ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СОЗНАТЕЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСТВА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда,
 везде хранит меня…»
 
 
 
(Слайд №2). Издавна на Руси семья занимала главнейшее место, ведь она укрепляла и растила новые поколения русского народа. Семьей принято было гордиться и на нее надеяться. Семьи, как правило, были многодетными, и каждый ребенок являлся лишь членом семьи, а не "центром мироздания", - когда мысли и действия всех взрослых сосредоточены только на нем. К жизни подходили серьезно, и детям в семьях с раннего возраста прививалось чувство чести, собственного достоинства, готовности служить Отечеству. Даже в русских сказках счастливый конец - это свадьба, после которой семья "живет-поживает да добра наживает".
 Поэтому так важна связь поколений в семье; знание традиций своего народа, формирующих вкусы детей, помогающих сделать осознанный выбор между вечными и временными (мнимыми) ценностями, выбор жизненных приоритетов.
(Слайд №3). Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит весомым достоянием для ее потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. В нашем представлении, семейные ценности - это не только семейные праздники, не только помощь в выборе профессии членами семьи, не только традиционные увлечения, это гораздо большее. Прежде всего - это внутренняя культура семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего не может существовать семья.
Недаром замечательный отечественный педагог А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!». Ощущение ребёнком счастья в семье  - это тоже непревзойдённая семейная ценность, которую нужно сохранять и поддерживать.
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения, направленная на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда. Образ жизни семьи в целом.
Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения, но выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении. Такая семья является школой здорового чувства собственности. Самодеятельности и инициативы, социальной помощи и верности. Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей – ведь все мы когда – то были детьми. Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует, одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые на – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.
Хорошая семья дает опору ребенку. Помогает укрепиться в этом мире, в хорошей семье ни кого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ жизни.
Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе, появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети.
Поэтому вопрос организации совместного взаимодействия и сотрудничества родителей, учителей и обучающихся в условиях нашего поселка является одной из острых проблем школы. Хочется видеть в родителях настоящих и искренних помощников! И в последнее время они такими и являются.
Поэтому возрождение нормальной семьи и ее функций как никогда приобрело первостепенное значение. Ведь семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды. Который определяет успешность, либо не успешность ребенка и всего учебно – воспитательного процесса в школе. Наше образовательное учреждение, было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способно внести огромную лепту в восстановлении семейственности.
На протяжении нескольких лет мы изучаем социальный состав, образовательный уровень родителей нашей школы. Преимущественно это служащие, домохозяйки, сельскохозяйственные рабочие, которые имеют возможность уделять большее время детям. В результате анализа социального состава семей по различным категориям мы установили тенденцию к увеличению количества многодетных семей, неполных, малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально опасном положении.
Именно поэтому сотрудничество семьи и школы нашло свое отражение в разработанной нашей школой программе «Семья и семейные ценности».
(Слайд №4 ) Цель: формирование системы ценностных семейных отношений, максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка через сотрудничество семьи, школы, поселка и района.
Основные задачи:
1.Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.
2. Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, трудных, детей группы «риска»), индивидуальная работа с семьями, оказавшимися в жизненно-трудной ситуации.
3.Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
4.Формирование толерантности, как условия успешной социализации школьников сельского социума.
5. Организация и проведение совместного досуга учителя-ученика-родителя и совместного творчества.
6. Воспитание у детей чувства гордости и уважения за свою семью, пропаганда и возрождение семейных традиций.
Формирование семейных ценностей, безусловно, очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные (к старшим, младшим, к женщине, родителям и т.д.) отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать всяческую поддержку (в том числе и психологическую), сохранение семейных ценностей(Слайд №5). В нашей школе существуют 3 направления:
(Слайд №6). 1. Направление: «Диагностика семей»
Задачи:
1.Изучение и составление характеристик семей обучающихся (состав семьи, образовательный уровень, сфера их занятости, определение соц. статуса)
2. Определение отношения семьи к школе.
3.Выявление положения детей в системе внутрисемейных отношений.
Формы работы:
В нашей школе по направлению «Диагностика семей» проводятся следующие мероприятия:
1.Изучение семей первоклассников, знакомство их с нормативно – правовой базой «», консультирование и индивидуальные беседы «», ежегодное внесение изменений и дополнений в социальный паспорт, проведения анкетирования с родителями и обучающимися школы «Анализ семейных взаимоотношений». Это помогает выявить неблагополучные семьи, провести обследование жилищно- -бытовых условий, создать банк данных о семьях.
Многодетные семьи – 8;
Неполные семьи – 101;
Семьи, находящиеся в социально – опасном положении – 11;
Опекаемые – 7.
(Слайд №7) 2. Направление: «Психолого-педагогическое просвещение»
Задачи:
1.Формирование теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.
2.Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями.
3.Формирование активной педагогической позиции родителей.
Формы работы. Работа с родителями.
(Слайд №8) С родителями мы проводим лекции на родительских собраниях «Семья – счастливая планета», «В семье мне хорошо и уютно», (Слайд №9) круглые столы «В кругу семьи мы жизнь создаем», «Семья – моя защита», «Традиции моей семьи», (Слайд №10) дни открытых дверей в форме открытых уроков для родителей 1-11 классов «Инновационные формы обучения», «Что такое ФГОС?», «Информационно компьютерные технологии на уроках»,– это ознакомление родителей с новыми программами по предмету, требованиями учителя к урокам, нормы оценок. Именно такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности, курс предмета «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), прогулки и путешествия. Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая декларативности, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в адекватной для его форме решает задачи формирования нравственных ценностей. Таким образом, реализуется основная идея курса – формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье.
