Методическая разработка по применению модифицированных подвижных игр в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС 
Модифицированные подвижные игры 
на уроках физической культуры в малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС.
Горбачёва Т.А.  
МБОУ «Гимназия №4» город Смоленск
Актуальность. Малокомплектная школа – образовательное учреждение, укомплектованное классами  с малым количеством учеников. Феномен малокомплектной школы  включает довольно  обширный круг вопросов, связанных со спецификой  образовательного процесса  и с теми особыми факторами, которые существенно отличают её от полнокомплектной. Требует изменения вся система применяемых организационных форм и методических приемов, применения особой педагогической деятельности, которые  должны отражаться  во внутришкольном управлении малокомплектной школой. ( В.А Кишеев, А.И. Ломоносова, 1998, с.22).
Малокомплектная школа – широко распространенный вид общеобразовательного учреждения в сельской местности. Они составляют свыше половины от общего числа школ. Необходимо отметить, что в  классах данного типа школ слабее выражены процессы группового взаимодействия (подражание, внушение). Здесь легче поддерживать  учебную дисциплину, управлять учебно-воспитательным процессом, налицо условия для доверительного стиля отношения учителя с учащимися, что раскрепощает учеников  и для самовыражения. Малая численность детей в классах позволяет осуществлять индивидуальный подход к учащимся. В то же  время проводить урок в классе с небольшим количеством учеников довольно затруднительно, так как дети обладают разным уровнем подготовленности и развития. Несмотря на условия, почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отвлекаются от  учебной работы. Причина – в увеличении числа актов взаимодействия: учитель  часто обращается к ученику, а ученик часто отвечает и выполняет то, что сказал учитель. Учитель контролирует практически каждое действие  ученика. Ученики, находящиеся в поле зрения учителя, не имеют возможности отвлечься, ослабить внимание. В этих условиях не прерывается  зрительный контакт с  учителем. Все это неизбежно приводит к  увеличению эмоциональной  нагрузки на психику ребенка, которая проявляется в том, что на каком-то этапе урока отдельные ученики  временно перестают реагировать на вопросы и просьбы учителя или отвечают и  выполняют с большими паузами, много времени затрачивая на обдумывание. У учеников со слабым охранительным рефлексом ослабевает или полностью отключается произвольное внимание, а попытка волевым усилием удержать внимание, сохранить работоспособность  приводит  к перенапряжению (В.А Кишеев, 1999, с. 24). Специфическое перенапряжение учащихся привело к тому, что в малокомплектных школах более широко, чем в обычных школах используют подвижные игры. В игре дети быстрее усваивают учебный материал, лучше узнают друг друга, развиваются физически, умственно, учатся самостоятельности в  достижении поставленной цели, отношению к победе и поражению, закаляют волю и т.д. Именно поэтому игра широко используется как средство физического воспитания, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому организму и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса.  
Исходя из актуальности проблемы,  целью нашей работы являлось  разработка и обоснование методики использования модифицированных подвижных игр на уроках физической культуры в малокомплектной школе.  
Результаты работы.    В течение трех лет нами проводились модифицированные подвижные игры на уроках по физической культуре в классах укомплектованных  учащимися разных возрастных групп на базе малокомплектной школы города Людиново Калужской области. 
  При обучении учащихся разного возраста  и неодинакового  уровня физической подготовленности в пределах одного класса организация  и проведение уроков  физической культуры требовали от учителя  тщательной подготовки. Основная сложность их проведения заключалась в том, что необходимо было подготовить   теоретический и практический материал для восприятия учащимися разного возраста одновременно. В основном, как показывает практика  работы мало комплектных сельских школ, уроки физической культуры целесообразно строить на  одно-темном программном содержании, но возможны и другие варианты построения уроков, особенно при повторении пройденного на предыдущих занятиях. В каждый раздел программы по физическому воспитанию для начальных классов  были включены однотипные для всех  классов  упражнения и игры, но с азличной сложностью и дозировкой их выполнения.  
Осуществляя дифференцируемый подход в обучении учащихся разного возраста, более сложные задания предлагались учащимся III –IV классов, а упрощенный вариант тех же заданий – школьникам I-II классов в соответствии с требованиями программы. Были повышены требования к качеству  (технике) выполняемых упражнений. При включении  в основную часть урока  любого материала (прыжки,  упражнения с малыми мячами, метание и т.д.)  учитывались, что в  этой части урока, как правило, изучается  новый материал, и проводятся упражнения, требующие наибольшего внимания и точности выполнения.  
Подвижные игры проводились на всех уроках физической культуры независимо от темы и места занятий. При проведении  игр  не только происходило повторение и закрепление пройденного программного материала по освоению движений, но значительно повышался  положительный эмоциональный тонус учащихся любого возраста.  
Проводить подвижные игры на уроках физической культуры в мало комплектной  школе более сложно, так как новую игру учителю приходится объяснять, чтобы было понятно детям разного возраста и подготовленности  до начала, а не в процессе игры. Если на уроке  проводились прыжки и бег, то игры с бегом и прыжками не включались, чтобы не вызвать переутомление.  
 Предложенные модифицированные варианты игр были посильны и доступны для  младших одинаково со старшими школьниками, а также несли смысловую и двигательную нагрузку соответственно их уровням развития и физической подготовленности   без искажения правил игры. 
Распределение детей в играх и эстафетах на команды проводились не только по классам, но и по  группам с примерно  равными  двигательными возможностями, чтобы играть  было весело и интересно.    
    В перебежках (на быстроту) вначале   выполняли задание старшие, а младшие – наблюдали, затем   дети распределялись на две команды, равные по своим физическим возможностям или  образовывались две команды – от старших и младших со своими водящими.
При проведении эстафет с прыжками и бегом для младших уменьшалась дистанция, для старших увеличивалась высота  и т.д. Однако включались в уроки и такие игры,  которые проводились отдельно по возрастным категориям учащихся класса малокомплектной школы.
   Опыт использования подвижных игр на уроках физической культуры и во внеурочное время позволяет отметить, что использование   
  модифицированных подвижных игр на уроках физической культуры способствовало лучшему  усвоению учебного материала учащимися, повышению показателей уровня физического развития  и подготовленности школьников, и,  как следствие, повышению успеваемости в усвоении программного материала по предмету «Физическая культура».          
Список литературы 
1.Бриедис И.А. Исследование опыта применения подвижных игр на уроках физического воспитания в школе: Доклад на соискание ученой степени кандидата педагогических наук -  М,1963.- С.29. 
 2.Бурцева Л.И. Спортивно-игровой метод физического воспитания: Газета «Спорт в школе»,  №18, 2001.- С.7-18. 
 3.Горчакова Л.П..  Физическое воспитание в малокомплектной школе: Пособие для учителей. – 2-е изд.,доп. и перераб, М.: Просвещение, 1983.- С. 7,20,21) 
4.Дубова А.Е. Эффективность уроков физической культуры игровой направленности в 6-7 классах  школы: Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Краснодар: КуГАФК,1997.-  27с.  
 5.Кишеев В.А..  Сохранение и развитие малокомплектной школы: Материалы исследования. - Калуга: ИУУ, 1999. - С. 33.
 . 
13PAGE  15
13PAGE  14115
Заголовок 115