Тематический семинар на тему:Приемы и методы активизации познавательной деятельности обучающихся при формировании ключевых компетенций на уроках математики
Приемы и методы активизации познавательной деятельности обучащихся при формировании ключевых компетенций
на уроках математики.
« Предмет математики настолько серьёзен,
что надо не упускать случая сделать его
занимательным».
Блез Паскаль.
Слайд 1-4 Актуальность выбранной темы объясняется тем, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения.
Ещё в древности одним из важнейших достоинств человека считали владение математическими знаниями. Слово «математика» в переводе с греческого означает знание, наука. Её роль и значение в современной жизни непрерывно возрастают. Математика является одной из важнейших наук и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни.
Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся. Работать над активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Формирование познавательной деятельности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную активность, и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы». [Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребность к самообразованию. – М., Просвещение, 1885]
Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации.
В условиях бурного развития науки и техники преподавание в школе не может сводиться только к тому, чтобы вооружить учащихся определённым запасом знаний. Необходимо добиться высокого уровня их мышления, с тем чтобы учащиеся могли в дальнейшем самостоятельно расширять и углублять свои знания, применять их в смежных областях, находить решения в новых ситуациях.
Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю.
Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, от методических методов и приемов, которые способствуют успешному усвоению учебного материала, развитию познавательной активности школьников.
Слайд 5 В связи с этим важно обучить учащихся основным приёмам умственной деятельности, сформировать у них умение анализировать и сопоставлять факты, делать обобщения.
Слайд 6 Известно много методов и приемов, позволяющих активизировать познавательную деятельность у учащихся в процессе обучения математики, но я хочу становиться на некоторых, которые используются нами на уроках математики.
Слайд 7 В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации познавательной деятельности учащихся на уроке.
Слайд 8 При изучении нового материала используем приемы, способствующие активизации мысли учеников. Обязательна четкость и простота изложения, наглядность, работа с учебником.
Работа с учебником. Это эффективное средство закрепления материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления.
Слайд 9 Но «Читать - это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело» (К. Ушинский). Поэтому при работе с учебником используем следующие задания:
Слайд 10
найти в тексте то, о чём не говорилось на уроке;
объяснить значение тех или иных слов;
сколько раз в тексте встречается слово (например, дробь, сложение), всегда ли в одном и том же значении, что еще оно может обозначать;
найти определение некоторых терминов, правил;
конкурс на самое точное и краткое определение.
Все эти приемы активизируют мыслительную деятельность учащихся и служат одним из средств стимулирования учебной работы.
Слайд 11 Ситуация удивления. Приведу пример Урок по теме “Признаки делимости” начинается так: “А знаете, ребята, я могу мгновенно ответить вам: делится ли ваше названное число на 2,3,4,5,6,9,10,11 не выполняя деления в столбик или на калькуляторе. Хотите проверить? Напишите у себя число и определите делится ли оно на какое-нибудь из названных чисел”. Ребята с большим удовольствием начинают отыскивать мне числа
Создание ситуаций успеха. Обучение на уроке стараемся организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности.
Материалы к уроку подбираем так, чтобы ребята почувствовали пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
Этот метод в обучении представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют более сложные упражнения.
Слайд 12 На уроках используем фронтальную работу, индивидуальную работу, учитывая образовательные способности каждого ученика.
Фронтальная форма организации обучения может быть реализована в виде проблемного изложения и сопровождаться творческими заданиями.
Слайд 13 Учащиеся заинтересованы проблемой, внимательно следят за доказательством теоремы. Таким образом, достигается активизация учащихся, усиливается их познавательный интерес. Проблемные ситуации вызывают ощущение трудности, что ставит учеников перед необходимостью мобилизовать свои знания для ее преодоления.
Слайд 14 Основные методические приемы создания проблемной ситуации в обучении математике – использование жизненных явлений, фактов, их анализ с целью теоретического объъяснения.
Например: Урок по теме «Признак перпендикулярности плоскостей» (10 кл) можно начать с рассмотрения реальной ситуации: «Стены зданий возводятся вертикально. Как же строители осуществляют контроль за этим?» Выясняется, что для этого они используют ответ. Естественно возникает вопрос: «Правильно ли поступают строители, является ли такая проверка достаточной?»
Итак, сформулирована проблема, но пока класс ответить на поставленный вопрос не может. И только теперь можно объявить тему урока, доказать теорему. Учащиеся заинтересованы проблемой, внимательно следят за доказательством теоремы. Таким образом, достигается активизация учащихся, усиливается их познавательный интерес.
Слайд 15 Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке
Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. Важным является контроль за ходом выполнения заданий, своевременная помощь в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Мы составляем такие задания, которые содержат в себе: образцы решений и задачи, подлежащие решению на основе изучения образца; различные алгоритмические предписания, позволяющие шаг за шагом решить задачу.
Слайд 16 Упражнения на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные yмoзаключения. При выполнении упражнений на готовых чертежах происходит активная мыслительная деятельность учащихся, которая приводит к непроизвольному запоминанию определений, свойств и признаков изучаемых фигур. Важно и то, что учащиеся с гораздо большим интересом выполняют такие упражнения.
