Применение дыхательной гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи


Тема: Применение дыхательной гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушениями речи.
По курсу: Психолого-педагогические основы специальной педагогической помощи детям с нарушениями речи.
Выполнил: Суслова С.Г.
Проверил: Чертенкова Г.И.
канд. пед. наук
доцент кафедры
О и НФИ ДП и ПЦПО
Кем ГУ
Новокузнецкий городской округ, 2015.

Содержание.
Введение Стр. 3
Дыхательная гимнастика и речь Стр. 6
2.Применение дыхательной гимнастики с детьми
с нарушениями речи Стр. 9
Заключение Стр. 14
Список литературы Стр. 15


3
Введение.
Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь движущей силой в его обеспечении.
Различают три типа дыхания: верхнерёберный, грудной, грудобрюшной. При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако доля ее участия разная. Наименее физиологически оптимальным является ключичное дыхание, так как нижние доли легких участвуют при этом неполностью.
У детей по мере физического развития постепенно формируется наиболее оптимальный тип дыхания – грудобрюшной.
Детям с нарушениями речи, а так же соматически ослабленным детям для развития грудобрюшного типа дыхания требуется обучение и активизация физиологической роли диафрагмальной мышцы с помощью специальных коррекционных физических упражнений.
Известно, что наряду с основной биологической функцией газообмена, органы дыхания осуществляют и голосообразовательную функцию.
Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
4
В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания.
В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы. В процессе устной речи диафрагма многократно производит тонко дифференцированные колебательные движения, обеспечивающие речевое дыхание и звукопроизношение.
Таким образом, речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит – семантическому , лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания.
В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У здоровых детей в 4 – 6 – летнем возрасте, не имеющих речевой патологии, грудобрюшное и речевое дыхание находятся в стадии интенсивного формирования. У детей без речевой патологии к пяти годам наблюдается в основном грудобрюшной тип дыхания, хотя нередко они могут дышать всей грудью, даже поднимая плечи. Простые речевые задачи реализуются ими на фоне сформированного речевого выдоха. В процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех – четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания.
Усложнение речевой задачи детьми 5 – 6 лет в виде четырех-, пяти- и шестисловных фраз с новой лексикой приводит к нарушению речевого дыхания. Усложнение содержания высказывания как в семантическом, так и в лексико-
5
грамматическом плане разрушает речевой выдох: появляются дополнительные вдохи, задержки дыхания, т.е. высказывание прерывается и не имеет интонационной завершенности.
Физиологическое дыхание детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.
Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.
В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи.
Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата и нарушения речевого выдоха, у таких детей отмечается недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания- как на вдохе, так и на выдохе.
Таким образом, дощкольникам с речевой патологией прежде всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном возрасте формировать грудобрюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так как грудобрюшной тип дыхания является базой для формирования такой сложной психофизиологической функции, как речевое дыхание.
6
Дыхательная гимнастика и речь.
Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Очень часто у детей с нарушениями речи встречается и нарушение речевого дыхания. Логопеды отмечают, что дыхание у таких детей поверхностное, прерывистое, нарушен ритм дыхания, многие дети дышат ртом. Но учить дышать правильно нужно не только детей с нарушениями речи, но и ослабленных малышей.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В дошкольном возрасте у детей в процессе речевого развития одновременно формируется связная речь и речевое дыхание. У детей без речевой патологии к пяти годам в процессе одного речевого выдоха они произносят простые трех-, четырехсловные фразы с общеупотребительной лексикой. Стихотворные тексты с короткими строками произносятся детьми в старшем дошкольном возрасте, как правило, с использованием речевого дыхания. К 10 годам становление речевого дыхания завершается.
Логопедическая работа по развитию речевого дыхания должна строиться с учетом данных полученных в результате комплексной оценки состояния дыхания и голосового аппарата.
Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:
1)формирование навыков правильного речевого дыхания;
2)укрепление мышц лица и грудной клетки;
3)улучшение функции внешнего (носового) дыхания;
4)развитие фонационного (озвученного) выдоха;
5)выработка более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
6)тренировка речевого дыхания в процессе произнесения текста;
7)профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
8)повышение умственной работоспособности детей;
9)нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;
10)закрепление лексических тем и грамматических категорий;
11)стимуляция интереса к занятиям.
В логопедической работе над речевым дыханием у детей используются элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Стрельниковская гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и
7
резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедра, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе). Эта дыхательная гимнастика имеет такой широкий спектр воздействия и помогает при массе различных заболеваний органов и систем, в том числе и в коррекции речевого дыхания при заикании.
Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений, которые увеличивают объем, глубину и силу вдоха и длительность выдоха, а также нормализуют ритм дыхания. Правильное речевое дыхание – это вдох носом, а выдох ртом. Важно, чтобы при вдохе не поднимались плечи и грудная клетка. Выдох же должен быть плавным и долгим.
На начальном этапе необходимо научить ребенка дышать с закрытым ртом. Ребенок должен научиться глубоко вдыхать и длительно выдыхать через нос. После того, как ребенок привыкнет дышать носом, начинают тренировать его ротовой выдох. Можно после вдоха носом закрыть ребенку ноздри, чтобы он выдыхал через рот. Обязательно следим за тем, чтобы во время ротового выдоха, не раздувались щеки. Постепенно длительность выдоха увеличиваем.
Необходимо помнить о том, что дыхательную гимнастику проводят в проветренном помещении, желательно до еды. Упражнения можно выполнять в различных позах: лежа на спине, сидя или стоя. Рекомендуется проводить гимнастику плавно, ритмично, обращать внимание ребенка на продолжительность вдоха и выдоха.
При выполнении упражнений дыхательной гимнастики нужно следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, не напрягал плечи, шею. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.
Здесь представлены лишь несколько примеров упражнений:
1. «Пузырики». Ребенок должен глубоко вдохнуть через нос. Щечки при этом раздуваются, словно пузырики. Затем следует сделать очень медленный выдох через немного приоткрытый рот. Упражнение повторяют два-три раза.
 2. «Насосик». Перед началом выполнения упражнения ребенку необходимо поставить руки на пояс. Затем ребенку при вдохе следует слегка присесть, а при выдохе – выпрямиться. Приседания постепенно должны становиться ниже. Вдох и выдох – несколько длительнее. Повторить «Насосик» не менее трех-четырех раз.
8
 3. «Говорилка». Ребенок должен ответить на вопросы взрослого о том, как говорит паровозик (ту-ту-ту) или как сигналит машинка (би-би-би). Можно просто пропеть любые гласные звуки.
4. «Курочки». Это упражнение взрослый должен делать вместе с ребенком. Следует встать, наклониться, свободно свесить руки и опустить голову. Произнося «так-так-так», нужно одновременно похлопывать по коленкам и делать выдох. На вдохе необходимо выпрямить туловище и поднять вверх руки. Повторить не менее пяти раз. Эти и другие упражнения дыхательной гимнастики для детей можно чередовать и комплектовать по-своему.
5. «Большой и маленький». На вдохе малыш должен встать на цыпочки и потянуться руками вверх. Такая поза показывает, какой он большой. Данное положение должно быть зафиксировано в течение нескольких секунд. На выдохе малыш опускает ручки вниз и садится на корточки. При этом он говорит «ух», обхватывает коленки руками, пряча между ними голову. Поза говорит о том, что он маленький.
6. «Паровозик». С ребенком следует ходить по комнате. Согнутые руки должны имитировать движение колес паровозика. Скорость необходимо постоянно менять. Во время упражнения, которое повторяется пять-шесть раз, «паровозик» произносит: «Пух-пух».
9
Применение дыхательной гимнастики с детьми с нарушениями речи.
Хорошая речь – важнейшее условие  всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли,  тем шире его возможности  в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи  - её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения в детском саду.
