Методические рекомендации по обучению математике школьников 5-6 классов с неродным русским языком
Методические рекомендации
по обучению математике
школьников 5-6 классов с неродным русским языком
В многонациональном обществе проблемы соотношения национально-особенного и общечеловеческого в системе общественно-значимых норм и ценностей всегда предельно актуальны. Крупные города России, к которым относится и Новосибирск, во многом становятся центрами столкновения и перемешивания разных народов и культур.
В прошлом Новосибирску удавалось сохранить достаточно низкий уровень конфликтности в межнациональных отношениях. Однако с 1996 года в городе значительно увеличились миграционные потоки с последующим компактным расселением вновь прибывающих мигрантов и проблемами их адаптации к новой среде.
Одной из проблем современной российской системы образования является отсутствие данных об этническом составе учащихся. Согласно ответам классных руководителей этнический состав школьников города Новосибирска представлен более чем 40 национальностями, кроме того, имеется группа смешанной этнической принадлежности.
Обучению в образовательном учреждении подлежат все граждане,
проживающие на данной территории и имеющие право на получение образования
соответствующего уровня.
В Положении об итоговой аттестации выпускников нет никаких оговорок и
ссылок о том, что дети-инофоны должны сдавать экзамены по специальнымпакетам с определёнными требованиями. Поэтому, основной целью
педагогического коллектива в среднем звене при работе с нерускоговорящимидетьми является обучить нерусскоговорящих детей по предметам таким образом,
чтобы при выпуске из 9 класса они выполнили необходимый стандартный
минимум.
Несомненно, языковые трудности отрицательно сказываются науспеваемости учащихся. Ребёнок, вынужденный осваивать содержание
преподаваемых дисциплин не на своём родном языке, каждый раз проделывает вуме сложнейшую работу. Чтобы понять смысл вопроса или высказывания учителя,
он вынужден сначала адекватно его перевести на свой родной язык, продумать
решение и только тогда вновь перевести и грамотно сформулировать ответ наязыке учителя. Недостаточное знание русского языка препятствует прочномуусвоению знаний по отдельным предметам. И, тем не менее, несомненно, дети-
инофоны равноправные участники образовательного процесса. При обучении
таких учащихся педагогический коллектив ставит и выполняет те же учебные и
воспитательные задачи, которые ставятся при обучении обычногосреднестатистического школьника.
Но отличительные особенности детей-инофонов очевидны, их нельзя не
учитывать. Поэтому основными проблемами при обучении детей-инофоновявляется следующее:
1. Преодоление ситуации двуязычия (основное общение ребят происходит народном языке, а русский язык используется как язык государственный лишь внеобходимых коммуникативных ситуациях).
2. Расширение языкового опыта учащихся-инофонов прежде всего в сфере
русского языка, который является, прежде всего, средством обучения, средством
понимания изучаемого материала, а также объектом изучения (эти дети живут вРоссии, следовательно обучаются на государственном языке - русском).
Особая роль при преодолении данных проблем отводится предметам
гуманитарного цикла, где владение устной и письменной формой русского
литературного языка является необходимым звеном успешного обучения
школьника.
Математику, можно считать одним из более доступных предметов для детей-инофонов, всё-таки разговор идёт на языке цифр. Но как только сталкиваемся с текстовыми задачами, функциями и т.д., возникают все вышеупомянутые проблемы. Нет никаких методических рекомендаций, специальных программ, учебников, не разработаны критерии оценок для таких детей. Вообще, специальной литературы по обучению таких детей нет. Поэтому приходится использовать свои методы, технологии, исходя не из теории, а из практики.
Целью своей работы считаю создание оптимальных условий, способствующих развитию и обучению этих детей. Достижение поставленной цели осуществляется через решение следующих задач:
- создание ситуации успеха;
- создание атмосферы эмоциональной включённости, возбуждающей интерес к предмету;
- отбор оптимальных методов, форм и приёмов, которые способствуют развитию и обучению учащихся.
Решая поставленные задачи, в своей деятельности использую уровневую дифференциацию. Применение уровневой дифференциации позволяет организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечивает качественное усвоение учениками содержания образования, помогает решать проблему перегрузки учащихся, создаёт наилучшие условия, при которых ребёнок испытывает наибольший комфорт и радость при учении. Уровневая дифференциация осуществляется не за счёт уменьшения объёма изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению. В структуре уровневой дифференциации выделяется три уровня: А1, А2, А3. Требования к каждому уровню, определённые как для теории, так и для практики.
Положительные стороны дифференциации заключаются в том, что:
- исключается уравниловка и усреднение детей;
- создаются щадящие условия для слабых учащихся;
- повышается уровень мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений.
