Проект урока Парные глухие и звонкие согласные звуки на конце слова


Проект урока по теме:
«Парные глухие и звонкие согласные звуки на конце слова»
(Русский язык)






Выполнил: Алфёрова Алла Леонидовна,
учитель начальных классов
МБОУ Школа № 30 им.Л.Л. Антоновой




Н.Новгород
2016

Проект урока

Учебный предмет: русский язык.

УМК «Школа России» 1 класс.
Автор учебника: Т.Г. Рамзаева

Раздел: Звуки и буквы.

Тема урока: Глухие и звонкие согласные звуки (урок №22).

Тип урока: решение частных задач.

Диагностический блок:
- описание диагностики исходного уровня УУД;
Для диагностики исходного уровня УУД используются следующие методики:
« Пиктограммы»
(авторы: Н В.Клюева, Ю.В.Касаткина)

Цель: выявление умения распознавать эмоциональное состояние (чувства) по мимике(входная диагностика).
Описание задания. Ребёнку даётся набор из шести карточек с изображением шаблонов чувств человека. Предлагается назвать чувства, которые испытывает человек на каждой карточке.
Обработка данных. Учитель фиксирует ответы ребёнка в таблице: записывает слова – определения чувств (радость, горе, гнев, удивление, растерянность, озабоченность), в скобках указывает количество слов – синонимов, определяющих каждое чувство.




Фамилия,
Характеристика чувств

п/п
имя
1 лицо
2 лицо
3 лицо
4 лицо
5 лицо
6 лицо


Уровни умений распознавать эмоциональное состояние по мимике определяются по следующим критериям:
- высокий уровень – дано1-3 правильных определения шести состояний;
- средний уровень – дано1-2 правильных определения пяти – четырёх состояний;
- низкий уровень – дано1-2 правильных определения трёх и менее состояний.

« Лесенка»
( тест)
Цель: определение уровня сформированности общей самооценки ( входная диагностика, промежуточная диагностика).
Описание задания. Детям предлагается нарисовать на листе бумаги лесенку из семи ступенек, прослушать комментарий учителя:
- На верхней ступеньке располагаются хорошие дети, чем ниже – тем хуже, а внизу – плохие дети.
- Куда ты поставишь себя? Напиши на выбранной ступеньке букву Я.
- Как ты думаешь, куда бы тебя поставила мама? Напиши на этой ступеньке букву М.
Обработка данных.
Результаты заносятся в таблицу.

№ п/п
Фамилия, имя
Порядковый номер ступени
Самооценка



Я
М
Заниженная
Адекватная
Завышенная


Вывод по адекватности самооценки делается на основании следующих критериев:
- адекватная: порядковый номер ступени Я – 3-5, М – 4-5;
- завышенная: Я – 6-7, М – 7;
- заниженная – Я – 1-2, М – 1-3.


« Решение ситуаций»
( адаптированный вариант проективной методики Р. Жиля)
Цель: определение стиля поведения ребёнка в конфликтной ситуации (входная диагностика).
Описание задания. Детям предлагается ситуация: « Товарищ взял твою игрушку без разрешения. Что ты будешь делать? Выбери одно из решений, напиши цифру:
плакать;
жаловаться;
кричать;
постараюсь отобрать;
начну бить».
Ребёнок по желанию может написать собственное решение.
Обработка данных. Результаты заносятся в таблицу.

№ п/п
Фамилия, имя
1
2
3
4
5
6
Своё решение


Полученные данные позволяют выявить стиль поведения:
- агрессивный – выбор решений №4 или №5;
- конфликтный – выбор решений №2 или №3;
- пассивно-страдательный – выбор решения №1;
- позитивный (бесконфликтный) – собственное решение типа « дам поиграть», «предложу играть вместе».

- описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся по изучаемой теме.
Учителю, управляющему процессом развития младших школьников, необходимо иметь оперативную информацию о продвижении детей в развитии. Для этого необходимо проведение педагогической диагностики.
Педагогическая диагностика проводится учителем с целью:
- определения продвижения учащихся всего класса в овладении УУД (диагностика достижения метапредметных результатов обучения);
- определения продвижения каждого из детей в становлении умения учиться.
Важно проводить диагностику на предметном материале, встраивая её в учебный процесс.
Педагогическая диагностика конструируется разными способами:
- психологическая методика модифицируется с учётом предметного материала;
- на основе развивающего задания из учебника составляется диагностическое задание;
- по аналогии с диагностической методикой педагогического характера составляется задание на изучаемом в настоящее время предметном материале;
- конструируется учителем самостоятельно.

Педагогическая диагностика обычно проводится на уроках фронтально и построена на учебном материале.
Дети воспринимают проводимую диагностику как обычное учебное задание. Результаты используются учителем для организации и совершенствования учебного процесса и отслеживания динамики развития каждого ученика. Информация, полученная на основе педагогической диагностики, позволит осуществлять своевременную коррекцию педагогической работы в случае отсутствия положительной динамики у детей. Учитель сможет также дифференцировать учебный процесс с учётом индивидуальных результатов.