В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Поэтому, одним из приоритетных направлений государственной политики стало здоровьесбережение детей. Более того, сохранение, укрепление здоровья ребёнка является первоосновой его полноценного развития.
 Логопедические группы посещают дети, имеющие различные речевые нарушения. У них  речевой дефект сочетается с различными нарушениями психической деятельности. У большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Так же,  речевые нарушения сочетаются с недостаточностью развития мелкой моторики, несформированностью  пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, что в конечном итоге без своевременной логопедической помощи приводит к стойким специфическим ошибкам письменной речи и  снижает возможность успешного обучения в школе.
Одним из условий  формирования речи является правильное дыхание. Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, развивает диафрагмальное речевое дыхание, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, выносливость при физических нагрузках .
Работа по развитию дыхательной функции и речевого дыхания у детей с нарушениями речи включает пять этапов, которые должны проходить в строгой последовательности. Продолжительность каждого этапа регламентируется только результатами работы. В то же время указывается средняя длительность этапов, в которую «укладывается» приобретение дыхательных навыков у большинства детей с речевыми нарушениями.
Обучение проводится как с помощью известных методических приемов, так и с использованием методики, которая включает отдельные положения парадоксальной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
10
1 этап. Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания по традиционной методике.
Цель: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.
Этап включает четыре упражнения. Длительность каждого упражнения 4 – 5 минут. В течение дня упражнения повторяются 2 – 3 раза. Каждое упражнение отрабатывается в течение одной недели.
Первый этап длится столько времени, сколько необходимо для развития грудобрюшного типа дыхания.
Примерная продолжительность этапа – четыре недели. В течение этого времени ребенок последовательно выполняет упражнения вначале в положении лежа, затем сидя и стоя.
На первых занятиях при проведении дыхательных упражнений необходимо поддерживать активное внимание детей.
Важно помнить, что внимание ребенка на этом этапе сосредоточивается не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы, т.е. на ощущениях сокращений этой мышцы.
Сформированность грудобрюшного типа дыхания и активность сокращения диафрагмальной мышцы ребенка определяется логопедом визуально и тактильно (с помощью ладони, положенной на область диафрагмы ребенка).
2 этап. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
Цель: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а так же развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.
Этап состоит из трех комплексов упражнений, в которых осуществляется последовательное усложнение двигательных задач.
Примерная продолжительность этапа – 12- 14 недель.
Перед логопедом стоит задача обучить детей приемам специальной дыхательной гимнастике. Особое внимание необходимо обратить на следующие условия: активное внимание ребенка привлекается к фазе вдоха; вдох осуществляется в момент физической нагрузки; все упражнения проводятся в комфортном для детей ритме и темпе.
У детей с нарушениями речи при углубленном дыхании легко возникает гипервентиляция. Учитывая эту особенность, разработана методика дозированных «быстрых вдохов», которые осуществляются через нос. Прохождение воздуха через
11
носовые ходы сопровождается наибольшим шумом и примыканием ноздрей к носовой перегородке.
Вырабатывается навык осуществлять подряд два «быстрых вдоха». Логопед визуально и на слух контролирует выполнение «быстрых вдохов» детьми. Внимание детей привлекается к движению ноздрей, т.е. к сокращению мыщц, и двойному шуму.
Первый комплекс упражнений.
Задача: обучение детей выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а так же в сочетании с движениями головы и рук.
В комплекс входят шесть упражнений. На обучение каждому упражнению отводится неделя.
Перед разучиванием нового упражнения повторяются все ранее усвоенные упражнения. Таким образом, к концу обучения дети могут последовательно выполнить комплекс, состоящий из шести упражнений.
В первые дни упражнение выполняются 4 раза подряд. Постепенно их количество увеличивается до 12 раз.
На овладение комплексом отводится шесть недель.
Второй комплекс упражнений.
Задача: развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы.
