Программа элективного курса Здоровье человека и окружающая среда 
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №51 
имени А.М. Аблукова
ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА 
И
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА»
                                          Работу выполнила
                                                              Брюханова Лидия Семёновна
                                         Учитель биологии 
                                         МБОУ СОШ №51
Ульяновск
2013
Брюханова Л.С.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА». – Ульяновск, 2013.
     Содержание курса поможет учащимся понять, почему здоровье человека – физическое и духовное, - главное богатство человека,  каким образом здоровье зависит не только от наследственности, но и окружающей среды и от того образа жизни который ведёт человек.
     Заинтересованность этим курсом поможет сориентировать учащихся на осознанный выбор профиля обучения в старших классах.	
Цели и задачи курса «Здоровье человека 
и окружающая среда»
     Цель: Создание условий для формирования у учащихся позитивного, ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей, развития экологической грамотности и экологической культуры у детей, а также содействие в подготовке осуществления осознанного выбора профессиональной траектории.
     Задачи: 
 - Создать условия для понимания необходимости знаний о здоровье человека
 - Обеспечить развитие у учащихся представлений об особенностях жизнедеятельности организма здорового человека
 - Содействовать усвоению учащимися знаний факторов, влияющих на сохранение здоровья, а также неблагоприятно действующих факторов
 -   Создать условия для углубления и расширения знаний о природной среде, являющейся неотъемлемым условием жизни человека
 -   Способствовать развитию у школьников практических навыков и умений правильно организовать свой образ жизни, с целью сохранения и укрепления здоровья
 - Способствовать расширению кругозора, повышению научного и культурного уровня учащихся. На основе этого способствовать обоснованному выбору профиля обучения учениками в старшей школе
Способы оценивания результатов достижений учащихся
-  Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по точности воспроизведения основного содержания курса
-  Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям составлять доклады, осуществлять анализ, сравнение и обобщение получаемой информации, по умению вести наблюдения, выполнять практические работы, по способности к критическому мышлению и рефлексии
- При оценке результатов творческого уровня учитывается умение аргументировать и отстаивать своё мнение, вступать в дискуссию 
     Для оценки результатов достижений учащихся учитывается участие школьника в лабораторных, практических работах, ведение наблюдений за природой, состоянием своего здоровья и подготовка дополнительного материала.
Учебный план
№
п/п
Название темы
Кол-во
Часов
Лабораторные
работы
Практические
работы 
Экскурсии
1.
Введение
2
-
1
1
2.
Здоровье и
наследственность
6
-
2
-
3.
Среда жизнедея –
тельности чело-века
6
-
3
1
4.
Человек в экстремальных условиях
2
-
1
-
5.
Окружающая среда должна
быть чистой
6
1
3
-
6.
Здоровый образ жизни
8
2
1
-
7.
Профессия и здоровье
2
-
-
-
8.
Заключение
2
-
-
1
Всего
34
3
11
3
Пояснительная записка
    Элективный курс «Здоровье человека и окружающая среда» рассчитан на 34 часа для изучения в VIII-IX классах средней общеобразовательной школы, целесообразно (2 часа в неделю I полугодие).
    Появление данного курса вызвано необходимостью воспитания у учащихся потребности ведения здорового образа жизни, что в настоящее время приобретает особую актуальность. Кроме того это важно и в связи с предпрофильной подготовкой учащихся – 
в частности медицинской и экологической.
     Однако специальной программы по данному курсу не имеется. Используя рекомендации ИПК ПРО, а также основываясь на опыте своей работы, я составила программу, которую предлагаю на рассмотрение.
     Особенностью программы является то, что она ориентирует учащихся на познание реальной действительности окружающего нас мира, на необходимость бережного отношения к природе, как ничем не заменимой среде жизни и колыбели человечества. 
