Рабочая программа по обществознанию 5 класс Боголюбов ФГОС

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова и учебного плана МБОУ «Алешкин-Саплыкская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
– развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10–15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
– воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
– освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
– формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

ЗАДАЧИ:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности;
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий;
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса .
Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении.
ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Структура курса и последовательность предъявления материала.
Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для обучающихся-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Содержание первого этапа курса (5–7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит обучающегося в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – темы «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Обучающиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда обучающиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями обучающихся и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у обучающихся 5 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения2.
Содержание курса по обществознанию
Вводный урок.
Глава I. Человек.
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека.
Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных, наследственность.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и младшими по возрасту партнёрами.
Глава II. Семья.
Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.
Глава III. Школа.
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Школа в жизни человека и общества. «Век живи век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники).
Глава IV. Труд.
Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.
Глава V. Родина.
Россия – федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Наша Родина – Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.
Итоговое повторение и контроль.
Распределение учебного материала в 5 классе
Раздел
Количество часов

Социальная сущность личности

Человек
5

Семья
7

Современное общество

Школа
7

Труд
5

Родина
9

Повторение и контроль
2

Итого
35

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (роль и возможности школьного обществознания)
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. ее интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.
Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации: опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина.
Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодёжи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни3.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 35 учебных часов ( 1 час в неделю) и опирается на учебник для общеобразовательных организаций «Обществознание. 5 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, рекомендованного Министерством образования и науки РФ, 6-е издание, Москва, Просвещение, 2015 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Личностные результаты:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) на использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Критерии оценки учебной деятельности:
устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно,
отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой «1» единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
75-100% - отлично «5»;
60-74% - хорошо «4»
50-59% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика,
оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четверных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке; - выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов - высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке; - выполнение дополнительных заданий по желанию; - высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке; - отсутствие выполнения дополнительных заданий; - низкий уровень знания базового материала;
Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы
1. Учебно-методический комплект:
Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2014.
Иванова, Л. Ф. Обществознание. 5 класс. рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. – М. : Просвещение, 2014.
Иванова, Л. Ф. Обществознание. 5 класс. поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Иванова. – М. : Просвещение, 2014.
2. Методические пособия для учителя:
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5–9 классы : проект. – М. : Просвещение, 2011.
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
3. Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.

4. Дополнительная литература для учащихся:
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. – М. : Виктория Плюс, 2007.
5. Медиаресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Образовательные ресурсы Интернета обществознание.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Обществознание в школе (дистанционное обучение).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Права человека в России.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Энциклопедии, словари, справочники






Календарно-тематическое планирование Обществознание 5 класс
№ урока
Тема и тип урока
Элемент содержания
Планируемые результаты
Виды деятельности обучающихся
Домашнее
задание
Дата проведения
Факт




предметные
метапредметные УУД
личностные УУД












План
Факт

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Глава I. Человек (5 часов)

1–3
Введение.
Загадка человека (ознакомление с новым материалом)
1. Введение в предмет.
2. Зачем человек рождается?
3. Что такое наследственность.
4. Наследственность – биологическая сущность всех людей.
5. Можно ли влиять на наследственность
Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.
Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий, моделирование ситуаций и их анализ.


§ 1; задания рубрики «В классе и дома», с. 14–15.
Рабочая тетрадь, № 6, с. 7





4–5
Отрочество – особая пора жизни (комбинированный)
1. Легко ли быть подростком?
2. Отрочество – пора мечтаний.
3. Самостоятельность – показатель взрослости.
4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу.
5. Нужны ли сегодня рыцари
Научатся: определять свое место среди сверстников и взрослых, понимать себя.
Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей
Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
§ 2; задания рубрики «В классе и дома», с. 21–23.
Подго товка к выполнению индиви-
дуальных проектов





Глава II. Семья (7 часов)

6–7
Семья и семейные отношения (ознакомление с новым материалом)
1. Зачем люди создают семьи.
2. Если семья не выполняет своих обязанностей.
3. Какие бывают семьи
Научатся: изучать историю своей семьи; определять ее функции; характеризовать семейно-правовые отношения.
Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий
Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
§ 3; задания рубрики «В классе и дома», с. 32





8–9
Семейное хозяйство (ознакомление с новым
материалом)
1. Семейные заботы.
2. Каким должен быть хозяин дома.
3. Как хозяйствовать по правилам
Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения.
Получат возможность научиться: анализировать
важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
§ 4.
рабочая тетрадь, задание № 8,





10– 11
Свободное время (ознакомление с новым материалом)
1. Что такое свободное время.
2. Свободное время и занятия физкультурой.
3. Свободное время и телевизор, компьютер и мобильный телефон.
4. Своими руками.
5. Что такое хобби
Научатся: организовывать свое свободное время.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
Проявляют заин-тересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности
Составить таблицу «Хобби: причины возникновения, виды».
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
§ 5.
Составить памятку «Это должен уметь каждый хозяин дома»