Выбор задания учащиеся производят самостоятельно. Я лишь даю пояснение и по необходимости рекомендации: кому с какого уровня начать, так как у этих детей большое желание получить именно «5». Задания всегда подбираю посильные, так как посильность заданий – одно из условий заинтересованного, активного отношения к учебному труду, формирования положительных мотивов обучения. Также выполненное задание, особенно для слабого ученика, это уже успех. Прочность знаний обеспечивается реализацией принципа постоянного контроля за усвоением уровня сформированности и коррекции знаний, умений и навыков. Промежуточный контроль осуществляется на всех этапах изучения темы в виде различных проверочных и самостоятельных работ, диктантов. Окончательный контроль овладения ЗУН происходит на итоговых работах или уроках тематического зачёта. Поскольку у этих детей слабо развита, а у некоторых вообще не развита долговременная память, зачётки для зачета учащиеся готовят сами, и зачёт проходит через несколько уроков после изучения данной темы. В зачётке: теоретические вопросы, практические задания. В процессе проверки ученик имеет возможность исправить не удовлетворяющую его оценку, что создаёт благоприятный для обучения психологический климат.
При организации учебной работы очень часто использую работу в парах, которая развивает навык взаимоконтроля и самоконтроля. Эта работа полезна тем, что ребята учатся адекватно оценивать себя и своих товарищей (у них завышенная самооценка), осуществлять контроль за своей деятельностью и других, происходит укрепление межличностных отношений, растёт доверие друг к другу (что актуально для многонационального класса). При осуществлении самоконтроля и взаимоконтроля, а особенно, выставляя оценки, ребята выступают в роли учителя, чувствуя ответственность за принятое ими решение. Ребёнок ещё в школе должен научиться адекватно оценивать себя и других во избежание завышения или занижения уровня самооценки, недооценивания или переоценивания окружающих людей. Пары комплектую из детей, пожелавших работать на одном уровне, учитывая их личные взаимоотношения.
Как было сказано выше, возникает языковой барьер: при объяснении нового материала многие специфические слова, используемые в математике, сложно объяснить, а тем более понять детям. Использую такую форму работы, как составление словарей, которая помогает не только лучше запомнить изученное понятие, но и способствует более глубокому пониманию математического материала.
Как говорилось выше, у этих детей слабо развита долговременная память. Для постоянного повторения изученного материала использую написание «Сочинениея-описания», целью которых является описание последовательности, алгоритма выполнения какого-то математического действа. Например: «Как решить задачу?», «Как решить уравнение?». Также на партах всегда находятся опорные конспекты.
Для снятия языкового барьера в своей педагогической деятельности использую групповую форму деятельности с консультантами. В групповой работе консультант (даже используя свой язык) работает с более слабыми учащимися. Каждый ученик из группы или вся группа выполняют задание, а консультант помогает: разъясняет термины, действия, операции. Уровень заданий, по которым работать данной группе или данному ученику, определяют сами учащиеся и в течение года ученики несколько раз переходят с одного уровня на другой.
С целью расширения словарного запаса использую задания с расшифровкой.
Дети-инофоны очень подвижны, темпераментны, любят всё яркое, необычное, всё надо потрогать, хотят получить оценку на каждом уроке и за каждый ответ.
Для решения поставленных задач и вышеуказанной проблемы использую такую форму урока, как экскурсия. Экскурсия как форма урока поддерживает «здоровую любознательность и жажду учения» у всех школьников, так как создаются условия, необходимые для осуществления учения в опыте. Например, 5 класс: «Периметр и площадь», «Угол», «Масштаб»; 6 класс: «Параллельные и перпендикулярные прямые», «Координатная плоскость». Очень часто использую различные уроки: урок-сказка, урок-соревнование, урок-телепередача, урок-игра.
Невозможно поставить оценку за каждый ответ ученика, поэтому в виде поощрения использую аплодисменты класса, слова «молодец», «хорошо», зарабатывание баллов. То есть за правильный ответ, за который невозможно поставить оценку (поправил одноклассника, дал определение, рассказал правило и т.д.) ребёнок получает «балл». В конце урока, если его устраивает оценка за накопленные баллы, она ставится в журнал. В этих классах оценивать работу на каждом уроке каждого ребёнка надо обязательно: оценка в журнал, в тетради, просто словами.
Необходимо проводить диагностику знаний, умений и навыков учащихся на всех этапах изучения темы, чтобы выяснить с кем и над чем нужно работать. Например, тема «Решение задач с помощью уравнений». Для осуществления самоконтроля задаю вопрос: «Какие сложности возникают при решении задач с помощью уравнений?»
а) в написании краткой записи;
б) в обозначении неизвестного;
в) в составлении уравнения;
г) в решении уравнения.
Затем задаю практическое задание:
а) дана задача. Записать только краткую запись.
б) дана задача. Только составить уравнение.
в) дана задача с уравнением. Только решить уравнение.
Работа с такими детьми требует особого подхода, нет никаких методик по обучению этих детей, только самостоятельно в практической деятельности вырабатывается система работы с детьми-инофонами.
Сведения об авторе:
Савельева Наталья Владимировна
МБОУ СОШ №77, ул. Ереванская, 14, учитель математики
+79529253061, sch_77_nsk@nios.ru22 года
Грамота Министерства образования РФ 2012