Стили танца используемые на занятиях хореографии.


Педагога дополнительного образования, руководителя хореографического   коллектива не может не волновать состояние здоровья  воспитанников. Ведь здоровье складывается из физического, психического, социального, нравственного и духовного состояния человека. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми – способствуя его адаптации в социуме,  также даёт определённый терапевтический эффект:
•Эмоциональную разрядку
• Снятие умственной перегрузки
• Снижение нервно- психического напряжения
• Восстановления положительного энергетического тонуса.
Интегрированные занятия  с элементами импровизации позволят обучающимся не только реализовать себя в различных видах деятельности, но и  выступать в роли  новатора  в любом виде искусств.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому, позитивная реакция педагога на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым располагает педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Большинство учащихся не умеют правильно дышать вовремя выполнения движений. При обучении детей хореографии, педагог должен особое внимание уделить дыханию.
Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Взаимосвязь дыхания и движения приводит к естественности, придаёт динамическую окраску движениям, такие упражнения увеличивают выносливость, оказывают положительное влияние на сердечно - сосудистую и бронхо-лёгочную системы, придают движениям естественную пластичность. Дыхание, которое дает человеку отдых, снимает физический стресс, не допускает переутомления, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха. тренирует мышцы, улучшает кровоснабжение, развивает гибкость.
Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхания с движением. Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Комплекс дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц.
Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку. Употребление в партерном экзерсисе йоги помогает выработать правильную осанку. Эта гимнастика оказывает благотворное воздействие почти на все органы человеческого тела и помогает излечивать самые разные заболевания. В йоге существуют упражнения, активно направленные на развитие разных мышц. Детям нужно давать точные инструкции для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или расслабляют.
Пальчиковая гимнастика являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и, в частности, речи играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук..Игра-музыкальные игры, в ходе которых дети учатся двигаться под музыку, различать ритмический рисунок, развивают музыкальный слух, овладевают основами танца;
На практике я убедилась, что здоровьесберегающие технологии должны носить обязательно  творческий характер. Только в атмосфере творческого процесса создаются благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья. Введение в занятия упражнений из древней восточной гимнастики, из дыхательной гимнастики, комплекса упражнений «Учимся у зверей» повышает интерес детей.
Методы обучения знаниям, умениям и навыкам, привлечение внимания обучающихся к своему здоровью обеспечивают в органичном единстве решение задач и проблем воспитания здорового поколения.
Музыкально-ритмические упражнения
В зависимости от темы занятия подбираю и провожу музыкально-ритмические упражнения («Полька зверей», «Порхание бабочки», «Прогулка по сказочному лесу», «Зеркало» и др.). Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную усталость и утомление.
Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а также даёт определённый терапевтический эффект.
Танцевальная импровизация
Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его человеческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, пробуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, а значит, а на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Выполнение танцевальной импровизации на занятиях является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния обучающихся. В процессе музыкального творчества происходит более полное познания ребенком самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром
*Подвижные музыкальные игры мощный лечебный фактор. Благодаря музыкально-подвижным играм ребёнок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения, решается проблема адаптации младших школьников через игровую психотерапию, снижает у них состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности, многие осознают отрицательные черты своего характера, происходит сплочение в классах.
Музыка благотворно влияет на детей. Музыка -  это неотъемлемая часть хореографии. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом.
Музыкальное сопровождение можно рассматривать как фактор стимулирующего воздействия на детей, обучающихся танцу.  Применение музыки  в игре способствует успешному усвоению двигательного навыка.

Детская хореография способствует развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально- двигательный образ.
1. Начинать заниматься танцами можно практически с любого возраста и в любом возрасте: от самого юного до самого уважаемого.
2. Танцы прекрасно развивают координацию движений.
3. Танцы способствуют развитию хорошей осанки и красивой походки.
4. Танцы развивают дыхательную систему организма человека.
5. Занятия танцами реально помогают избавиться от регулярных простудных заболеваний, бронхитов и даже облегчают течение болезни у людей, страдающих астматическими приступами.
