Методическая разработка по теме: Подвижные и спортивные игры на уроках физической культуры как средство развития социальной компетенции
Подвижные и спортивные игры на уроках физической культуры как средство развития социальной компетенции.
«Игра, - путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который
признаны изменить»
А. М. Горький
Обновление физического воспитания сегодня немыслимо без конкретного изменения отношения к нему. Учителям физической культуры предоставляется широкая возможность более разнообразно использовать средства и методы, которые позволяют большинство физических трудных упражнений выполнять легко, как бы играя и соревнуясь. Тем самым преодолевается монотонность занятий, присутствие которой делает скучным и однообразным процесс физического воспитания. Эффективность применения в физическом воспитании игровых технологий в совокупности многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности, как на тренировках, так и на занятиях по физической подготовке за счет подключения эмоций учащихся.
Под игровыми технологиями в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнованиях. Его характерной особенностью, отличающей от других методов физической подготовки, является обязательное присутствие соревновательно-игровой деятельности двух противоборствующих сторон.
Разрабатывая и внедряя новые технологии физической подготовки в организации урочной и внеклассной работе за основу были взяты технологии игровой деятельности.
Игры несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития учащихся, но и их духовного воспитания. Это происходит потому, что игровые задания для учащихся являются достаточно мощным раздражителем, позволяющим с большим интересом выполнять как простые, так и сложные двигательные действия.
Эмоциональная окрашенность занятий способствует возникновению у учеников повышенной заинтересованности в двигательной деятельности, воспитанию физических и морально-волевых качеств, иначе говоря, вызывает у них интерес и желание заниматься физической культурой, что сегодня имеет немаловажное знание
Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы:
ИГРА
подвижные спортивные
- сюжетные игры для малышей
- баскетбол
- игры-эстафеты
- волейбол
- игры с прыжками
- футбол
- кто сильней?
- бейсбол
- игры на воде
- хоккей
- игры зимой
- ручной мяч
- игры аттракционы
- борьба
- игры народов России
- игры на внимание
Подвижная игра – есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. Сливаясь с трудом, познанием, искусством, спортом, она обеспечивает необходимые условия для развития детей. Такова уж природа детства. Ему непременно свойственны повышенная эмоциональность и любознательность, стремление испытывать свою силу и ловкость, желание фантазировать, стремиться к чему-то трудному, далекому, прекрасному. Без игры детям жить скучно и не интересно.
Спортивная игра – высшая степень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь.
К характерным признакам игровых технологий можно отнести:
- присутствие соперничества и эмоциональность в двигательных действий;
-непредсказуемую изменчивость как условий, так и действий самих игроков;
-проявление максимальных физических усилий и психического воздействия;
-стремление учащихся добиваться победы при соблюдении правил игры или соревнования;
-применение разнообразных двигательных навыков, целесообразных в конкретных условиях игры или соревнования.
При организации и проведении игровых заданий руководствуюсь следующими принципами:
а) соответствие приемлемых игровых форм и средств психофизическим особенностям учащихся;
б) всеобщая доступность;
в) эмоциональность игр и заданий;
г) целостность и логическая последовательность игровых средств;
д) комплексное воздействие на двигательную сферу и интеллект учащихся;
е) ступенчатость и периодичность использования игр и игровых заданий;
ж) взаимное уважение, доброжелательность учащихся, оздоровительная направленность.
Согласно учебным планам, практически на всех уроках я использую игровую деятельность. С этой целью подбираю разнообразные соревновательные упражнения, подвижные игры, отвечающие задачам урока.
Тем самым подвожу учащихся к необходимости приобретения того или иного умения и навыка игровыми заданиями, которые способствуют решению поставленных задач, лучшей плотности урока и более правильной дозировке упражнений на протяжении всего урока.
Сложные упражнения в подвижных играх и в различных соревнованиях чередую с более простыми, не требующими концентрированного внимания.
Включение подвижных игр и соревновательных упражнений в различные части урока зависит от поставленных задач и соответствуют задачам той части урока, в которую они введены.
