Доклад на тему :« Театрализованные игры с детьми старшего дошкольного возраста»
Вариативный компонент « В гостях у сказки».
Доклад на тему :« Театрализованные игры с детьми старшего дошкольного возраста»
Воспитатель : Бабарицкая Виктория Викторовна.
«Театрализованные игры с детьми старшего дошкольного возраста»
Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из её видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления или нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребёнка.
Основные направления развития театрализованной игры детей старшего возраста состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре - контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной её интерпретацией или соединяются несколько произведений: от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя. От игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций: «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с каким-либо одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов. От театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения и самореализации способностей.
Задачи и содержание работы:
Первая - формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театрализованной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности. Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством зданий театра, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства. В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счёт освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры.
У детей развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций:
Первая группа умений связана с совершенствованием позиций зрителя как «умного доброго советчика».
Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной языковой выразительности.
Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер- сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
Четвертая группа позволяет ребёнку овладеть некоторыми умениями оформителя - костюмера, т.е. способностью обозначить место «сцены» и «зрительного зала». Отбирать, творчески использовать предметы- заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и др.
Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по её ходу и при анализе результатов театрализованной постановки.
Дети более ярко и разнообразно в старшем возрасте проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре.
Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощении задуманного образа с помощью средств выразительности.
Основные принципы организации театрализованной игры:
Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрения детской инициативы, отсутствие образа для подражания, наличие своей точки зрения ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс. Целенаправленная, организованная таким образом работа педагога - будет способствовать тому, что театрализованные игры станут средством самовыражения и самореализации ребенка, а также помогут в самоутверждении среди сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счёт интеграции игры и разных видов искусства, которые находят своё выражение в театрализовано-игровой деятельности.