6. Танцы - лучшее лекарство от депрессии и застенчивости, а также от многих других комплексов.
7. Доподлинно известно, что танцы продлевают жизнь, способствуют поддержанию общего тонуса и позволяют сохранить человеку работоспособность и жизнерадостность до последних дней жизни.
Учитывая физиологические особенности детей, применяю дифференцированный подход: увеличение или уменьшение частоты и количества повторения движения.
Разработанная мною программа помогает быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми.
Даёт психотерапевтический эффект:
• Эмоциональную разрядку
• Снятие умственной перегрузки
• Снижение нервно- психического напряжения
• Восстановления положительного энергетического тонуса
• Способствует формированию навыков здорового образа жизни.
Обучение ведется по следующим разделам:
Классический танец можно назвать фундаментом всех сценических видов танца. Это азбука, изучение которой является необходимым условием для прочтения любого танцевального стиля или направления.
Упражнения классического танца способствуют формированию правильной постановки корпуса, ног, рук, головы, развитию физических данных, выработки элементарной координации движений. Занятия классическим танцем включает в себя упражнения у станка, изучение и исполнение основных элементов классического танца и его комбинаций на середине зала.
Народный танец. Народный танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Занятия народным танцем способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развитию сложной координации движений, расширению двигательного диапазона, тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой системы. На занятиях народным танцем педагоги-хореографы нашей школы учат понимать и передавать характер и эмоциональных заряд танца той или иной народности. Что, конечно же, способствует познанию культуры разных народов и развитию эстетического вкуса ребенка.
Современный танец. Занятия современными видами танцевального искусства способствуют раскрепощению ребенка, развивают координацию и пластику, добавляют уверенности в себе. Учат выражать свои эмоции и получать огромный заряд бодрости и хорошего настроения!
В младшем школьном возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения — все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, это важно знать и учитывать при организации занятий с детьми. Для этого на своих занятиях я использую упражнения для укрепления всего мышечного корсета, позвоночника, для голеностопного сустава, на гибкость, для растяжки, которые являются стержневым компонентом в хореографии, а так же в укреплении физического здоровья. (Упражнения: мостик, березка, кузнечик, шпагат) . Заключение.
Список использованной литературы.
1.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2.Журнал «Образование в современной школе» №9 (70). 2005. С.15-17.
3.Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. С.86, 92-95.
4.Костровицкая В.С., Писарев А.А., Школа классического танца: Учебное пособие для хореографических училищ и хореографических отд. Вузов искусств.- Л.: «Искусство», 1976.
5.Майстрова Л.Ф. Воспитание культуры отношения к природе у младших школьников средствами хореографии // Социокультурные аспекты воспитания в современном мире: Материалы IXконференции молодых ученых.- М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.
6.Выготский Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте. – М., Просвещение, 1991.
7.Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство. 1983.
8.Барышникова Т. Азбука хореографии. – 2001
9.Конорова Е.В. Хореографическая работа со школьниками Л., 1958.
1.        Анисимова Т.Б.  Дьяченко Л.П. - Продлёнка: Игры и занятия для школьников.-Ростов на Дону:Феникс2.        Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
3.        Бардина Р.А. «Здоровье и физическая культура», «Олимп»,2001 год.
4.        Джозеф С. Хавилер. Тело танцора, медицинский взгляд на танцы и      тренировки. Издательство «Новое слово». Год: 2004
5.        Заикина Е.А. Быть здоровым непросто. Формирование культуры здоровья у старшеклассников.  – М.: Чистые пруды, 2008г. Вып. 19
6.        Казакова Т.Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении.  – М.: Чистые пруды, 2007г. Вып. 4(16).
7.        Кочеткова Т.И. Комплекс упражнений лечебной гимнастики для школьников.// «Практика», №8, 2005, с.41
8.        Шмелёва Н.В. Для профилактики нарушений осанки //«Начальная школа»,  №7, 2007, с.55. 0.Эльяш Н. Образы танца. – М.: Знание, 1970.