Планирование работы историко-краеведческого кружка Поиск

Дополнительная общеобразовательная программа
«Поиск »









Разработчик:
педагог дополнительного образования Татьяна Альбертовна

Содержание

Пояснительная записка
Общая характеристика предмета
Место учебного предмета в учебном плане
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Содержание курса
Тематическое планирование
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Поиск» составлена в соответствие с требованиями к дополнительному образованию Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, рабочего Учебного плана МБУДО «Дом детского творчества» ЗМР РТ.
Объект изучения: история и культурное наследие РТ, города Заинска и Заинского района.
Изучение истории - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел.
Актуальность программы в том, что она позволяет больше узнать, правильно понять исторические, этнические особенности малой Родины; содействует сохранению того, что веками создавалось многонациональным народом нашей республики. Обучающиеся включаются в процесс исследовательской и творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение прошлого Заинска и Заинского района, формирование умений не только самостоятельно добывать краеведческий материал, но и умений грамотно их обработать, а затем применять на практике, представлять его на краеведческих чтениях, на мероприятиях школьного музея. Программа призвана также, способствовать более успешной самореализации личности при выборе дальнейшего жизненного пути.
Цели программы:
-Познакомить обучающихся с историко-культурным наследием родного края; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности. Приобщать обучающихся к истории Малой Родины.
-Создавать условия для успешной творческой самореализации личности в краеведческой деятельности.
Основные цели и задачи историко-краеведческого объединения:
воспитательные - формирование активной гражданской позиции обучающихся, воспитание патриотизма, гордости за свою страну, школу, город; формирование социальной активности, толерантности и коммуникабельности;
познавательные - приобщение обучающихся к исследовательской и проектной творческой деятельности на основе историко- краеведческого материала; овладение основам социального анализа;
развивающие - развитие навыков исследовательской и проектной работы, обработки статистических и анкетных материалов, интервьюирования; развитие профессиональных склонностей, оказывающих влияние на выбор обучающимся сферы профессиональной деятельности.
Цель: «Создание максимально благоприятных условий для развития творческих способностей ребенка и реализация его собственного «Я» в созидательно - творческих видах деятельности, обеспечение развития дополнительного образования современным качеством, доступностью и эффективностью на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности».
Задачи программы:
-Изучение прошлого и настоящего города Заинска и заинского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.
-Воспитание патриотизма у обучающихся через краеведческие знания о городе и районе.
-Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций, формирование знаний по истории Малой Родины.
-Активизация поисковой деятельности обучающихся.
-Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
-Формирование у обучающихся навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучение краеведения.
-Пополнение фондов школьной музея и Зала Боевой славы работами обучающихся по краеведению и материалов фонда.
-Способствовать развитию интереса к краеведению, чувства гордости за добрые дела своих земляков, чувства любви к Родине
-Развитие навыков исследовательской, проектной, творческой и иных видов деятельности при работе с различными видами источников.
Основные направления: Программа “Поиск” включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области истории республики и города.

2.Общая характеристика методы работы, способы организации деятельности, виды деятельности обучающихся
Формы проведения занятий:
Экскурсия, работа в архивах, конференции, уроки, работа с документами, исследовательская деятельность.
Методы работы:
общеклассная, групповая, парная, индивидуальная.
Методические приемы:
исследовательская деятельность, поисковая деятельность, организационная деятельность (организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов), индивидуальная работа с учащимися, методическая работа (составление сценариев и разработок познавательных программ, творческих отчетов музея, экскурсий).
Механизм реализации программы:
организация экскурсий в районные краеведческие музеи, пешие экскурсии по городу; проведение концертов, лекций, экскурсий, внеклассных мероприятий и т.п.; сбор материалов; создание проектов; оформление собранных материалов; создание и оформление музейного уголка и Уголка боевой славы в школе;участие в школьных и районных краеведческих конкурсах.