Во вводной части урока применяю соревновательные упражнения и подвижные игры, способствующие подготовке организма учащихся к предстоящей интенсивной работе в основной части. Это комплексы ОРУ и специальных упражнений проводимые в движении и на месте в виде соревнований, выполняемых в парах и с элементами силовых единоборств.
Выполнять игровые задания в основной части урока можно как в начале ее, так и в середине либо в конце. Важно, чтобы игровая деятельность логически вытекала из потребности закрепить тот или иной навык. В заключительной части урока игровые задания используются мной для расслабления и успокоения организма.
Модель взаимосвязи между преподавателем и учащимся при совершенствовании игровых действий
Проанализировав доступную литературу по современным педагогическим технологиям, для себя составила схему игровой деятельности на уроках физической культуры, которую разделила на три этапа:
1 этап - подготовки
2 этап – проведения
3 этап – анализа
Этап подготовки
До учебных занятий
Анализ учебного материала и требования физической направленности учащихся;
Выбор игр, игровых заданий в соответствии с задачами урока;
Мотивирование игровых действий;
Выбор вида и организации игровой деятельности;
Система контроля.
Этап проведения
Во время учебных занятий
Формирование команд;
Постановка целей и задач;
Краткий инструктаж по Т.Б.;
Индивидуальное и коллективное поощрение в ходе игры;
Вывод по результатам игры и подведение итогов;
Этап анализа
После учебных занятий
Общий анализ игровой деятельности;
Самооценка по проведению игр;
Разработка рекомендаций по использованию игр;
Корректировка сюжета, правил игры, параметров нагрузки.
Учитывая особенности игровой деятельности, разрабатываю игровые программы различной направленности, которые рассчитаны для детей разного возраста. При этом варианты игровых заданий предусматриваю как в помещении, так и на открытых площадках.
Для учащихся 5-9 классов разработаны карточки-задания, которые представляют
источник информации о двигательной деятельности, выполняемой в игровой обстановке.
Схема распределения подвижных игр с учетом программного материала
Задачи урока
Название игры
№ карточки задания
Развитие физ. качеств
Легкая атлетика
Формирование и закрепление навыка выполнения элементов прыжка в высоту и прыжка в целом.
Соревнования с элементами прыжков в высоту
карточка №1
Развитие скоростно-силовых качеств
Формирование навыка выполнения ускорения в различных условиях.
Соревнования с элементами спринтерского бега
карточка №2
Воспитание ловкости, быстроты.
Совершенствование умения комбинировать бег с метанием в цель в соревновательных условиях.
Комбинированная эстафета
карточка №3
Развитие скоростно-силовых качеств
Совершенствование умения ориентироваться
«Вызов номеров»
карточка №4
Воспитание ловкости, быстроты.
Совершенствование быстроты двигательной реакции.
«Черные и белые»
карточка №5
Развитие скоростной выносливости, ловкости, внимательности.
Гимнастика
Формирование навыка быстрого и четкого построения.
«Смена мест»
карточка №1
Воспитание внимательности, активности, дисциплинированности.
Совершенствование навыка выполнения гимнастических упражнений с палкой.
Эстафета с гимнастической палкой
карточка №2
Развитие прыгучести, ловкости, координации движений, воспитание чувства коллективизма.
Формирование навыка совместных действий при выполнении кувырков с партнером.
«Кувырки в паре с партнером»
карточка №3
Развитие ловкости, точности, координации взаимодействий в соревновательных условиях.
Закрепление навыка выполнения акробатических элементов в соревновательных условиях.
«Придумай сам»
карточка №5
Воспитание ловкости, быстроты в игровых условиях
Закрепление акробатических элементов в игровой форме.
«Построй мост»
карточка №6
Развитие гибкости
Закрепление навыков выполнения упражнений в равновесии.
«Выведение из равновесия»
карточка №7
Воспитание ловкости, точности, координации движений.