На уроках обществознания, ОБЖ, биологии учащиеся рассматривают разнообразные вопросы: правовые основы семейно-брачных отношений, инфляция и семейная экономика, брак и семья, семья и здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. На чтении, литературе, истории ведут разговор о семейном воспитании, традициях, конфликте «отцов и детей», необходимости взаимопонимания и взаимопомощи. На уроках технологии учатся ведению домашнего хозяйства.
(Слайд №11) В школе также проходят выставки: новогодняя выставка творческих работ «Мастерим всей семьей», «Мастерская деда Мороза», ярмарки - распродажи, индивидуальные тематические консультации – которые дают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах, оформление уголка «Для вас, родители» - доступность информации в любой день.
В школе ведется работа с педагогическими кадрами, которая традиционно осуществляется через педагогические советы, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. На заседаниях педсоветов мы рассматриваем следующие вопросы: «Формирование семейных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы», «Семья и школа на современном этапе», на ШМО классных руководителей рассматривались вопросы «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания», «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания», Повышение психолого-педагогической компетентности родителей», где выступали с докладами и сообщениями: В.П. Сабаева, Т.А. Филатова, И.А. Маслова, Т.Г. Кудряшкина, Н.И. Зырянова, О.В. Леонова, Г.А. Климушкина и др.
В работе классных руководителей выделяются три основных направления:
- просвещение родителей;
- управление;
- совместные мероприятия.
Просветительская деятельность классных руководителей осуществляется через организацию педагогического всеобуча. Опережающее педагогическое просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного родительства, индивидуальное и групповое консультирование, выпуск буклетов, памяток.
Управленческая деятельность заключается в содействии работе родительского комитета класса и совместное планирование воспитательной работы в классе и школе.
Классные руководители организуют и совместную с родителями внеурочную деятельность. Нетрадиционной формой совместных классных часов являются мастер– классы «Сердце матери», «Создание презентаций», «Английский в каждой семье» проводимые педагогами: Г.А. Климушкиной, Н.Ю Глистиной, М.Ю. Кочергиной, для родителей. Педагоги в своей работе с родителями используют индивидуальные беседы «Мой ребенок не желает учиться», «Как научить ребенка самостоятельности», задушевный разговор, педагогическое консультирование, вынесение благодарности родителям и детям.
(Слайд №12) 3.Направление: «Сотрудничество»
Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы и вовлечение их в совместную с детьми деятельность.
(Слайд №13, 14,15)Традиционными для школы являются спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Веселые старты». Активное участие в спортивных соревнованиях, всегда поражают папы своей напористостью и скоростью, мамы своей грацией и гибкостью, ну, а дети просто неотразимы. Эта форма работы имеет положительные результаты и мы ее развиваем, ведь сейчас много говорится о спорте и наши дети участвуют в районных и областных соревнованиях «Соревнования по теннису и шахматам» (Грамота 1 место), районные соревнования и областные «Папа, мама, я – спортивная семья» (семьи участницы: Филатовых, Никишиных, Камыниных), «Зарница», все это, благодаря нашим учителям физической культуры, Е.В. Климушкину, А.В. Бурцеву и родителям, которые именно своим примером прививают любовь к здоровому образу жизни. В школе у нас работают спортивные секции в них занимаются и дети из многодетных семей, дети, находящиеся в социально опасном положении, опекаемые, (Слайд№16) внеклассные мероприятия «Семейные радости», (Слайд №17, 18, 19, 20, 21, 22) «Рождественские посиделки», конкурс открыток для родителей младших классов «Подарок своими руками», день именинника, конкурс сочинений для многодетных детей «История моей семьи» (Семья Тазутдиновых заняла 1 место), экскурсии по святым местам, участие в районном конкурсе «Любимый храм» (грамота 2 место заняла Куликова Александра), которые повышают культуру родителей во взаимоотношении с ребенком и ведут к уменьшению факторов риска, правонарушениям и злоупотреблениям психоактивными веществами в детской среде, улучшают микроклимат в семье и разрешают проблемы между обучающимися и родителями, праздничные программы ко Дню Учителя «Учитель главное слово», «Я бы в учителя пошел, пусть меня научат», защитника Отечества «», международному женскому дню «Мамины глаза», «Вот моя семья, и я ее люблю», «Моя бабушка – лучшая хозяйка», «Добрый взгляд моей мамы», дни именинников «Вместе дружною семьей», «Мой день именин», поздравления ветеранов войны поселка с днем Победы «Давно закончилась война», «Солдаты Великой Победы», «Мы не забудем ваши подвиги», «Спасибо за мир на земле», совместные классные часы «Моя семья – мое богатство», «Семья – всему начало», «Семья и семейные ценности», «Семья – это то, что для тебя навсегда», конкурсы фотовыставок «Самая счастливая, дружная и крепкая семья», участие в областном конкурсе творческих работ среди обучающихся «Моя родословная» семья Филатовых и Лазаренко. (Слайд 23)Также в школе уже 2 года существует «Трудовой десант» по ремонту школьной мебели, книг, мелкого ремонта. В состав десанта входят дети из семей, находящихся в социально опасном положении (11). С большим энтузиазмом дети работают в мастерской по ремонту. Мы и дальше планируем продолжить работу трудового десанта.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в сфере и развивается личность ребенка. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни, Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Сотрудничая с родителями на протяжении многих лет, мы активно привлекаем их к учебно – воспитательному процессу. Анализируя результаты этой работы, мы пришли к выводу, что это партнерство способствует сплочению связей между семьей и школой, обучающимися и родителями, классными коллективами. Школа, обучающиеся и родители становятся единой командой, повышается самооценка каждого ребенка, у родителей и обучающихся возникает чувство гордости за свою семью, школьный коллектив. Несомненно, что такая работа укрепляется взаимопонимание и доверие между семьей и школой.
(Слайд № 24). Спасибо за внимание.