3. Место предмета в учебном плане
Дополнительная общеобразовательная программа «Поиск» составлена в соответствие с количеством часов, указанных в рабочем учебном плане МБУДО «Дом детского творчества» ЗМР РТ, изучается в объеме 64 часа , 1 год обучения.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Прогнозируемые результаты:
Ребята знакомятся с письменными и устными источниками, различными архивными документами, выявляют архивные документы, связанные с историей города, района, республики. Итогом года является организация экскурсий по «Залу Боевой Славы», музейные уроки, продолжаются сборы материала для оформления музейных экспозиций. Обучающиеся самоопределяются в выборе раздела и проводят практические работы по ним (оформляют паспорта экспонатов, составляют и проводят экскурсии, занимаются поисково-исследовательской деятельностью). При проведении конкурсов, викторин, творческих заданий, конференций отмечаются все положительные стороны каждой работы и каждого обучающегося, награждаются наиболее ценные и значимые работы. Предполагается, что обучающиеся научатся работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, использовать и систематизировать статистические данные по разным периодам развития края и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Создание выставки посвящённой боевому прошлому ветеранов Великой Отечественной войны, армии и флота, воинов интернационалистов, проживающих и проживавших в городе и районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.



Программа предусматривает разнообразные формы исследования краеведческого материала:
изучение архивных документов, встречи, переписка с интересными людьми. Вводятся различные формы и методы занятий: лекции, опережающие задания по изучению дополнительной краеведческой литературы и архивного семейного материала, рефераты, семинары, дискуссии, экскурсии. Проходит содействие созданию архивов устной истории в результате бесед, опроса, интервьюирования или анкетирования участников исторических событий. Нацеливает на развитие навыка выступления на конференциях и популяризации накопленного опыта.
Методы определения результативности:
Измерить чувство любви к Родине сложно. Предполагается разнообразный мониторинг навыков, умений, знаний и отслеживание уровня духовной культуры через наблюдение, беседы, анкетирование, отслеживание мастерства выступления на конференциях, публикаций работ в СМИ, проведения экскурсий.











































5. Содержание программы

Тема
Кол-во часов

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие, знакомство с программой кружка. Беседа
4

Знакомство с экспонатами школьного музея. Архивирование поступивших за лето экспонатов. Экскурсия
6

1.Письменные источники.
Письменные, вещественные и устные источники-знания о прошлом.
Древнейшие рукописные памятники: рукописи, краеведческие сборники. Значение журнальных, газетных публикаций. Слайд - лекция с показом иллюстраций из журналов, исторических книг.
Практическое занятие. Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.
6

2.Устные источники.
Язык - древнейшая форма общения людей. История улиц города.
Практическое занятие. Улицы, местечки и происхождение их названий.
6

3. Архив.
Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Лекция с практическим занятием. Знакомство с архивными документами школьного музея и школы.
Выявление архивных документов, связанных с историей республики ,города и района, пополнением национальной экспозиции школьного музея. Практическое занятие. Сбор материала. Организация мероприятий ,посвященных Конституции РФ.
8

4.Изучение родного края. Герои ВОВ наши земляки.
Территория и границы родного края. Понятие родной край. Родной край сегодня, перспективы его развития. Наши земляки на фронтах ВОВ. 70-летию Победы посвящается Беседа с элементами лекции. Встречи с ветеранами ВОВ нашими земляками. Сбор информации для музея. Проведение экскурсий для учащихся школы, республиканских семинаров по «Залу Боевой славы» и музею.
Практическое занятие. Сбор материала для музея, встреча с ветеранами, интересными людьми нашего города. Работа с документами школьного музея. Подготовка инициативной группы для проведения внеклассных мероприятий связанных с ключевыми битвами ВОВ. (Курская, блокада Ленинграда, Сталинград..)
Посещение ветеранов ВОВ, проживающих на территории микрорайона школы. Сбор материала, проведение интервью. Сбор материала для «Книги памяти.»
Работа с архивными документами, связанными с ВОВ историей республики, города и района, пополнение экспозиций школьного музея
14

5.Мир народных праздников.
Сбор материала о народных праздниках традиционных для народов Республики Татарсан. Встреча со старожилами, интервьюирование. Лекция, работа с энциклопедией.
Практическое занятие. Сбор материала о местных праздниках. Встреча со старожилами города.
10

6.Школьный музей.
Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение. Лекция, изучение материалов из письменных источников.
Практическое занятие. Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической. Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы.
6

Подведение итогов работы кружка подготовка и проведение краеведческой выставки с творческими отчетами по интересам членов кружка.
4

Итого
аса





6.Тематическое планирование
1 год обучения

Тема
Кол-во часов
Дата
план

Дата факт
Тип занятия
Виды деятельности
Планируемые результаты

1
Введение. Инструктаж по технике безопасности.

