РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности Детского творческого объединения «СУВЕНИР»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 8 имени С.П.Алексеева г.о. Отрадный Самарской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
Детского творческого объединения «СУВЕНИР»
Класс: 5-8
Учитель: Басенко Ольга Владимировна, первая квалификационная категория
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
3. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
4 . Содержание занятий внеурочной деятельности
5.Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся.
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
1. Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе Закона РФ «Об образовании» (26.12.2012г),
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897),
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Сувенир» разработана для занятий с учащимися 5-8 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования . В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся
Данная рабочая программа призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям декоративно-прикладным искусством, реализовать и развить свои природные интересы. Ориентированность программы на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и пониманию чувства красоты и гармонии.
Актуальность программы - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. На данный момент эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные вручную, украшающие интерьер жилища изделия пользуются большим спросом.
Возраст обучающихся – 11-15 лет.
Программа рассчитана на 4 года обучения (68 часов в год, 2 часа в неделю).
Продолжительность занятия: 2 часа
Весь курс делиться на теоретическую и практическую деятельность Некоторые виды работ выполняются индивидуально, а некоторые коллективно.
Цель программы – развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи программы
Ознакомление учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
Формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;
Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Проявлять наблюдательность, эрудицию, фантазию при разработке различных сувениров, украшений;
Воспитывать чувство прекрасного и привить чувство уважения к традициям русского народного творчества и труду мастеров.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа репродуктивного и творческого характера, проектный.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биологоия (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.
Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Сувенир» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера.
. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, .
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
Для того чтобы вызвать у детей устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача занятия освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Содержание программы составлено на 68 часов (2 часа в неделю). Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов
3. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе занятий кружка «Сувенир»:
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Коммуникативные универсальные учебные действи
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и
дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Предметные результаты изучения курса
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.4 . Содержание занятий внеурочной деятельности
1-й год обучения
Вводное занятие
Правила поведения в кабинете технологии. Программа и организация кружка. Охрана труда. Санитарно-гигиенические правила. Используемые материалы и инструменты. Литература, рекомендуемая для чтения.
Изобразительная деятельность
Цветовой круг. Гармония цвета. Эскиз. Пейзаж. Портрет. Натюрморт.
Практическая работа. Рисование кистью, рисование пальцами.
Аппликация
Историческая справка. Виды аппликаций. Орнамент, ритм.
Практическая работа. Аппликация из цветной бумаги (поздравительная открытка). Орнаментная аппликация.
Оригами
Виды оригами. Основные приёмы выполнения оригами.
Практическая работа. Оригами рыбы, оригами цветы, оригами животные и птицы.
Ручные швы
Виды ручных швов. Приёмы выполнения ручных швов.
Практическая работа. Выполнение образцов ручных швов. Вышивание салфетки контурной вышивкой.
Игрушки из ткани
История игрушек. Виды игрушек. Используемый материал. Способы изготовления игрушек.
Практическая работа. Выполнение стяжки. Пошив зайчика способом стяжки. Пошив грибка (игольница). Пошив собачки.
Экскурсии
Организуются на выставки декоративно-прикладного искусства. Предусматривается участие в конкурсах, выставках, ярмарках народного творчества.
Заключительное занятие.
Подведение итогов за год. Проведение итоговой выставки поделок учащихся.
2-й год обучения
Вводное занятие
Знакомство с программой. Охрана труда. Новые технологии для изготовления сувениров. Литература, рекомендуемая для чтения.
Работа с природными материалами
Сбор и заготовка природного материала. Инструменты и приспособления для работы с природными материалами. Приёмы изготовления и отделки сувениров из природных материалов.
Практическая работа. Аппликация из растений, картины из веток, шпона и шишек. Сувениры из шишек и желудей. Изготовление сувенирных композиций из природных материалов.
Пат (солёное тесто)
Рецепт приготовления солёного теста. Приёмы работы с тестом. Последовательность изготовления и оформления сувениров из солёного теста.
Практическая работа. Изготовление плоских фигурок животных, птиц, рыбок, растений. Изготовление фигурок людей. Раскрашивание готовых фигурок. Оформление картин. Подсвечники из солёного теста, игрушки-сувениры.
Ручная вышивка
Русский национальный костюм. Орнамент, ритм в вышивке. Виды вышивания.
Практическая работа. Односторонняя гладь, двусторонняя гладь. Вышивка крестом. Вышивание салфетки. Вышивание картины.
