Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по программе М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской(68ч)

I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 9 класса филиала МБОУ СОШ с.Степановка «ОШ с.Турумбет» составлена на основе:
- Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года, - Примерной программы основного общего образования по русскому языку;
- Программы общеобразовательных учреждений . Русский язык . 5-9 кл .- Просвещение.2010г //М.Т.Баранов, Т.А Ладыженская, Н.М. Шанский //
- Учебного плана филиала МБОУ СОШ с.Степановка «»ОШ с. Турумбет» ( приказ № от 30.08.2015)
-УМК: Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.-М.: Просвещение, 2013
Данная программа будет реализована в соответствии с Учебным планом филиала МБОУ СОШ с.Степановка «ОШ с.Турумбет» на 2015 -2016 учебный год из расчета 2 часа в неделю, 34 недели ,68 часов в год.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
II. Содержание программы учебного предмета
О языке
Русский язык среди языков мира
Речь
Систематизация сведений о тексте, стилях, типах речи, строении текста; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Жанры публицистики: эссе, путевые заметки, рецензия. Особенности их строения: коммуникативная задача, содержательно- композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства.
Деловые бумаги: заявление, доверенность, расписка, автобиография, стандартная форма, специфическая официально-деловая лексика и фразеология.
Обобщение изученного в 5-8 классах
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значения слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.
Язык. Правописание. Культура речи.
Синтаксис сложного предложения.
Сложное предложение
Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложносочиненное предложение
Строение ССП и средства связи в нем: интонация и сочинительные (соединительные, противительные и разделительные). Смысловые отношения между частями ССП.
Запятая между частями ССП.
Культура речи. Интонация ССП. Синонимика ССП с различными союзами. Стилистические особенности ССП и ряда простых предложений.
Сложноподчиненное предложение
Строение СПП: главное и придаточное предложения в его составе; средства связи с СПП. Основные виды СПП: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование СПП разного вида в разных типах речи.

Бессоюзное сложное предложение
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе БСП. Интонация БСП.
Знаки препинания в БСП.
Культура речи. Выразительные особенности БСП. Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Сложное предложение с разными видами связи
Сложное предложение с различными видами бессоюзной и союзной связи. Знаки препинания в нем.
Культура речи. Правильное построение сложных предложений с разными видами связи. Уместное их употребление (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с РВС и текста с разными способами связи простых предложений. Интонационные особенности предложений изученных синтаксических конструкций.



III. Учебно-тематический план

Содержание
Кол-во часов
Кол-во контрольных
Развитие речи

Международное значение русского языка
1



Повторение пройденного в 5 - 8 классах
8
1
4

Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения
3

2

Сложносочиненные предложения
5

1

Сложноподчиненные предложения
16
1
5

Бессоюзные сложные предложения
8
1
3

Сложные предложения с различными видами связи
6

2

Итоговое повторение. Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи
7
2
1

ИТОГО
68
5
18




IV. Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 9 класса обучающиеся 9 «а» класса должны владеть следующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;
по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;
по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографическим словарем;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета)

V. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п
Наименование раздела и тем
Кол-во часов
Плановые сроки прохождения
Фактические сроки прохождения
Примечание

I
О языке
1




1
Международное значение русского языка
1




II
Обобщение изученного в 5 – 8 классах
8+4




2
P.p.Устная и письменная речь. Монолог и диалог
1




3
P.p.Стили языка
1




4
Р.р. Обучение изложению: сжатый пересказ
1




5
Простое предложение и его грамматическая основа.
1




6
Простое предложение и его грамматическая основа.
1




7
Предложения с обособленными членами
1




8
Предложения с обособленными членами
1




9
Обращения, вводные слова, вставные конструкции
1




10
Обращения, вводные слова, вставные конструкции
1




11
Контрольный диктант с грамматическим заданием на повторение изученного в 5-8 классах.
1




