Рабочая программа предмета Художественная резьба по дереву

Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств»
Ровеньского района Белгородской области












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина:

Предмет по выбору:
«Художественная резьба по дереву»
для художественных отделений детских школ искусств




















п. Ровеньки


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Резьба по дереву - один из древнейших видов человеческой деятельности. Чем дальше удаляется человек от живой природы, от своих корней, тем важнее для него становятся виды деятельности, особенно художественной деятельности, связанные с естественными живыми материалами, с бытом и культурой своего народа. Изучение приемов и технологии резьбы по дереву идет бок о бок с процессом познания истории народного творчества. Резьба по дереву, столярное дело не любят спешки. Сам материал заставляет человека быть внимательным, неторопливым, основательным, придает чувство уверенности в себе.
Данная программа естественным образом связана с другими программами по предметам, изучаемым на художественном отделении школы искусств. Например, знания и умения, полученные на уроках по предмету «Основы композиции», позволяют учащимся уверенно выполнять эскизы своих работ. В свою очередь, занятия по таким предметам как «Рисунок и «Живопись», являются основой, без которой невозможно сделать ни шага в любой технике декоративно-прикладного искусства.
Программа рассчитана на 2 года с еженедельной нагрузкой в объеме 1часа. Рекомендуемый возраст учащихся 12-16 лет (3-4 класс). Программа построена по концентрическому принципу с постепенным усложнением заданий и добавлением новых приемов и операций. Перед каждой новой темой предусмотрена беседа с учащимися с привлечением иллюстративного материала и образцов.
Главной формой обучения по данному предмету являются практические занятия. Это обусловлено тем, что основная информация проходит через руки ребенка, закрепляя моторную память. Обучение приемам резьбы по дереву наиболее эффективно проходит в процессе работы над конкретным изделием, когда ребенок чувствует ответственность и заинтересованность в конечном результате. Он должен осознавать, что создает полезную вещь, а не просто выполняет упражнение с материалом.
Уровень освоения знаний и практических умений и навыков определяется по готовому изделию. Контрольный опрос является вспомогательным приемом проверки и направлен на определение уровня освоения теоретических знаний.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Целью данного курса является создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся, воспитание посредством ремесла мастерового человека в самом широком смысле этого слова, с активным, творческим отношением к жизни, с пониманием единства духовного и материального начала окружающего мира. Задачи:
приобщение учащихся к истокам народного искусства;
создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся;
формирование навыков и приёмов работы с деревом.
По окончании курса выпускник школы должен знать:
историю резьбы по дереву;
основные свойства древесины;
инструменты для резьбы по дереву;
правила и приемы работы резцом;
порядок работы над изделием;
виды резьбы по дереву

должен уметь:
заготавливать материал для резьбы;
склеивать дерево;
на основе полученных навыков по предметам «Рисунок» и «Живопись» стилизовать изобразительный материал с учетом декоративных задач;
подбирать эскизы к изделию;
правильно работать резцом;
владеть следующими видами резьбы: контурной, геометрической, плоскорельефной, объемно-рельефной, скульптурной
делать обработку готовых изделий;
соблюдать технику безопасности;
оформлять и выставлять свои изделия























Учебно-тематический план


Темы занятий
Всего часов
Теорет. занятий
Практич. занятий

3 класс.1 полугодие. (17 часов)

1
История художественной обработки изделий из древесины.
1
1


2
Материал. Заготовка материала.
2
1
1

3
Оборудование, инструменты.
1
1


4
Инструктаж по технике безопасности.
1
1


5
Заточка и правка инструмента.
1

1

6
Подготовка основы для резьбы.
1

1

7
Приемы работы резцом.
4

4

8
Порядок работы.
1
1


9
Виды резьбы.
1
1


10

·Контурная резьба.
4
1
3


Всего
17
7
10

3 класс.2 полугодие. (17 часов)

11
Геометрическая резьба.
7
1
6

12
Рельефная резьба.
9
1
8

13
Выставка готовых изделий. Подведение итогов.
1

1


Всего
17
2
15

4 класс.1 полугодие. (17 часов)