     Программой предусмотрено изучение в органической связи с анатомо-физиологическими знаниями гигиенических понятий, овладение которыми направлено на привитие учащимся гигиенических навыков, заботливого отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
      В данной программе указаны основные требования к знаниям и умениям учащихся. В них отражены наиболее существенные вопросы содержания, важные для профильного образования, а также для формирования экологического стиля мышления и потребности в здоровом образе жизни.
     Она включает новые знания, не содержащиеся в базовых программах. Эти знания вызывают познавательный интерес у учащихся и представляют ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе- медицинского, экологического. 
      Содержание и структура программы развивает и углубляет знания, полученные в VIII-IX классах на уроках биологии, а также позволяет установить более тесные связи с географией, физикой, химией.
     Для реализации содержания курса могут быть использованы различные формы и методы обучения: наблюдения, эксперимент, лабораторные и практические работы, умение работать с литературой и информацией на электронных носителях.
     Самостоятельная работа будет содействовать  развитию исследовательских умений, умений вести мониторинг. По некоторым вопросам курса необходимо организовать встречи со специалистами- медицинскими работниками, экологами. Значительное внимание уделяется  проведению дискуссий, творческих мероприятий, составлению рефератов, защите проектов.
     Надеюсь, что предлагаемый курс побудит учащихся к серьезному изучению человека, его здоровья и долголетия, научит заботиться об окружающей среде, поможет организовать здоровый образ жизни, а также надеюсь, что специфика видов деятельности представленная в реализации программы и поспособствует осознанному выбору учениками профиля обучения в старшей школе. 
     Программа имеет теоретическую ценность и практическую значимость для учителей биологии других школ.
     Она может быть использована для развития и углубления знаний на уроках, а отдельные темы для проведения внеклассных мероприятий.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать/понимать:
- Особенности жизнедеятельности организма здорового человека
- Структуры клетки-носители наследственности
- Меры профилактики наследственных болезней
- Факторы природной среды - космические, ландшафтные, климатические и их влияние на состояние здоровья
- Причины инфекционных и неинфекционных эндемичных заболеваний
- Основные источники загрязнения природной среды
- Механизмы защиты организма от чужеродных веществ
- Основные компоненты здорового образа жизни 
- Вредное влияние алкоголя, табака  и наркотиков на здоровье человека
- Этические и профессиональные основы медицинской профессии
- Важнейшие направления деятельности эколога
Учащиеся должны уметь:
- Объяснять необходимость знаний о здоровье для вас и каждого культурного человека
- Применять знания о факторах здоровья и риска болезни для объяснения реальных ситуаций
- Определять связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих
- Давать характеристику природной среды своей местности и предлагать способы улучшения реального природного окружения данной местности
- Уметь вести себя в экстремальных условиях 
- Объяснять отрицательные последствия для организма различного рода загрязнителей окружающей среды
- Правильно организовать свой образ жизни
- Формулировать основные проблемы современной медицины и экологии
- Самостоятельно работать с дополнительной литературой и информацией с электронных носителей      
Содержание программы
Введение. (2ч.)
     Здоровье населения. Демографическая ситуация в мире. Здоровье и болезнь. Функции и показатели здоровья человека. Здоровье и факторы риска болезни. Состояние окружающей среды – важнейший фактор, определяющий здоровье человека. Жизнедеятельность здорового человека.
     Демонстрация: таблиц, схемы органов здорового и больного человека, силуэтов (фото)  спортсмена и «среднего» человека.
     Практические  работы:
     №1. Определение гибкости позвоночника и выявление нарушения осанки.
     Экскурсии:
     №1. Экологическая обстановка в микрорайоне школы.
     Наблюдения за выбросами промышленных предприятий.
     2. Здоровье и наследственность. (6ч.)
     Место человека в системе животных. Средний человек. Мужчина и женщина. Различие и природное значение двух полов. Является ли человек совершенным существом. Адаптации человека к окружающей среде. Стресс – наследственная реакция к адаптации. Носители наследственности. Генетика пола. Наследственные болезни, причины их возникновения. Диагностика наследственных болезней. Методы внутриутробной диагностики. Предупреждение наследственных болезней. 
