Урок эвенкийского языка 4 класса (для не владеющих ) Давайте познакомимся

Урок эвенкийского языка в 4 классе (для начинающих)
Учитель: Потапова Наталия Викторовна, МБОУ «Быковская СОШ»
Тема «Давайте познакомимся»
Цели:
- способствовать формированию представления о коренном народе севера эвенков, проживающих в Булунском улусе, о его языке;
- содействовать воспитанию чувства патриотизма.
Задачи:
- способствование формирования уважения и любви к родному краю;
- приобщение учащихся к изучению родного языка и национальной культуры;
- научить детей приветствовать друг друга на родном языке, составлять диалог;
- ознакомить детей с новыми эвенкийскими словами, воспитание уважительного отношения друг другу, развитие мотивации к усвоению знаний о родном языке.
Материалы и оборудование: эвенкийская музыкальная композиция, экран, проектор, сувениры, ручки, тетради.
Звучит эвенкийская музыка.
Ход урока.
Вводная часть.
Учитель: Ребята, сейчас прозвучит песня. Подумайте, народу какой национальности относится эта музыка?
Учитель: - Молодцы! А какие еще народы Севера вы знаете? (дети перечисляют, отвечают эвенки).
Учитель: - Правильно. Это эвенкийская песня (включает слайд 1)
Учитель:- Сегодня я проведу у Вас урок эвенкийского языка.
Учитель: - Кто знает, кто такие эвенки? (Дети рассказывают.) (на слайде 2 демонстрируется короткая информация об эвенках, учитель читает).
Учитель: - А теперь поднимите, пожалуйста, руки, есть ли среди вас эвенки? (если есть,учитель спрашивает) А вы знаете свой родной язык? (нет). Ребята, эвенкийский язык относится к исчезающему языку. И поэтому у каждого эвенка есть долг перед своим народом. Долг состоит в том, чтобы сохранить и передать потомкам язык и культуру своих предков.
Учитель: Давайте попробуем определить тему урока. Мы с вами сегодня встретились в первый раз в жизни, урок эвенкийского языка тоже новое знание для вас, и чтоб наш урок прошел весело и дружно, что нужно нам сделать? (познакомиться)
Учитель: - Правильно! Молодцы! Тема урока «Давайте познакомимся!», что в переводе на эвенкийском «Салдын» (слайд 3). Мы познакомимся не только между собой, но и с языком эвенков и будем это делать на их языке, но перед тем как познакомиться все вежливые люди приветствуют друг друга. И мы сейчас с вами научимся здороваться на языке эвенков. Давайте поприветствуем друг друга. (слайд 4)
2. Усвоение нового материала.
Учитель: - Дороово, кунаакар! (Дороово - здравствуйте, кунакар - дети!) Давайте произнесем эти слова вместе (учитель знакомит детей с новыми словами)
Дети;- Дороово алагумни!
Учитель (слайд 5) -Дороово, омолгичан! – Здравствуй, мальчик! Дорово, хунаткан!- Здравствуй, девочка! (к каждому подходит, и дарит сувениры)
Учитель:- Вот мы с вами поздоровались, а теперь познакомимся поближе.
Учитель, показывая на себя, произносит фразу: читает (слайд 6) с конструкциями ( БИ, СИ, НУНАН, МИННИ, СИННИ,)
Учитель:- Би алагумни.( указывает жестами на себя.)
Учитель: - Си омолгичан. (указывает жестами на мальчика) Си это ты ,омолгичан это мальчик. ) Си хунаткан (указывает жестами на девочку) (Си это ты, хунаткан это девочка).Нунан омолгичан, нунан хунаткан (он мальчик, она девочка) .
Учитель: - Но, чтобы узнать друг друга ближе нам надо представится. (читает (слайд 7 )
Минни гэрбив Наталия Викторовна. (Минни Меня гэрбив зовут Наталия Викторовна)
-Омолгичан, ни гэрбис? Мальчик, как тебя зовут?
Мальчик: (должен ответить Минни гэрбив)
Учитель:-Хунаткан, ни гэрбис?
Девочка: (должна ответить Минни гэрбив)
Учитель: Сот аят. Учитель: Очень хорошо.
Учитель: Друзья, я хочу познакомить вас с персонажем фольклора эвенков Синильгой. Посмотрите на нее. Какая она? (слайд8) Нунан экуды? (красивая, добрая, веселая, умная, храбрая, работящая) (слайд9)
Учитель: Ребята, что такое диалог? (Диалог – это разговор двух и более людей).Диалог состоит из вопроса и ответа. Прекрасно! Я предлагаю вам составить маленький диалог на тему «Салдын - Знакомство». Работаем по парам. Один задает вопрос, другой отвечает. Слова даны на экране. (слайд 10)
Учитель: - Теперь немного поиграем. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы все хором должны мне дать ответ ДА или НЕТ, но только на эвенкийском языке ДА это Е-Е, НЕТ это ЭЧИН. (слайд 11)
3. Игра. Учитель: - Вы любите учиться?
- Вам нравиться лениться?
- Вы любите трудиться?
- Поспать?
- Иль веселиться?
- Быть может хулиганить?
- А может погулять?
- И трудится тоже?
- Любите родителей?
- И бабушек и дедушек?
- И двойки получать?
- Но лучше нам пятерку?
Учитель: - Сот аят! Прекрасно!
4. Закрепление нового материала.
Учитель: - Для закрепления нашего занятия, я разделю вас на две группы. Задание: Каждая группа записывает новые слова, которые сегодня мы с вами узнали. Общаемся шепотом. Время пошло. (Слайд 12 заставка)
(Класс делится на 2 группы.)
Задание: (Запись по памяти новых слов, группы по очереди читают)
5. Итог урока. Наш урок подходит к концу. И я хотела бы у вас спросить, что нового вы узнали на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- Почему?
6. Рефлексия: В заключение нашего урока я хочу вас пригласить на наш традиционный хоровод «Хээдьэ»
- Пасибо! Спасибо всем! Я была очень рада нашему знакомству. До новых встреч! Аят бидекэллу!






















Заголовок 215