14
Рельефная резьба.
Декоративное панно.
16
1
15

15
Выставка готовых изделий. Подведение итогов.
1

1


Всего
17
1
16

4 класс.2 полугодие. (17 часов)

16
Скульптурная резьба
16
1
15

17
Выставка готовых изделий.
Подведение итогов.
1

1


Всего
17
1
16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
68
11
57











Содержание курса

Тема 1. История художественной обработки изделий из древесины.
Краткий рассказ об истории возникновения данного промысла. Показ образцов пород древесины, инструментов, приспособлений, станков.

Тема 2. Материал.
Строение и основные свойства древесины. Пороки дерева и древесины. Породы деревьев. Виды лесоматериала. Сушка древесины. Склейка щитов. Заделка сучков и трещин.

Тема 3. Оборудование и инструменты.
Рабочее место резчика. Набор резчицкого инструмента. Вспомогательный инструмент. Изготовление резчицкого инструмента.

Тема 4. Инструктаж по технике безопасности.
Проведение инструктажа по технике безопасности при работе с режущими инструментами. Правила поведения на кружковых занятиях до начала работы, во время работы и по окончании.

Тема 5. Заточка и правка инструмента.
Заточка и правка на электроточиле. Приемы заточки инструмента. Заточка и правка инструмента вручную.

Тема 6. Подготовка основы для резьбы.
Торцевые кромки. Поверхность основы (дощечки).

Тема 7. Приемы работы резцом.
Срез по наклонной. Срез поперек волокон. Резьба прямой выемки поперек волокон. Резьба двусторонней выемки по наклонной к направлению волокон и вдоль направления волокон. Резьба выемки, расположенной по кривой или по окружности.

Тема 8. Порядок работы.
Закрепление заготовки. Проверка готовности инструмента к работе. Выбор технологии работы. Этапы работы над изделием из дерева.

Тема 9. Виды резьбы.
Плосковыемчатая: геометрическая, контурная резьба. Плоскорельефная и рельефная резьба. Прорезная резьба. Скульптурная резьба. Их основные характеристики и способы выполнения.

Тема 10. Контурная резьба.
Техника контурной резьбы. Составление и выполнение орнамента.
Тема 11. Геометрическая резьба.
Элементы геометрической резьбы. Орнаментальные композиции геометрической резьбы. Выполнение упражнений. Составление орнаментальных композиций и их выполнение.

Тема 12. Рельефная резьба.
Техника рельефной резьбы: общие сведения; нанесение рисунка; надрез и подрезка контура орнамента; выборка и закругление фона; зачистка. Выполнение упражнений.

Тема 13. Выставка готовых изделий. Подведение итогов.
Оформление выставки. Анализ работы.

Тема 14. Рельефная резьба
Выбор эскиза к изделию(декоративное панно). Подготовка основы. Основная работа над изделием. Шлифовка изделия. Вскрытие изделия лаком.

Тема 15. Выставка готовых изделий. Подведение итогов.
Оформление выставки. Анализ работы.

Тема 16. Скульптурная резьба. Знакомство со скульптурной резьбой. Богородская игрушка. Выполнение несложной объемной скульптуры.

Тема 17. Выставка готовых изделий. Подведение итогов.
Оформление выставки. Анализ работы


















Учебно-методическое обеспечение

Для обучения по данному предмету необходимы станки и приспособления:

Набор столярного инструмента;
Разметочный инструмент;
Наглядные пособия (книги, схемы, образцы пород древесины);
Материал для работы;
Отделочный материал.


































Список литературы:

Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М, 1978.
Вишневская В.М. Русская народная резьба по дереву. - М, 1974.
Лямин И.В. Вторая жизнь дерева. - М, 1970.
Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М, 1989.
Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - МД992.
Фролова Е.Н. Чистый источник. - М, 1990.
Черепахина А.Н. История художественной обработки изделий из древесины. - М, 1987.





















15