12
Обобщение и систематизация знаний по теме «Семья» (обобщение и систематизация знаний)
1. Экономия семейных ресурсов.
2. Это должен уметь каждый хозяин дома.
3. Творчество своими руками
Научатся: организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный
институт, в котором проходит основная часть жизни человека.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют актив
ность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, предлагают помощь и сотрудничество
Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий
Моделирование ситуаций и их анализ.
Умение работать с тестовыми заданиями
Придумать или подобрать познава тельную игру-развлечение





Глава III. Школа (7 часов)

13–14
Образование в жизни человека (ознакомление с новым матери-алом)
1. Школьное образование.
2. О чем рассказала бабушка.
3. Чему учит школа сегодня.
4. Учись учиться
Научатся: определять мотивы обучения детей в школе.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу: понимают необходимость учения, выражен-ного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
§ 6. рабочая тетрадь, задание № 8, с. 33. Составление рассказов на тему
«Школа моей мечты»





15–16
Образование и самообразование (комбинированный)
1. Формы самообразования.
2. Испокон века книга растит человека.
3. Самообразование – путь к успеху.
4. Новые возможности.
5. Самообразование и самоорганизация
Научатся: организовывать собственную учебную деятельность, познакомятся с формами самообразования.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
§ 7. рабочая тетрадь, задания № 2, 3, с. 34–35

/



17–18
Одноклас-сники, сверстники, друзья (комбинированный)
1. Ты и другие ребята.
2. Слово не воробей.
3. Какой ты, друг?
Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, которые выражаются в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
§ 8. рабочая тетрадь, задания № 6, 7, 8, с. 43, 45





19
Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа» (обобщение и систематизация знаний)
1. Отношения друзей и сверстников.
2. Организация свободного времени
Научатся: организовывать свое свободное время; определять свои отношения с одноклассниками.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им
Решение познавательных задач Умение работать с тестовыми заданиями
Подобрать и проиллюстрировать пословицы и поговорки о труде



Глава IV. Труд (5 часов)

20–21
Труд – основа жизни (ознакомление с новым материалом)
1. Каким бывает труд.
2. Что создается трудом.
3. Как оценивается труд.
4. Богатство и бедность.
5. Богатство обязывает
Научатся: определять значение труда в жизни человека.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различныхточек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий
Выражают устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
§ 9.
рабочая тетрадь, задания № 3, 4, 8, с. 47–48, 50





22–23
Труд и творчество (комбинированный)
1. Трудовая деятельность человека.
2. Мастер и ремесленник.
3. Что такое творчество.
4. Творчество в искусстве
Научатся: определять значение труда в жизни человека.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно со-здают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль
Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
§ 10.
рабочая тетрадь, задание № 6, с. 54–57





24
Обобщение и систематизация знаний по теме «Труд»
(обобщение и систематизация знаний)
1. Труд в деятельности человека.
2. Мир профессий
Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им
Моделирование ситуаций и их анализ, решение познавательных задач
Умение работать с тестовыми заданиями
Подготовить стихотворения о Родине



Глава V. Родина (9 часов)

25–26
Наша Родина – Россия
(ознакомление с новым материалом)
1. Российская Федерация.
2. Русский язык – государственный.
3. Что значит быть патриотом
Научатся: определять понятие «федерация»; объяснять, что значит быть патриотом.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий
Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
§ 11.
рабочая тетрадь, задания № 7, 8, с. 62–63





27–28
Государственные символы России (ознакомление с новым материалом)
1. Герб России.
2. Флаг России.
3. Гимн России
Научатся: определять государственные символы.
Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
Выражают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
§ 12; задания рубрики «В классе и дома», с. 106





29–30
Гражданин России
(ознаком-
ление с новым материалом)
1. Гражданин.
2. Права и обязанности граж-
дан России.
3. «Моя хата с краю»
Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
Выражают гражданскую идентичность в форме
осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
§ 13.
рабочая тетрадь,
задания № 6, 7, с. 70





31–32
Мы – многонациональный народ (комбинированный)
1. Что говорит закон.
2. Мы – дети разных народов, мы – один народ.
3. Многонациональная культура России.
4. Что такое национальность
Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество).
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотру-ве с учителем
Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
§ 14.
рабочая тетрадь, задание № 7, с. 74





33
Обобщение и систематизация знаний по теме «Родина» (обобщение и систематизация знаний)
1. Проверочная работа.
2. Групповые задания
Научатся: определять права и обязанности гражданина Российской Федерации.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам
Умение работать с тестовыми заданиями Решение познавательных задач

Подготовка презентаций к защите проектов



Повторение (2 часа)

34–35
Человек и общество (применение знаний и умений (защита проектов))
Защита проектов
Научатся: проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстрированный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.
Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им
Оценка проектов, контроль и итоги групповой работы
Умение работать с тестовыми заданиями









15