Вот пример диагностического задания, которое может предлагаться учащимся как учебное, но используется учителем как диагностическое. Для диагностики познавательного логического УУД классификации детям можно предложить учебные задания, в которых объекты нужно разделить на группы и дать названия групп. На уроке русского языка:
Распредели слова на 2 группы, напиши названия каждой группы. Найди ещё один вариант деления на группы. Запиши его.
Москва, море, Маршак, матрос, Мурка
Оценка результатов. Правильный ответ: Москва, Маршак, Мурка – имена собственные, море, матрос – нарицательные. Дополнительный вариант: Маршак, матрос, Мурка – одушевлённые существительные; Москва, море – неодушевлённые.
Уровни выполнения заданий:
высокий уровень – ученик нашёл 2 варианта классификации и правильно написал названия групп;
средний уровень – ученик нашёл только один вариант классификации и правильно написал названия групп;
низкий уровень – ученик нашёл только один вариант классификации, но не написал названия групп.

Задачи урока: Развивать знания о согласных звуках, способах их различения; проводить наблюдение над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков.

Оборудование:

Таблица-схема парных по глухости-звонкости согласных.
Учебник.

Ожидаемые результаты:

Предметные: (объём освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки; определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные
· звуки; дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки;

получат возможность научиться: проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке глухих и звонких согласных.


Метапредметные: ( компоненты культурно - компетентностного опыта/ приобретённая компетентность):

познавательные - развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

коммуникативные – активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

регулятивные – определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.




План урока с хронометражем: 1.Организационный момент (1 – 2 минуты)

2. Актуализация знаний (4 – 5 минут)

3. Изучение нового материала (15 минут)

4. Физкультминутка (3 минуты)

5. Первичное осмысление и закрепление (10 минут)

Итоги урока. Рефлексия (10 минут)



Проект урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучаемых
Теоретическое обоснование

1.Организационный момент
Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создаёт эмоциональный настрой на изучение нового материала. Проводит пальчиковую гимнастику
Слушают и обсуждают тему урока. Выполняют пальчиковую гимнастику
Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Смыслообразование.
- установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

2.Актуализация знаний
Читает стихотворение (приложение1), формулирует задание: - используя буквы слова чистописание составить как можно больше слов и записать их в тетрадь; - составить предложение с одним из них; контролирует его выполнение
Выполняют задание
Личностные УУД: осознают свои возможности в учении; адекватно оценивают причины своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Самопознание и самоопределение.
- формирование идентичности личности.
Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, выстраивают понятные речевые высказывания.
Планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов.

3.Изучение нового материала
Формулирует задание: выполнить упр.112, с.62. Организует беседу по вопросам:
- При произношении каких согласных слышится только шум? А при произношении каких – мы слышим и голос, и шум?

Формулирует задание: выполнить упр.113, с. 62. Наводящими вопросами приводит учащихся к выводу о том, как мы слышим и произносим согласные звуки.







Проводит физкультминутку (приложение 2)



Выполняют упражнение, отвечают на вопросы.









Выполняют упражнение, высказывают своё мнение.












Выполняют упражнения
Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Прогнозирование.
Познавательные УУД:
Общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, что мы слышим при произношении согласных звуков;
Логические – осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем.
Волевая саморегуляция.

4. Первичное осмысление и закрепление
Формулирует задание: выполнить упр.114, с.63. Создаёт эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения
Выполняют упражнение, мотивируют свою точку зрения
Регулятивные УУД: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий, адекватно воспринимают оценку учителя, ориентируются в учебнике и тетради.
Контроль, коррекция, оценка.

5. Итоги урока. Рефлексия
Проводит беседу по вопросам:
- Какие согласные звуки бывают? Как мы можем определить глухой и звонкий согласный звук? Чем они отличаются, когда мы их произносим?
Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.
Личностные УУД: понимают значение знания для человека и принимают его.
Нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные УУД: осуществляют прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.
Прогнозирование.


Приложение 1.
Стр. 62-63 к проекту урока.



Приложение 2.
Стихи к проекту урока.
Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.

Поиграйте прежде с нами,
А потом играйте сами.
Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ.

Вышел МАГ и вышел ГНОМ,
А за ними АГРОНОМ.
МОСТ построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,

С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС
Сверху лётчику видна
Вся родная СТОРОНА.








Приложение 3.
Физкультминутка к проекту урока.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись. (Наклоны)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брас.
Все, как один, -
Плывём, как дельфин. (Взмахи руками, изобразить пловца)

Список литературы

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. – Москва, 2011
Н.Н. Деменева. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. – Москва,2013
Как проектировать универсальные учебные действия (Под редакцией А.Г. Асмолова). – Москва, 2010
Г.А. Цукерман, Н.К. Поливанова. Введение в школьную жизнь. – Томск, 1992
Н.Ю. Яшина. Формирование лингвистических понятий младших школьников. – Нижний Новгород, 2007
Н.Ю. Яшина. Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка. – Нижний Новгород, 2012
Н.Ю. Яшина. Изучение особенностей нравственного развития младших школьников. Диагностические методики. – Нижний Новгород, 2012.
 15