Урок по русскому языку на тему: Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. (2 класс)


Открытый урок русского языка во 2 классе.
Дата проведения 24.11.2016г
Тема: Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.
Цель урока: развивать умение различать в корне слова безударный гласный, требующий проверки.
Задачи урока.
Предметные:
 - обучать учащихся находить способы проверки слов с изучаемыми орфограммами, формировать умения применять полученные знания по теме.
Метапредметные:
Познавательные:
- развивать познавательную активность, речь, словесно – логическое мышление, память, внимание учащихся, эмоции.- совершенствовать мыслительные операции: сравнения, сопоставления.
Регулятивные:
-учить детей ставить перед собой цели, способствующие поиску решений поставленной проблемы
- определять степень успешности своей деятельности, контролировать свою деятельность, рассуждать, делать обобщения, выводы.
Коммуникативные:
- формировать умение учитывать разные мнения и интересы;
 - учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные:
- воспитывать активную личность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность в процессе учения.
 -формировать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, учить доверять партнёру, уважать его мнение.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации изученного.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.
Ход урока:
Организационный момент. Слайд 1
Учитель: Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи.
Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие вместе с героями сказки. А с кем мы будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете, из какой сказки эти строки и как зовут главного героя сказки.
Щука ему говорит:
Запомни мои слова:
когда что тебе захочется – скажи только: -
По щучьему веленью,
По моему хотенью. (Емеля) Слайд 2
Емеля будет путешествовать на печи. И отправимся мы выручать  Марью-Царевну, её забрал нечистый дух. На пути нас ждут разные преграды, препятствия. Мы их все преодолеем, используя наши знания. Слайд 3
И первая остановка «Чистописание». Слайд 4
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
I . Чистописание и определение темы и цели урока.
- Ехал Емеля, ехал. И вдруг, откуда ни возьмись, появилась …. (гора)
- Ребята,  на  какой  звук  начинается  слово гора? (Г)
- Давайте  запишем  заглавную  и  строчную  буквы  Г  на  первой  строчке. И поможем Емеле преодолеть гору. Слайд 5
-   А  какой второй звук в этом слове? (о).
- Какую  орфограмму  нужно  вспомнить,  чтобы правильно  записать  это  слово? (написание безударной гласной)
-  Как  проверить эту  орфограмму? (подобрать  проверочное  слово  горы).
- Давайте громко произнесем проверочное слово и разрушим первую преграду (горы).
- Молодцы! Мы справились с этим заданием. Слайд 6
Целеполагание.
- Ребята, кто мне назовет тему нашего урока, какую цель мы сегодня поставим на уроке?
Продолжите фразы:
- Повторить правило проверки слов с …. (безударными гласными в корне)
- Учиться применять правило: при написании слов, требующих ….(проверки безударных гласных в корне)
Систематизация и обобщение.
I . ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ. Слайд 7
На пути топкое болото. Сидит водяной. Он разрешит пройти нам по мосту, если вы правильно выполните задания, написанные на бревнах.
1)Карточки-бревна:
В л(е,и)су на тр(о,а)ве сверкают капли р(о,а)сы.
- Прочитайте предложение. Самостоятельно выберите верную букву и запишите предложение.
- Какие буквы выбрали? Обоснуйте правильность своего выбора.
- Какая орфограмма во всех этих словах? (Проверяемая безударная гласная).
- Ребята, а вот и второе бревнышко к нам подплыло, какое же задание приготовил Водяной? Посмотрим? Слайд 8
ФИЗМИНУТКА
Давным-давно жил водяной
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
2) Самостоятельная работа учащихся.
- Ребята, а вот и третье бревно, посмотрим. Слайд 9
Работа по учебнику (с.97, упр.148).
3)     Словарная работа. 
- Внимательно посмотрите на следующее бревно. Отгадайте загадки и запишите отгадки.
Загадка 1.
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода.
(шарф)
Загадка 2.
Кто-то свяжет, кто сошьёт,Ту, что на голове живёт,И в мороз незаменима,Уши вам согреет в зиму.
(Шапка).
Загадка 3.
Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка.
(шуба).
- Ребята, каким общим словом можно назвать все эти предметы? (одежда)
Запись на доске.
- А что означает это слово? (работа с толковым словарем)
- Давайте произнесем это слово с ударением?
- Назовите безударный гласный звук в этом слове? (о)
- А кто его может доказать? Почему не получается проверить ударением? Как называются такие слова? (словарные слова).
-Запишем это слово в ваши словарики.
Слайд 10
- Все задания мы выполнили, поехали дальше. Переехал Емеля  через волшебный мост. Вдруг налетел свирепый ветер, закружила метель и, Емеля  оказался в дремучем лесу. Лес заколдован. Его охраняет старичок-лесовичок.
Здравствуй, Емеля! Один я в этом лесу. Нечистый дух заколдовал всех зверей, всех жителей леса. Можно расколдовать лес, но я так стар, что забыл волшебные слова. (Задание возле старичка – лесовичка).
-Поможем старичку-лесовичку расколдовать лес?
- Составь предложения, используя слова каждой строчки. (Задание на карточках у каждого ученика).
пушистый, накрыл, деревья, снег.
снегу, много, следов, видно, на.
ночью, вот, проскакал, хорёк.
следы, медвежьи, к, берлоге, ведут.
Самостоятельная работа.
- Спасибо, Емеля, ты расколдовал лес. Ты лишил силы Нечистого духа. Теперь тебе легче будет справиться с ним.
Слайд 11. Только старичок - лесовичок сказал эти слова, небо потемнело, и раздался страшный голос:
Слайд 12. Фу-фу-фу! Русским духом пахнет! А, это ты Емеля! За Марьей царевной пришёл. Я отпущу твою Марью царевну, если ты справишься с заданием.
Д…жди, тр…ва, п…ля, зм…я, др…зды, д….ска.
Хорошо! Забирай свою Марью царевну. Ты замечательно справился с испытаниями.
  Слайд 13. Ярко засветило солнце, запели птицы, расцвели цветы, и появилась Марья царевна. Обрадовался Емеля. Счастливые отправились они в своё царство, а нам оставили оценки и домашнее задание.
Рефлексия.
- Чему учились сегодня на уроке?- Чему можете научить своих одноклассников?- От чего испытали радость?- Что огорчило?- А в целом, с каким настроением работали?
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание - с.98 упр.151 (спишите загадки, вставляя пропущенные буквы).
Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?