1
03.10

Вводная беседа
Групповая работа
Формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию

2
Вводное занятие, знакомство с программой кружка
3
03.10
10.10
10.10


Беседа
работа с документами.

Сформировать мотивацию к учению и познанию Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

2
Знакомство с экспонатами школьного музея.
3
17.10
17.10
24.10



Экскурсия
Работа со словарем
Развитие индивидуально - личностных позиций, социальных компетентностей, личностных качеств, основ российской, гражданской идентичности.

3
Архивирование поступивших за лето экспонатов.
3
24.10
31.10
31.10

Практическое занятие
работа с документами.

Развитие умений ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

4
1.Письменные, вещественные и устные источники-знания о прошлом. Письменные, вещественные и устные источники-знания о прошлом. Древнейшие рукописные памятники: рукописи, краеведческие сборники. Значение журнальных, газетных публикаций.


3
07.11
07.11
14.11

Слайд - лекция с показом иллюстраций из журналов, исторических книг.

работа с книгой, словарем

Формирование умений собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными; обработка информации (определение основной и второстепенной информации); запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; анализ информации.

5
Знакомство с документами - письменными источниками школьного музея, фотодокументами.

3
14.11
21.11
21.11

Практическое занятие.
работа с документами.

Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения задач;

6
2.Устные источники. Язык - древнейшая форма общения людей. История улиц города.

3
28.11
05.12
05.12


Слайд - лекция с показом презентаций.
работа с книгой, словарем

  Умение оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

7
Улицы, местечки и происхождение их названий.

3
12.12
12.12
19.12

Экскурсия
«творческие лаборатории»

Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников)

8
3. Архив.
Архивные учреждения, методы и приёмы работы над архивными документами. Знакомство с архивными документами школьного музея и школы.
2
19.12
26.12

Лекция с практическим занятием.
работа с документами.

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

9
Выявление архивных документов, связанных с историей республики, города и района, пополнением национальной экспозиции школьного музея.
2
26.12
09.01

Лабораторная работа.
работа с документами, литературой

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Поиск и выделение необходимой информации из различных источников.


Организация мероприятий, посвященных памятным датам истории страны, республики.
4
09.01
16.01
16.01
23.01

Практическое занятие.
Групповая работа
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

10
4.Изучение родного края. Герои ВОВ наши земляки.
Изучение родного края. Территория и границы родного края. Понятие родной край. Родной край сегодня, перспективы его развития.
2
23.01
30.01

Беседа с элементами лекции.
работа с документами, литературой

Собирать информацию (извлечение необходимой информации из различных источников; обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

11
Герои ВОВ наши земляки. Наши земляки на фронтах ВОВ и труженики тыла. 70-летию Победы посвящается.

2
30.01
06.02

Сбор информации для музея. Практическое занятие.
Групповая работа по сбору информации
Умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Запись, фиксация информации.

12
Встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, нашими земляками.
2
06.02
13.02

Сбор материала для музея, встреча с ветеранами, интересными людьми нашего города.

Запись, фиксация информации; анализ и оформление информации;


13
Работа с документами школьного музея. Подготовка инициативной группы для проведения внеклассных мероприятий связанных с ключевыми битвами ВОВ. (Курская, блокада Ленинграда, Сталинград..)

3
13.02
20.02
20.02

Проведение экскурсий для учащихся школы, гостей по «Залу Боевой славы» и школьному краеведческому музею.
работа с документами и литературой

Умение осваивать обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности.

14
Посещение ветеранов ВОВ, проживающих на территории микрорайона школы.
3
27.02
27.02
06.03

Экскурсия с элементами интервьюирования.
индивидуальные задания

Умение записывать, фиксировать информацию, в том числе с помощью ИКТ, анализ информации.

15
Работа с архивными документами, связанными с ВОВ историей республики, города и района, пополнение экспозиций школьного музея.

