Программа внеурочной деятельности на тему Разговор о правильном питании (5 класс) 
        УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ №2»
____________   И.П. Саввин
« ____ » __________ 2016 г. 
Рабочая программа
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Разговор о правильном питании
5в  класс 
                                                                                         Составитель программы: 
                                                                                   учитель  Скиба О.Н.                             
РЕКОМЕНДОВАНО:
МО учителей естественно-научного цикла
Протокол № 1
от «     » августа  2016г.
                         ПРИНЯТО:
   Педагогический совет
                         Протокол № 1
                         от «     » августа 2016г.
г. Новокузнецк
 2016
Оглавление
1.
Пояснительная записка
3
2.
Личностные и  метапредметные  результаты освоения курса 
4
3.
Содержание курса 
5-6
4.
Календарно-тематическое планирование 
7-8
Пояснительная записка.
        Программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» построена на основе примерной программы  внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования
Программа относится к социальному направлению внеурочной деятельности. Программа направлена на  формирование культуры здоровья, осознание важности образования и воспитания правильного питания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов сохранения собственного здоровья, здоровья близких, как важнейшее национальное достояние России.
Отличительные особенности данной программы: Программа предусматривает организацию деятельности учащихся в форме школы правильного питания. Такая форма позволяет, с одной стороны, обеспечить максимально широкий охват обучающихся образованием в области жизненно важных вопросов собственного здоровья. Это способствует повышению учебной мотивации обучающихся, освоению их субъективной роли «обучаю других» как шага к следующему этапу «обучаю себя».
Актуальность и  новизна программы в том, что она  дополняет и раскрывает содержание отдельных тем предметных областей  «Биология». В  ходе её изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке,  о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, на формирование готовности соблюдать их,  учатся осмысливать причинно-следственные связи формирования навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. 
Цель программы внеурочной деятельности -  формирование у детей и подростков основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи программы внеурочной деятельности:
1. Формировать и развивать представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье; 2. Формировать у   школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;3. Научить освоение школьниками практических навыков рационального питания;4. Формировать представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека:- информировать о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем;
- расширять знания  об истории и традициях своего народа;
- формировать  чувства уважения к культуре своего народа и культуре традициям других народов. 5. Развивать творческие способности и кругозор у школьников, их интересы и познавательную деятельность;6. Развивать коммуникативные  навыки у  школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;7.  Просвещать  родителей в вопросах  организации рационального питания школьников.
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Личностные и  метапредметные  результаты освоения курса
Личностные результаты:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания; 
овладение установками, нормами и правилами правильного питания; 
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека. 
Meтaпредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до остальных участников практической  деятельности: оформлять свою мысль в устной речи;
слушать и понимать речь других;
читать и пересказывать текст;
совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Формы реализации Программы и представления результатов
Создание мультимедийных презентаций.
Оформление стенных газет.
Целевые экскурсии.
Содержание курса.
Тема 1: Здоровье – это здорово.
Здоровье,  как одно  из важнейших жизненных ценностей.
Роль  человека в сохранении и укреплении собственного здоровья.
Роль правильного питания для здоровья человека. Правильное питание, как одна из составляющих здорового образа жизни.
     Основные понятия: здоровье, здоровый образ жизни, привычки, характер, поведение, правильное питание.
Тема 2: Продукты разные нужны, продукты разные важны.
 Пищевые  вещества (белки, жиры, углеводы) их роль и значение для организма, а также роль витаминов и минеральных веществ.
Продукты - основные источники белков , жиров и углеводов, а также витаминов и минеральных веществ. Рацион питания человека.
     Основные понятия: пищевые вещества, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, рацион.
Тема 3: Режим питания.
Роль  режима питания для здоровья человека.
Планирование  своего дня  с учетом требований к режиму питания.
     Основные понятия: режим питания, варианты режима питания, регулярность, «пищевая тарелка».
Тема 4: Энергия пищи.
