Конспект урока по русскому языку на тему Парные согласные на конце слова
Тема урока: «Парные согласные на конце слова»
Тип урока. Урок развития умений.
Цели урока: развитие умений находить слова с данной орфограммой-буквой , писать слова с данной орфограммой, подбирать проверочные слова и графически обозначать орфограмму;
Развитие умения работать в парах, проводить взаимопроверку и оценивание.
1. Орг. момент.
2. Постановка целей урока.
- Ребята, сегодня по почте я получила письмо. Оно адресовано ученикам 2 «Б» класса Гимназии «Эллада», то есть вам.
Вскрываю конверт и достаю письмо.
«Дорогие ребята!
К нам поступило сообщение о том, что в нашем государстве Орфография появились нарушители. Их приметы:
1) это звуки, которые произносятся с помощь голоса и шума;
2) в целях конспирации имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласными легко меняют внешность, а точнее – звучание;
3) прячутся в корне слова.
Тысячи учеников проливают слёзы, стараясь отыскать этих невидимок.
Мы просим вас помочь нам отыскать и обезвредить этих нарушителей.
Начальник отдела по борьбе с нарушителями в стране Орфография».
- Ну как, берёмся за это дело?
Я повторяю приметы нарушителей: 1) это звуки, которые произносятся с помощью голоса и шума;
2) имеют двойников, поэтому на письме в конце слов и перед согласным легко меняют свою внешность, а точнее – звучание;
3) прячутся в корне слова.
Дети. Это парные согласные.
Учитель. Правильно, именно о них пойдёт речь.
3. Чистописание.
Давайте вспомним все парные согласные.
Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т. Ж-Ш, З-С.
4. Словарная работа (один ученик у доски)
- Какой это мастер
На стёкла нанёс
И листья, и травы,
И запахи роз. (мороз)
- Крупное промышленное предприятие. (завод)
- Дневной приём пищи. (обед)
- Крупный населённый пункт, место большого поселения людей. (город)
- Летом наедается, зимой отсыпается. (медведь)
- Обувь с высоким голенищем. (сапоги)
- То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)
- Участок земли около дома для выращивания овощей. (огород)
- Что за чудо – синий дом?
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (автобус)
Проверка слов, выделение орфограмм.
Что общего в этих словах? Можно ли проверить эти парные согласные?
Какое слово оказалось «лишним»? (сапоги) Почему?
Какие бывают сапоги?
Когда так говорят: «Два сапога – пара», «Сапог каши просит»?
5) Работа по теме урока.
- Чтобы правильно написать сомнительную согласную в конце слова, о каком правиле надо вспомнить?
Работа в парах. Дети получают карточку № 1.
Вставь нужную букву, запиши проверочное слово.
Гри….. –
Шка… -
Утю…. –
Гла… -
Голу…ь -
Пиро.. –
Проверка.
6) Физминутка.
Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный звук –нужно присесть. Если слово начинается на парный глухой звук – хлопнуть в ладоши.
Зайка, Федя, Вова, трава, дрова, дверь, зверь, тень, велосипед, шило, фонарь, голубь, парта.
7) Продолжение работы по теме урока.
Отгадайте загадку:
Где шёл, там и лёг.
До весны пролежал,
А потом убежал» (снег)
На какую орфограмму это слово?
Подберите к слову слова-признаки, характеризующие этот предмет.(устно)
Подберите слова, обозначающие действия этого предмета.(устно)
Составьте и запишите предложение о снеге, подчеркните грамматическую основу.
Проверка.
8) Самостоятельная работа.
Карточка № 2. Исправь ошибки и запиши текст.
Уже потемнел снек. На реке треснул лёт. Растаял большой сугроп. Морос не щиплет за ноз. Дети сняли шупки. Это наступила весна.
Взаимопроверка.
9) Итог урока.
- О каких звуках мы сегодня говорили?
- Почему их называют парными?
- Что помогает избежать ошибок на письме?
- Как проверить парную согласную на конце слова?
10) Рефлексия.