Игрушки из ткани и меха
Национальные тенденции при оформлении игрушек. Подбор материала для игрушек. Технология изготовления.
Практическая работа. Изготовление игрушек с приклеиванием деталей из меха (пудель, зайчик, лев). Изготовление игрушек способом сшивания ткани и меха. Сувенир ёжик.
Проектная деятельность
Выбор темы для проекта. Последовательность оформления. Работа над проектом. Защита проекта.
Экскурсии
Организуются экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства. Предусматривается участие в конкурсах, выставках, ярмарках народного творчества.
Заключительное занятие
Подведение итогов за год. Проведение итоговой выставки поделок учащихся.
3-й год обучения
1.Вводное занятие
Знакомство с программой. Техника безопасности. Экологические технологии.
Изонить
Исторические сведения. Основные приёмы выполнения изонити.
Практическая работа. Технология выполнения изонити (угол, круг, квадрат).Рыбка, снеговик, цветы. Композиция космос.
Торсион
Историческая справка. Инструменты и приспособления. Понятия «скань», «скрутка». Технология выполнения торсиона.
Практическая работа. Изготовление скани, скрутки, полотна. Изготовление подставки под чайник, карандашницы, рамки для картины. Сувенирная коробочка.
Игрушки из меха
Виды меха. Инструменты и приспособления. Правила раскроя игрушек из меха. Приёмы изготовления.
Практическая работа. Пошив плоскостных игрушек, полезных игрушек, объёмных игрушек. Игольница, футляр для очков и телефонов, кошелёк. Кошка и собака на четырёх лапах.
Проектная деятельность
Выбор темы. Актуальность, проблема. Работа над проектом. Оформление проекта. Защита проекта.
Экскурсии
Организуются экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства. Предусматривается участие в конкурсах, выставках, ярмарках народного творчества.
Заключительное занятие
Подведение итогов за год. Проведение итоговой выставки поделок учащихся.
4-й год обучения
Вводное занятие
Знакомство с программой. Информационные технологии. Профессиональные интересы и склонности.
Аппликация из ткани
Историческая справка. Виды аппликаций. Инструменты и приспособления. Подбор тканей. Эскиз, композиция. Технология выполнения. Профессия дизайнер.
Практическая работа. Выполнение эскиза натюрморта. Подбор тканей и выполнение пейзажа способом пришивания. Изготовление объёмной картины из ткани.
Работа с кожей
Виды кожи. Инструменты и приспособления. Приёмы работы с кожей. Профессия скорняк.
Практическая работа. Выполнение эскиза броши. Изготовление броши из кожи («Хризантема»). Выполнение эскиза картины из кожи. Изготовление картины из кожи («Виноград»).
Вышивка крестом
Народные традиции в вышивке. Эскиз и схема вышивки. Подбор ниток по цветовой гамме. Приёмы выполнения вышивки (крест, полукрест).
Практическая работа. Подбор схемы и ниток для вышивки. Выполнение вышивки крестом. Оформление готовой вышивки.
Оформление работ для участия в выставках
Изготовление рамок и подставок для готовых работ. Изготовление подписей работ и рекламных объявлений.
Наглядные пособия
Изготовление выкроек, лекал и наглядных пособий для младших групп и кабинета технологии.
Выполнение социальных заказов
Изготовление выкроек, пошив маскарадных костюмов и фартуков для школы. Профессия закройщик, модельер, швея.
Проектная деятельность
Выбор темы. Работа над проектом. Оформление проекта. Слайдовая презентация. Защита проекта.
Заключительное занятие
Тестирование. Подведение итогов. Итоговая выставка учащихся.
Тематическое планирование внеурочной деятельности обучающихся
1-й год обучения
№п.п.
Тема
Количество часов
Планируемые результаты
Дата
1.
Вводное занятие
2
Соблюдать гигиену учебного труда. Действовать по плану. Осуществлять поиск нужной информации.
2.
Изобразительная деятельность
6
Понимать гармонию цвета. Планировать свою деятельность. Самостоятельно выполнять работу.
3.
Аппликация
8
Составлять орнамент и композицию при изготовлении аппликации. Соблюдать правила т.б. с режущими инструментами
4.
Оригами
10
Освоить основные приёмы выполнения оригами. Слушать учителя, товарищей
5.
Ручные швы
6
Знать название, уметь выполнять ручные швы. Соблюдать правила т.б. с иглами и ножницами. Самостоятельно выполнять работу.