В своих работах для проверки знаний используем тесты. Он позволяет провести более широкий тематический контроль материала на ту или иную тему, а может быть, и на ряд тем. Тест позволяет сэкономить время на уроке, повышает заинтересованность учащихся в хорошем результате. Кроме того, тест благотворно влияет на развитие интуиции и логического мышления, позволяет отслеживать уровень и качество обученности
Слайд 17 – 18 (пример теста)
Слайд 19 Практическая значимость и межпредметные связи
Чтобы у учащихся не возникало представление о "сухости" математики, оторванности от её жизни, показываем взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром. Внесение элементов «занимательности» при введении новых понятий позволяет повысить интерес к изучаемой теме, способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Приведу примеры
Слайд 20 – 22
1.Решение задачи практического содержания по теме: «Показательные функции, уравнения, неравенства».Цель. Отработка умений применять полученные знания при выполнении практических задач
2. В на уроках по темам: «Масштаб», «Графики» мы работаем по географической карте России, выполняя практическую работу: «Определить расстояние от Новочеркасска до Москвы на местности, измерив его на карте». Интерес учащихся на таких уроках высокий.
3. В 5 классе при изучении темы «Прикидка результата действия» выполнить задачу: Составьте список продуктов, которые вы хотели бы купить к праздничному столу, узнайте их цены и, выполнив прикидку, определите, хватит ли вам для покупки 800 р. Если хватит, подумайте, что ещё можно купить на оставшиеся деньги, а если нет, то от чего вам придётся отказаться.
4. Решение задач ЕГЭ:
Слайд 23
5.Телефонная компания предоставляет на выбор три тарифных плана.
Тарифный план
Абонентская плата
Плата за 1 минуту разговора
1. Повременный
135 р. в месяц
0,3 р.
2. Комбинированный
255 р. за 450 минут в месяц
0,28 руб. за 1 минуту сверх 450 мин. в месяц.
3. Безлимитный
380 р.
0 р.
Абонент выбрал наиболее дешевый тарифный план, исходя из предположения, что общая длительность телефонных разговоров составляет 650 минут в месяц. Какую сумму он должен заплатить за месяц, если общая длительность разговоров в этом месяце действительно будет равна 650 минут? Ответ дайте в рублях.
Слайд 24 Еще одним из таких методов является проведение нетрадиционных уроков – это уроки-сказки, уроки-путешествия, соревнования, турниры, интегрированные уроки. На уроках и для домашних заданий часто используются творческие задания такого характера, как:
1. Составление задач по определенной теме, с иллюстрациями.
2.Составление ребусов, кроссвордов на определенную тему
3.Подготовка коротких докладов к урокам (например, о жизни и деятельности выдающихся математиков). Включения в урок математики элементов истории способствует укреплению познавательных интересов, углублению понимания материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс на уроках активно используем информационные технологии. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету и их познавательную активность.
В своей работе мы используем презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, справочные материалы, образцы решенных примеров и задач, ход решения которых разбирается подробно, затем предлагается по алгоритму решать самостоятельно аналогичные задания; задачи с планом решения или алгоритмом решения, где в решении задания пропущены объяснения или вычисления.
При выполнении такой работы формируется объем активных знаний, умение обосновывать решение, применять изученные теоретические положения на практике.
Слайд 25, 26
Слайд 27 В.А. Сухомлинский писал. «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития»
Включение в урок элементов дидактических игр и игровых моментов, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности.
Изучая математику некоторым тяжело усвоить правила или определения, а, выучив их, трудно применить при выполнении тех или иных заданий. Гораздо легче усваивается ход решения, если некоторые его моменты связаны с жизнью, этапы решения сравниваются с понятиями окружающего мира. В этом случае математическое умозаключение ассоциируется с представлениями реальной действительности, либо происходит зрительная ассоциация.
Обычно при введении нового математического термина рассказываю учащимся об истории его происхождения. После небольшой исторической справки ученики с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта. Удивительно, но факт, что большинство из них представляют собой названия внешних предметов. Например,"Конус" - это латинская форма греческого слова "конос", означающего сосновую шишку.
Слайд 28 Оказывается, значение синусов и косинусов углов «находятся» на нашей ладони.
Тригонометрия в ладони.
Заключение
Активизация деятельности учащихся на уроке- одно из основных направления совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Чтобы заинтересовать детей существует еще много методов и приемов. В данном выступлении предложены приемы и методы активизации познавательной деятельности учащихся, которые мы с успехом применяем на своих уроках.
Данные методы и приемы образовательного процесса направленные на активизацию познавательной деятельности позволяют формировать математические ключевые компетенции такие как:
Слайд 29
- информационную;
- коммуникативную;
- исследовательскую;
- готовность к самообразованию.
Учат умению учиться, умению общаться, умению жить с людьми, умению работать и зарабатывать, умению работать с информацией и др. обеспечивают ученику свободу выбора способов проработки учебного материала, что создает основу самоопределения.
Однако ни один из этих методов не является универсальным. Только их разнообразие делает образовательный процесс оптимальным.
В заключении хочу отметить, что медики предлагают гипотезу, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять ум свежим, а человека работоспособным, энергичным. И наша задача, как учителей - убедить в этом учеников.
Слайд 30 «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием». Для учителя математики радость заниматься математикой, но ещё большая радость, если удаётся воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, который с интересом ее учит.
Слайд 31 Деловая игра «Суд над «Производной».
Цель: развитие творческих способностей, воспитание познавательного интереса к математике, активизация познавательной деятельности.
Выносится обвинение о необходимости введения термина «Производная», рассматривается применение в задачах, интересные сведения о ней.
Слайд 32 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
15