12
Р.р. Сочинение на лингвистическую тему
1




III
Синтаксис сложного предложения
3+2




13
Понятие о сложном предложении
1




14
Союзные и бессоюзные сложные предложения
1




15
Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
1




16
Р.р. Контрольное сжатое изложение по тексту В. Астафьева
1




17
Р.р. Контрольное сжатое изложение по тексту В. Астафьева
1




IV
Сложносочиненное предложение
5+1




18
Понятие о сложносочиненном предложении
1




19
Смысловые отношения в ССП.
1




20
ССП с соединительными , разделительными , противительными союзами
1




21
Разделительные знаки препинания между частями ССП.
1




22
Синтаксический и пунктуационный разбор ССП.
1




23
Р.р. Сопоставление понятий «художественный стиль речи» и «язык художественной литературы»
1





Сложноподчиненное предложение
16+5




24
Понятие о сложноподчиненном предложении
1




25
Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.
1




26
Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении.
1




27
Р.р. Эссе: понятие о жанре.
1




28
СПП с придаточными определительными
1




29
СПП с придаточными изъяснительными.
1




30
Р.р. Контрольное сочинение в жанре эссе
1




31
Р.р. Контрольное сочинение в жанре эссе
1




32
СПП с придаточными обстоятельственными.
1




33
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия
1




34
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия
1




35
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнения
1




36
Р.р. Путевые заметки: понятие о жанре.
1




37
Р.р. Путевые заметки (продолжение): структура, языковые особенности жанра
1




38
СПП с несколькими придаточными.
1




39
Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения
1




40
Пунктуационный разбор СПП
1




41
Повторение по теме «Сложноподчиненное предложение»
1




42
Контрольное тестирование по теме «ССП и СПП»
1




VI
Бессоюзное сложное предложение
8+3




43
Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях
1




44
БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП
1




45
БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП
1




46
Р.р. Контрольное изложение по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды»
1




47
Р.р. Контрольное изложение по тексту Ю.Нагибина «Чистые пруды»

1




48
БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия. Тире в БСП
1




49
БСП со значением противопоставления, времени или условия и следствия. Тире в БСП
1




50
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения
1




51
Р.р. Рецензия: понятие о жанре.
1




52
Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение»
1




53
Контрольный тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»
1




VII
СП с различными видами связи
6+2




54
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.
1




55
Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях.
1




56
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи..
1




57
Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи..
1




58
Р.Р. Рецензия (продолжение): структура, языковые особенности текста. Подготовка к домашнему сочинению
1




59
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.
1




60
Р.р. Публичная речь
1




61
Повторение по теме «СП с различными видами связи»
1




VIII
Итоговое повторение
7+ 1




62
Комплексное повторение фонетики, графики, лексикологии, словообразования.
1




63
Комплексное повторение морфологии и синтаксиса.
1




64
Итоговое повторение орфографии и пунктуации
1




65- 66
Итоговое контрольное тестирование
1




66
Р.Р. Изложение
1




67
Повторение и обобщение изученного.
1




68
Итоговый урок «Берегите наш язык»
1





Итого
51+17 р.р.
68 часов







VI. Перечень учебно-методического обеспечения

Андросова В.В. Сборник диктантов по русскому языку. Ростов-на-Дону. 2010.
Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. М. «Просвещение». 1996.
Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5- 9 классы. М. «Просвещение». 2010.
Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
Гольдин З.Б. Русский язык в таблицах. М. «Дрофа». 2003.
Драбкина С.В, Субботин Д.И. ГИА. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы.тесты. М. «Интеллект-Центр». 2014.
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс. М. «ВАКО». 2004.
Закирьянов К.З. Трудные случаи лингвистического анализа языковых единиц. Уфа. «Китап». 2011.
Кульсарина И.Г., Махмутова А.С. Сборник изложение по русскому языку. Уфа. «Китап». 2011.
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетерадь. 7 класс. М. «Сфера». 2009.
Малюшкин А.Б. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. М. «Сфера». 2009.
Саяхова Л.Г., Галлямова Н.Ш. Русский язык. Профильный класс. Санкт-Петербург. «Просвещение». 2005.
Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ГИА. Ростов-на-Дону. «Легион». 2014.
Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 8- 9 классы. М. «Дрофа». 2001.
Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. М. «Просвещение». 2011.

15