     Демонстрация: таблиц: 
    - «Генетика пола»
    -«Положение человека в системе животного мира»
     слайдов:
     -«Наследственные болезни»
     -«Современные методы  изучения наследственности человека»
     Практические работы:
     №2.  Изучение методики профилактики заболеваний.
     №3. Составление родословной.
     Задания на составление рефератов о наследственных болезнях.
     3. Среда жизнедеятельности человека.(6ч.)
    Понятие окружающей среды. Влияние космоса на состояние здоровья-
инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, геомагнитные бури, сила тяготения или гравитация.
     Природа биологических ритмов. Циркадные или  «околосуточные» ритмы. «Совы» и « Жаворонки». Погода и самочувствие. Геофизические условия – атмосферное давление, влажность, концентрация кислорода и их влияние на здоровье человека.  Ландшафт и его физическое воздействие. Природная среда – источник инфекционных заболеваний. Природно – очаговые болезни и их  профилактика.
     Неинфекционные эндемичные  заболевания: флюороз, кариес зубов, анемия, зоб и др. Поселение – как среда жизни. Среда жилого и рабочего помещений. Производственная среда и профессиональные заболевания.
     Практические работы:
     №4. Определение биоритмов своего организма.
     №5. Санитарно – гигиенические условия вашего жилища.
     №6. Санитарно – гигиеническая оценка классной комнаты.
     Лабораторная работа:
    №1. Определение нитратов в растительных продуктах.
     Практическое задание: Предложите меры по утилизации бытовых   
    отходов. 
      Экскурсии:
     №2. На предприятие.
     Викторина: «Мой дом – моя крепость».
     4. Человек в экстремальных условиях. (2ч.)
     Человек в экстремальных природных условиях: высокогорье, пустыни, тропические леса.
     Человек и море. Человек в невесомости.
     Стрессы в современном мире. Особенности приспособления человека к экстремальным условиям.
     Практические работы:
     №7. Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.
     5. Окружающая среда должна быть чистой.(6ч.)
     Изучение среды жизни в результате деятельности человека. 
     Основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы. Шум и здоровье. Основные источники «шумового загрязнения». Ионизирующие излучения. Радиация и здоровье. Опасность химического отравления. Организм защищается от загрязнения. Природа наш друг, кормилец и лекарь. 
     Демонстрация:
Химических загрязнителей – стиральный порошок, отбеливатели, бытовые чистящие средства, растворители, лекарства и др.
     Практические работы:
     №8. Определение содержания взвешенных веществ в атмосферных осадках (микрорайон школы).
     №9. Исследование загрязнения воздуха городским транспортом.
     №10. Влияние шума на производительность труда и самочувствие человека.
     Задание: 
     Составление рефератов о влиянии радиации на организм человека. 
     6. Здоровый образ жизни.(8ч.)
     Образ жизни – фактор здоровья человека.
     Труд и здоровье. Брак, семья и здоровье. Рациональное питание ради здоровья (культура питания).
СПИД – коварная болезнь. Алкоголизм и наркомания – болезнь химической зависимости. Табакокурение. Действие табака на организм. Культура движения. Гиподинамия. Свободное время. Старение и старость. Физическая и духовная красота человека в русском искусстве.
    Лабораторные работы:
     №2. Определение содержания витамина «С» в продуктах.
     №3. Определение содержания хлоридов в пробе воды.
    Практические  работы:
     №11. Составление рациона питания для подростков 14-16 лет.
     Экскурсия:
     Изучение прибрежной зоны отдыха.
     Задание:
     №1. Придумайте и нарисуйте плакат о вреде алкоголизма, наркомании, табакокурения.
     №2. СПИД – коварная болезнь.    
     7. Профессия и здоровье.(2ч.)
     Профессия – врач. Медицина будущего. 
     Заботы эколога.
     8. Заключение.(2ч.)
     Внеклассное  мероприятие
     : «Здоровье – богатство на все времена».
15