На изучение второго комплекса отводится шесть недель, в течение которых детям предлагается выполнять усвоенные ранее дыхательные упражнения при увеличении физической нагрузки.
В первые дни упражнения выполняются 4 – 5 минут, постепенно время увеличивается до 8 – 10 минут.
Для регуляции темпа и ритма движений логопед использует хлопки в ладони. Вначале каждое упражнение выполняется в замедленном темпе. По мере усвоения упражнения скорость движений увеличивается до тех пор, пока не будет найден оптимальный для всей группы темп.
С этого времени упражнения рекомендуется выполнять под музыкальное сопровождение. Использование музыки ритмизирует все функции ребенка и позволяет ему быстрее овладевать навыками речевого дыхания.
Третий комплекс упражнений.
Задача: дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких.
Третий комплекс, состоящий из трех упражнений, заключается в использовании приемов парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе усложнения двигательной нагрузки.
12
Первые дни упражнения выполняются не более четырех раз. Постепенно их количество увеличивается до 8 – 10 раз за одно занятие.
Желательно повторение упражнений в течение дня на занятиях, проводимых музыкальным руководителем, воспитателем и другими педагогами.
Длительность обучения третьему комплексу – примерно три недели. Каждое упражнение обычно усваивается за 5 – 7 дней.
3 этап. Развитие фонационного выдоха.
Цель: развитие фонационного выдоха.
Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание детей направляется не на «быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха.
Примерная продолжительность этапа – восемь недель.
Логопед быстрым движением руки подает детям сигнал для выполнения вдоха. При этом логопед слегка приоткрывает свой рот. В процессе пения логопед медленно опускает руки вниз.
Постепенно у детей образуется условно-рефлекторная связь между началом вдоха и движением руки логопеда вверх. В дальнейшем быстрое движение руки вверх воспринимается детьми как невербальная инструкция к выполнению быстрого вдоха через рот.
Упражнение выполняется 3 – 4 раза в день на протяжении одной недели.
4 этап. Развитие речевого дыхания.
Цель: развитие собственного речевого дыхания.
Данный этап является базовым. Он тесно сопряжен с логопедической работой по формированию планирования речевого высказывания. Дети обучаются в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.
На первых занятиях активно используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того как дети начинают самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается.
Каждое упражнение длится не более пяти минут и повторяется 3 – 4 раза в день.
Примерная продолжительность этапа пять недель.
Первый комплекс упражнений.
Упражнения этого комплекса выполняются в течение одной недели и заключаются в пропевании различных слогов.
13
Второй комплекс упражнений выполняется в течение двух недель.
Третий комплекс упражнений в течение одной недели.
Четвертый комплекс упражнений выполняется в течение одной недели.
Детям предлагается не просто повторять фразу совместно с логопедом или вслед за ним по данному образцу и схеме, а самостоятельно заканчивать предложение, называя предъявленную предметную картинку.
Все упражнения построены аналогично, но вначале меняются только предметные картинки, позже меняются отдельные слова по фразе, а затем- фраза целиком.
5 этап. Развитие речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.
Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения прозаического текста.
Примерная продолжительность этапа – четыре недели.
                                 

14
Заключение.
Физиологическое и речевое дыхание детей дошкольного возраста с речевой патологией формируется в процессе специально организованной и гармонично включенной в коррекционно-образовательный процесс работы над дыханием. Интерес детей поддерживается игровой формой их проведения, а так же использованием наглядного материала. Правильное дыхание является базой для развития правильной речи, а так же предотвращает ряд отклонений в соматической сфере, улучшает общее самочувствие и эмоциональное состояние ребенка.


15
Список литературы:
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.- М.: Книголюб, 2004.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание.- М., 2000.
Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой.- М., 1989.
Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей. – М., 1989.
Козляинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание.- М.. 1989.
Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.- СПб., 2002.
Чистякова М.И. Психогимнастика.- М., 1990.
Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах.- СПб., 2001.