2
06.03
13.03

Сбор материала, проведение интервью. Сбор материала для «Книги памяти»
«творческие лаборатории»

Приобретение умений и навыков по сбору информации, умение учитывать позицию собеседника (партнёра).

16
5.Мир народных праздников.
Сбор материала о народных праздниках традиционных для народов Республики Татарсан.
3
13.03
20.03
20.03

Лекция, работа с энциклопедией, литературой.

Работа с энциклопедиями, литературой, словарем
Получение нового знания и его анализ.

17
Встреча со старожилами, интервьюирование.
4
27.03
03.04
03.04
10.04

Практическое занятие.
индивидуальные задания
Организация и осуществление сотрудничества.

18
Сбор материала о местных праздниках.

3
10.04
17.04
17.04

Лекция, изучение материалов из письменных источников.
Работа с энциклопедиями, литературой, словарем, посещение старожилов
Воспринятие и анализ информации, ее важнейших компонентов .

19
6.Школьный музей.
Положение о школьном музее. Профиль музея, его размещение.


1
24.04

Лекция, изучение материалов из письменных источников.
работа с документами
Умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приемы решения поставленных задач.

20
Разработка текстов экскурсий: обзорной, тематической.
3
08.05
08.05
15.05

Практическое занятие.
«творческие лаборатории»

Умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

21
Подготовка экскурсоводов и определение порядка их работы.

2
15.05
22.05

Практическое занятие.
индивидуальные задания

Формирование умений задавать вопросы, необходимых для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

22
Подведение итогов работы кружка
1
22.05

Беседа
Групповая и индивидуальная работа
Осуществление анализа информации ;передача информации устным, письменным, цифровым способами; интерпретация информации (структурирование, презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ); применение и представление информации; оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

23
Подготовка и проведение краеведческой выставки с творческими отчетами по интересам членов кружка.

3
29.05
29.05
29.05

Практическое занятие
индивидуальные задания

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером ;определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.




Требования к представлению результатов обучения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-поиска, первичного анализа и использования исторической информации, обращения в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
-формулирования и защиты собственной точки зрения с использованием правовых и моральных норм;
-применения полученных знаний для определения соответствующего закону способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-социальной адаптации и выбора сферы профессиональной подготовки, будущей сферы деятельности после окончания средней школы,
-сохранения духовного и культурного наследия России, республики, города и школы,
-передачи собственных знаний и умений последующим поколениям учащихся школы.
Что будет знать и уметь обучающийся:
Знать:
- основные даты, связанные с историей города, школы, хронологические рамки значительных событий и процессов;
- соотносить события своего города с историей всей страны; устанавливать
Уметь:
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;
-сравнивать данные разных источников, анализировать их;
- рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях республики и города, их участниках, выступать с сообщениями перед обучающимися, их родителями ;
- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные эпохи; описывать исторические объекты, памятники;
- проводить экскурсии по музею;
- классифицировать исторические события и явления села по указанному признаку, обобщать;
- излагать свои суждения и взгляды на события села; объяснять мотивы деятельности людей; оценивать события села; объяснять и определять своё отношение к ним;
- уметь общаться с людьми; найти подход к каждому человеку;
- уметь слушать, зарисовывать, фотографировать, правильно описывать увиденное;
- работать с техническими средствами.
Прогнозируемые результаты:
В процессе работы нашего объединения накопится определенный опыт, материал в виде стендов, фотоматериале, разработок, по проведению вечеров. Итогами работы объединения на отдельных его этапах является выпуск исторических газет, карт, схем, рукописных материалов по истории родного края, которые будут использоваться в школе и находятся в историко-краеведческом школьном музее, использоваться в учебно-воспитательной работе.
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция, газеты, журналы)
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Печатные пособия (карты, схемы, таблицы)
Архив школьного музея.
Архив (вещественные, письменные источники)
Цифровые образовательные ресурсы (программы, список сайтов...)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Экранно-звуковые пособия (презентации, видео)
Учебно-практическое оборудование (ПК, проектор, мультимедийная доска, принтер)









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215



Составитель: Разова Татьяна Альбертовна
Педагог дополнительного образования
Возраст учащихся для обучения: 13-14 лет
Срок обучения: 1 год




15