История и возрождение Храмов Верхнемамонского района
МКОУ «Лицей села Верхний Мамон Верхнемамонского
муниципального района Воронежской области»
«История и возрождение
Храмов Верхнемамонского района»
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: от 11 до 18 лет
Разработчик:
Лукьянчикова И. В., учитель ОРКНР
Верхний Мамон 2015
1. Направленность программы
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и духовно-нравственного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности: творческой, познавательной, исследовательской и т.д.; умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Занятия проводятся в форме: экскурсий, круглых столов, поисковых и научных исследований, сбора фотоматериалов, опроса, творческого оформления работ, создания презентаций, организации показа своих работ сверстниками т.д.
2.Новизна и актуальность. Педагогическая целесообразность.
Включение учащихся в активную деятельность.
Доступность и наглядность.
Связь теории с практикой.
Учёт возрастных особенностей.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
Целенаправленность и последовательность деятельности
(от простого к сложному).
3 Цели и задачи программы
духовно-нравственное совершенствование личности на примерах культурного наследия наших предков;
формирование патриотизма и любви к своей малой родине;
обогащение знаниями об историческом и культурном наследии своей малой родины;
создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил;
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской позиции;
Включение учащихся в разностороннюю внеурочную деятельность.
Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, в решении общих проблем.
Организация информационной поддержки учащихся.
Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Реализация основных программ по 5 направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
4. Сроки реализации программы
Учебный год- 2014-2015 уч. год.
5.Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня (приобретение учащимися исторических и архитектурных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни). Изучение архитектурных особенностей Храмов, их исторического значения, упадка и восстановления Храмов, возрождения веры, духовно-нравственных человеческих ценностей.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым духовно-нравственным, общественным и общечеловеческим ценностям)
Развитие духовно-нравственных ценностей, гордости и любви к своей малой родине, бережному отношению к культурному наследию, доставшемуся нам от наших предков.
Развитие творческого и креативного мышления, умения правильно преподать результат своего труда.
Модуль программы рассчитан 34 часа и предполагает внеурочные занятия со школьниками один раз в неделю. Программа состоит из 10 самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности: экскурсии, исследовательская работа, опрос старожил, изучение документальной литературы, сбор фото отчетов, создание презентации, оформление альбома, представление совей работы сверстникам, как итог работы. (Приложение1, приложение2)
Основные разделы программы
№
Название раздела
Общее
количество
часов
Часы
аудиторных
занятий
Часы
внеаудиторных
активных
занятий
1
Храмы Верхнего Мамона
6
3
3
1.1
Святомитрофановский Храм
4
2
2
1.2
Успенский Храм
2
1
1
2
Храм села Гороховка
2
1
1
3
Храмы села Дерезовка и хутора Оробинский
4
2
2
4
Храм села Мамоновка
2
1
1
5
Храм села Осетровка
3
1
2
6
Храм села Нижний Мамон
2
1
1
7
Храм села Лозовое
2
1
1
8
Храм села Русская Журавка
2
1
1
9
Храм села Приречное
2
1
1
10
Оформление и представление работы
3
2
1
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о значении Храмов в жизни Православного человека. Зачем в каждом селе строился Храм. Каково его назначение. Почему люди почитают и хранят традиции своих предков, жертвуют материальные и денежные средства на реставрацию храмов.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной культуре, труду, знаниям истории и своему внутреннему духовному миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник приобретает опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности, общения с другими детьми.
4. Результат четвертого уровня: Развитие творческого и креативного мышления, умения правильно оформить и преподать результат своего труда.
Литература:
Шеншин Д. Ф. Энциклопедия Верхнемамонского района Воронежской области / Д. Ф. Шеншин. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. Шеншин Д. Ф. Верхнемамонский район. Страницы истории / Д. Ф. Шеншин. – Воронеж: Коммуна, 2006. – 255 с. Шеншин Д. Ф. Малая родина / Д. Ф. Шеншин. – Воронеж: ИПФ «Воронеж», 2006. – 198 с. Воронежская энциклопедия / под ред. М. Д. Карпачёва. – Воронеж, 2008. – Т. I. А–М. – С. 130–131. Шеншин Д. Ф. Мы – верхнемамонцы / Д. Ф. Шеншин. – Воронеж: Воронеж. обл. типография, 2011. – 414 с.
Фото учащихся и их родителей: Коротя Л., ЖиляеваЕ., Долженкова С., Косых Ю.Куркина А.,Мищенко А. и др.
Интернет ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15