6.
Игрушки из ткани
24
Понимать последовательность изготовления игрушек из ткани. Самостоятельно составлять план действий и применять его при решении задач творческого и практического характера.
7.
Экскурсии (выставки, конкурсы, игры)
10
Формирование эстетических потребностей. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
8.
Заключительное занятие
2
Умение анализировать готовые изделия. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Итого
68
2-й год обучения
№п.п.
Тема
Количество часов
Планируемые результаты
Дата
1.
Вводное занятие
2
Знать правила т.б. при работе в кабинете технологии. Уметь находить нужную информацию.
2.
Работа с природными материалами
8
Владеть информацией о подготовке природных материалов. Планировать свою деятельность
3.
Пат (солёное тесто)
8
Знать рецепт приготовления солёного теста, самостоятельно изготавливать сувениры из солёного теста.
4.
Ручная вышивка
10
Соблюдать правила т.б. при работе с иглами и ножницами. Иметь понятие об орнаменте, ритме в вышивке. Знать приёмы вышивания
5.
Игрушки из ткани и меха
18
Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Слушать учителя и соблюдать правильность технологических операций.
6.
Проектная деятельность
10
Умение формулировать проблему, самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера.
7.
Экскурсии (выставки, конкурсы, игры)
10
Формирование эстетических чувств, познавательных интересов, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
8.
Заключительное занятие
2
Давать оценку качества готовому изделию, высказывать свою точку зрения.
Итого
68
3-й год обучения
№п.п.
Тема
Количество часов
Планируемые результаты
Дата
1.
Вводное занятие
2
Знать правила т.б. при выполнении работ по различным технологиям .Находить необходимую информацию, понимать знаки символов, моделей, схем.
2.
Изонить
8
Знать понятие «изонить», освоить технологию выполнения изонити, уметь составлять композицию в технике изонить.
3.
Торсион
10
Самостоятельно планировать свою работу, вносить при необходимости изменения. Освоить технологию торсион, изготавливать сувенир в технике торсион.
4.
Игрушки из меха
20
Соблюдать правила т.б. с иглами и ножницами. Планировать поэтапное выполнение изделия. Контролировать процесс и результат своей деятельности.
5.
Проектная деятельность
16
Умение создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
6.
Экскурсии (выставки, конкурсы, игры)
10
Уважительное отношение к культуре всех народов ,развитие доброжелательности к людям и готовности к сотрудничеству.
7.
Заключительное занятие
2
Оценка процесса и результата деятельности.
Итого
68
4-й год обучения
№п.п.
Тема
Количество часов
Планируемые результаты
Дата
1.
Вводное занятие
2
Поиск и выделение необходимой информации. Знать виды профессий и специальностей.
2.
Аппликации из ткани
8
Самостоятельно выполнять эскизы, выкройки, изготавливать объёмные картины из ткани.
3.
Работа с кожей
6
Знать виды и приёмы работы с кожей. Самостоятельно контролировать качество готового изделия
4.
Вышивка крестом
10
Соблюдать правила т.б. с различными инструментами. Планировать свою деятельность, понимать символы, знаки, схемы.
5.
Оформление работ для участия в выставках
10
Знать способы и правила оформления готовых работ. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
6.
Наглядные пособия
6
Уметь самостоятельно изготавливать наглядные пособия
7.
Выполнение социальных заказов (пошив костюмов, спец.одежды)
14
Знакомиться с профессиями закройщик, модельер, швея. Уметь самостоятельно кроить и шить спецодежду.
8.
Проектная деятельность
10
Выбирать тему для проекта, знать правила оформления проекта и слайдовой презентации. Уметь самостоятельно защищать проект.
9.
Заключительное занятие
2
Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки .
Итого
68
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности
печатные пособия
Лилия Бурундукова. « Волшебная изонить.» – М: «АСТ-ПРЕСС», 2010
Леонова О. « Рисуем нитью. Ажурные картины.» - С.-П.: Литеро, 2005.
Е.Е. Цамуталина. «100 поделок из ненужных вещей.»- Ярославль: Академия развития, Академия, Ко. Академия Холдинг, 2008г.
Журнал «Лена рукоделие» 2/2011.-ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА»
Цифровые ресурсы Мастер-классы (записи на диске)
оборудование столы, швейные машины; утюг; гладильная доска.
Заголовок 2Заголовок 315