
решения задач.
-осуществлять планирование производственной деятельности;
Письменный контроль в форме:
ответов на вопросы к тексту нормативного акта;
составление схем;
заполнения таблиц;
решения задач.
-проводить презентации.
Письменный контроль в форме:
ответов на вопросы к тексту нормативного акта;
составление схем;
заполнения таблиц;
решения задач.
Знать:
- алгоритм действий по созданию предприятия малого бизнеса в соответствии с выбранными приоритетами:
-нормативно-правовую базу предпринимательской деятельности;
Тестовый контроль.
решения задач;
Устный контроль в форме:
индивидуального опроса;
фронтального опроса;
дача заключений по вопросам действительности (правомерности) юридических документов.
Деловые игры по темам изучаемого материала с моделированием ролевого поведения согласно условиям игры, рецензирование ролевого поведения
- состояние экономики и предпринимательства в Белгородской области;
Тестовый контроль.
решения задач;
Устный контроль в форме:
индивидуального опроса;
фронтального опроса;
дача заключений по вопросам действительности (правомерности) юридических документов.
Деловые игры по темам изучаемого материала с моделированием ролевого поведения согласно условиям игры, рецензирование ролевого поведения
- потенциал и факторы, благоприятствующие развитию малого и среднего бизнеса, кредитование малого бизнеса;
Тестовый контроль.
решения задач;
Устный контроль в форме:
индивидуального опроса;
фронтального опроса;
дача заключений по вопросам действительности (правомерности) юридических документов.
Деловые игры по темам изучаемого материала с моделированием ролевого поведения согласно условиям игры, рецензирование ролевого поведения
- теоретические и методологические основы организации собственного дела.
Тестовый контроль.
решения задач;
Устный контроль в форме:
индивидуального опроса;
фронтального опроса;
дача заключений по вопросам действительности (правомерности) юридических документов.
Деловые игры по темам изучаемого материала с моделированием ролевого поведения согласно условиям игры, рецензирование ролевого поведения
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач; - организация собственной деятельности в соответствии с поставленной целью
определение и выбор способов (технологии) решения задачи в соответствии с заданными условиями и имеющимися ресурсами;
- оценка эффективности и качества выполнения;
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы учебной дисциплины;
активное участие в учебных, образовательных, воспитательных мероприятиях в рамках профессии, достижение высоких результатов, стабильность результатов, портфолио достижений.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
- решение стандартных и нестандартных профессиональных задач,
- проведение анализа ситуации по заданным критериям и определение рисков;
- оценивание последствий принятых решений;
Наблюдение и экспертная оценка эффективности и правильности самоанализа принимаемых решений на практических занятиях
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- эффективное взаимодействие и общение с коллегами и руководством.
Наблюдение и экспертная оценка коммуникабельности.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-Анализ инноваций в профессиональной области
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы учебной дисциплины
13 PAGE 14515
13 PAGE 141015
13 PAGE 141515111
Заголовок 115