Представления о пище как источнике энергии для организма, знакомство учащихся с понятием «энергетическая ценность» пищи.
Энергетическая  ценность различных продуктов питания.
Представления об адекватности питания, его соответствия весу, росту, возрасту, образу жизни человека.
     Основные понятия: калория, калорийность, энергия пищи, высококалорийные и низкокалорийные продукты.
 Тема 5: Где и как мы едим.
О правилах гигиены питания, формирование готовности соблюдать правила гигиены во время еды вне дома.
Развитие представления о структуре общественного питания.
Расширение представления о преимуществах полноценного питания и вреде питания «всухомятку».
     Основные понятия: сфера общественного питания, гигиена питания, режим питания.
Тема 6: Ты – покупатель.
Расширение представлений учащихся о видах торговых предприятий, где могут быть приобретены продукты питания.
О правах и обязанностях покупателя.
Использование информации на упаковке продукта.
     Основные понятия: покупатель, потребитель, торговля, права, обязанности.
Тема 7: Ты готовишь себе и друзьям.
Освоение практических навыков, связанных с приготовлением пищи.
Знакомство с правилами безопасного поведения на кухне.
Правила этикета, обязанности гостя и хозяина. Сервировки стола.
     Основные понятия: бытовая техника, кулинария, гостеприимство, сервировка, этикет.
Тема 8: Кухни разных народов.
Знакомство учащихся с факторами, которые влияют на особенности национальных кухонь.
Роль национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.
Национальные кулинарные традиции и культура народа.
Основные понятия: кулинарные традиции и обычаи, история кулинарии, культура.
Тема 9: Кулинарная история.
Представления об истории кулинарии как части истории культуры человечества.
Традиции и культура питания.
Основные понятия: история, культура, кулинария.
Тема 10: Как питались на Руси и в России.
История кулинарии, обычаи  и традиции своей страны.
Традиции и обычаи питания, способствующие сохранению и укреплению здоровья.
Основные понятия: кулинария, кулинарные обычаи и традиции, культура, история.
Тема 11: Необычное кулинарное путешествие.
Представления о связях кулинарии с различными сторонами и аспектами жизни человека.
Представления о правильном питании как составляющей культуры здоровья человека.
Основные понятия: кулинария, искусство, живопись, литература, музыка.
Календарно-тематическое планирование.
№
наименование раздела (темы)
Кол-во часов
Сроки изучения
примечание
по плану
факти-
чески
по плану
факти-
чески
1
Здоровье – это здорово:
Здоровье – это здорово.
Я и мое здоровье.
Мой образ жизни.
Правила правильного питания.
Правильное питание и здоровье.
5
2
Продукты разные нужны, продукты разные важны:
Продукты разные нужны, продукты разные важны.
О витаминах и минеральных веществах.
Анализ рациона питания.
3
3
Режим питания:
Режим питания.
Мой режим питания.
2
4
Энергия пищи:
Энергия пищи.
Энергия моей пищи.
2
5
Где и как мы едим:
Где и как мы едим.
Мы не дружим с сухомяткой.
Путешествие и поход.
3
6
Ты – покупатель:
Где и как можно сделать покупку.
Ты – покупатель.
2
7
Ты готовишь себе и друзьям:
Ты готовишь себе и друзьям.
Помощники на кухне.
Кулинарные секреты.
Конкурс кулинаров.
4
8
Кухни разных народов:
Кулинарное путешествие.
Кулинарные праздники.
2
9
Кулинарная история:
Первобытная кулинария.
Кулинария в средние века.
2
10
Как питались на Руси и в России:
Как питались на Руси и в России.
Клуб знатоков русской кухни.
2
11
Необычное кулинарное путешествие:
Кулинария и живопись.
Вкусная картина.
Кулинария и музыка.
Необычное кулинарное путешествие.
4
12
Составляем формулу правильного питания.
2
13
Итоговое  занятие
1
13PAGE  15
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» 
(полное наименование образовательного учреждения)
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415