Спортивные игры
Разучить передачи мяча на месте
«Перехвати мяч»
Карточка №1
Воспитание коллективных действий
Закрепление техники штрафного броска
«Бросай точнее»
Карточка №2
Тренировка глазомера
Закрепление навыков скрытых бросков
«Скрытый пас»
Карточка №3
Развитие координации движения
Совершенствование передач мяча при встречном движении
«Борьба за мяч 2*2»
Карточка №4
Воспитание коллективных действий
Совершенствование тактики защитных действий
«Бдительный защитник»
карточка №5
Развитие ловкости, внимательности, быстроты реакций
Лыжная подготовка
Закрепление поворота переступанием
«Карусель»
Карточка №1
Тренировка вестибулярного аппарата
Закрепление техники спуска со склона
«Спуск шеренгами»
Карточка №2
Воспитание ловкости, быстроты реакции
Совершенствование поворота переступанием в движении
«Слалом на равнине»
Карточка №3
Воспитание ловкости, координации движения
Совершенствование лыжных ходов
«Лисий след»
Карточка №4
Развитие общей выносливости, силы отталкивания палками.
Совершенствование лыжных ходов
«Старты с преследованиями»
Карточка №5
Развитие быстроты и скоростной выносливости
В каждой карточке указаны конкретные задачи, название игры, развитие двигательных качеств.
«Скрытый пас»
Задачи: закрепление навыков скрытых бросков мяча в определенном направлении и ловли летящего мяча; развитие координации движения.
Инвентарь: баскетбольные и волейбольные мячи.
Место: спортивный зал, площадка
Схематичный рисунок
Содержание
Правила
ОМУ
В центре каждого из кругов находится водящий-игрок другой команды. Участники команд перебрасывают мяч друг другу, стараясь, чтобы водящий не коснулся или не поймал его.
Варианты передачи: двумя руками от груди и сверху, одной рукой от плеча, сверху, сбоку, снизу; с отскоком от пола любым способом.
Игру следует начинать только по сигналу учителя.
Если водящему удается коснуться мяча или поймать его, он приносит команде очко. Мяч передается в круг и игра продолжается. Игрок , неправильно или неудачно выполнивший передачу. Выбывает из игры.
Побеждает команда, имевшая меньше потерь мяча и у которой больше осталось игроков.
Игру можно проводить в четырех подгруппах, стоящих в кругах. Кроме того, ее можно усложнить путем введения двух водящих и выполнения перебрасывания двумя руками.
Для анализа результативности и эффективности применения игровых технологий на уроках физкультуры использовала исходный, текущий и итоговый виды контроля, которые показали положительную динамику роста физической подготовленности учащихся.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Применение игровых технологий в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке учащихся по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени, а сами занятия сделать более интересными.
По итогам работы можно отметить, что учащиеся научились взаимодействовать друг с другом не только в виде игры, но и вне её. Желание лучше проявить себя в игре мотивировало учащихся овладевать новыми умениями и навыками, которые они перенесли и в другие виды деятельности.
Выработалась психологическая стойкость: умение контролировать свои эмоции, выслушивать и правильно воспринимать критику товарищей, учителя в свой адрес. Участие в игровых заданиях позволило развить физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, выносливость.
Поэтому с оздоровительной, воспитательной и образовательной точек зрения применение данного метода не только желательно, но и просто необходимо, так как он успешно развивает как общефизическую, так и специальную подготовку учащихся. Использование игровой деятельности способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, облегчает освоение программного материала.
Игра является сильнейшим средством социализации учащихся, воздействует на становление личности и его формирование.
Обращение за помощью
Совершенствование предыдущего или получение нового задания
Неправильно
Выполнение соревновательно-игрового задания
Анализ с выявлением ошибок и путь их устранения
Осмысление и распределение последовательности выполнения задания учащимся
Задание – ознакомление, показ, организация двигательных действий
Восприятие задания и подготовка к его выполнению
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
УЧАЩИЕСЯ
ОЦЕНКА
Правильно
75%
80%
85%
90%
95%
100%
2012-2013
2013-2014
2014-2015
2015-2016
Динамика роста физической
подготовленности учащихся
Качество
Качество
15