РЕФЕРАТ на тему: «Урок как основная форма учебной работы в специальных (коррекционных) классах VIII вида».
РЕФЕРАТ
на тему: «Урок как основная форма учебной работы в специальных
(коррекционных) классах VIII вида».
Выполнена: Мирзоян Анжелой Гургеновной,
учителем специального (коррекционного) класса
МОУ СОШ № 3 г. Буденновск
г. Будённовск, 2013
Особенности урока рассматриваются в трудах А.Н. Граборова, Г.М. Дульнева и И.Г. Еременко. Кроме того, методике проведения уроков по отдельным учебным предметам посвящен ряд статей (В.А. Постовской, Н.М. Стадненко, М.А. Арнольдова и др.) в журналах «Специальная школа» и «Дефтология».
Требование, предъявляемые к уроку, приводятся также в специальных методиках. Вопросам методики проведения урока много внимания уделяют и коллективы школ.
Научно-исследовательская работа, которая проводится в настоящее время в научно-исследовательских институтах и школах, направлена на повышение эффективности урока, его качества, что обусловлено необходимостью повышения уровня общеобразовательной и трудовой подготовки учащихся вспомогательной школы, укрепления связи обучения с жизнью, а также повышения инициативы и самостоятельности учащихся в учебном процессе. Помимо этого, каждый урок в специально (коррекционных ) классах VIII вида должен быть направлен на коррекцию недостатков познавательной деятельности умственно отсталого ребенка и его личности.
Таким образом, одним из основных дидактических требований к уроку вспомо является органическая связь его дидактической, коррекционной и воспитательной целей. Например, во время экскурсии на тему «Парк осенью», кроме общеобразовательной задачи (подвести детей к восприятию признаком осени через непосредственные наблюдения изменений в природе, а также показать разнообразие средств подготовки животных и растений к зиме), А.Н. Граборов рекомендует решить следующие коррекционно-воспитательные задачи:
Вовлечь в работу возможное большое число сенсорных механизмов.
Упражнять учащихся в умении правильно оформлять наблюдаемые явления в речи.
Развить наблюдательность учащихся.
В процесс обучения учащиеся не только знакомятся с фактами и событиями, но и осмысливают х. Это подводит их к пониманию закономерностей развития природы и общества. Воспитательная задача урока заключается в формировании у учащихся материалистического мировоззрения.
Воспитательный характер урока определяется не только содержанием материала, но и способом изучения материала на уроке. Если учащиеся в процессе усвоения учебного материала осмысливают его, делают сравнения, выводы, выражают свои мысли в речи, то воспитательная ценность урока значительно возрастает.
Отсюда возникает необходимость правильного подбора учебного материала и методов для каждой части урока.
Дозировка материала урока определяется требованиями программы и возможностями учеников. Учебный материал урока как с точки зрения его качества, так и с точки зрения количества должен быть посилен для ученика.
Качественная перегрузка возникает тогда, когда учитель даёт такой сложный материал, к усвоению которого ученик не готов. Однако не менее опасно планировать на урок недостаточное количество материала: в таких случаях урок не вызывает интереса у учеников. Бессмысленное повторение одного и того же материала утомляет учащихся, снижает внимание, мешает усвоение материала.
Учитывая неустойчивость внимания учащихся с нарушением интеллекта, утомляемость и другие их качества, особое внимание следует обращать на подбор методов обучения и на разнообразие деятельности учащихся на уроке. Наиболее целесообразным является сочетание наглядных, словесных и практических методов обучения. Степень сложности и количество учебного материала, также выбор метода определяются психологическими особенностями учащихся и их возрастом.
С изменением возраста учащихся меняется характер изложения и объяснения учителем нового материала. Увеличивается объем нового материала, изменяются приемы повторения и закрепления. Учитель так организует повторение и закрепление, чтобы учащиеся воспроизводили не только то, что им известно, но и раскрывали новые связи и отношения в предметах и явлениях.
С возрастом учащихся меняется характер их деятельности на уроке: возрастает самостоятельность в овладении знаниями, умениями и навыками, расширяется их опыт и углубляется подход к разнообразной практической и общественно полезной деятельности (роль практической деятельности умственно отсталых детей раскрыта в книге В.Г. Петровой и др. Участие детей в практической деятельности (лепке, рисовании, изготовлении макетов и т.п.) способствует более глубокому осмысливанию учебного материала, делает материал урока более близким и доступным для них.
Важным дидактическим требованием к уроку является правильное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учащихся. Необходимость реализация этого требования особенно ярко проявляется тогда, когда дети впервые объединяются в классный коллектив или когда по своим индивидуальным особенностям они в значительной степени отличаются друг от друга. Эти отличия определяются прежде всего тем, что обучаются дети различных категорий (олигофрены, эпилептики, дети – шизофреники, дети перенесшие травму головного мозга, и др.), общей характерной чертой которых является умственная отсталость. Однако проявление этого основного недостатка связано с характером заболевания, его причинами поражения. Поэтому даже дети одной категории, например олигофрены в степени дебильности, весьма различаются по своим возможностям в обучении.
Все это обязывает учителя так планировать работу, чтобы учитывать индивидуальные возможности каждого во фронтальной работе с классом. При этом индивидуальная работа в дифференцированный подход к ученикам должны быть направлены на то, чтобы, опираясь на их возможности, как можно скорее включить всех детей во фронтальную работу на уроке.
Как показали исследования Н.М. Барской, основными условиями такого включения является изучения индивидуальных особенностей учащихся, изучение трудностей, возникающих у каждого ученика в процессе усвоения учебного материала, и их причин.
Групповые и индивидуальные занятия имеет особенно важное значение для преодоления неуспеваемости. Контроль учителя за выполнением домашнего задания неуспевающими учениками, дополнительные занятия с ними, более частые вывозы для ответов, своевременная поддержка и поощрение (а если необходимо, то и порицание) –все эти мероприятия необходимы для предупреждения неуспеваемости. В этих же целях следует постоянно проверять качество усвоения нового материала учащимися, с тем чтобы своевременно выявлять те или другие недостатки их знаний и оказывать необходимую помощь.
Таким образом, «разумное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке позволяет проводить учебные занятия таким образом, что наиболее подготовленные учащиеся не задерживаются в работе, а менее подготовленные равняются на них».
Все указанные дидактические требования вызывают необходимость организационной четкости урока, которая определяется продуманной структурой, зависящей от целей и типа урока, а также дидактической, психологической и методической его завершенностью.
Дидактическая законченность урока – это соответствие структуры и результатов урока поставленной дидактической цели. Психологическая завершенность урока определяется возникающим у учащихся и учителя чувством удовлетворения полученными знаниями и деятельности на уроке. Методическая законченность урока выражается в четко продуманной методике, которая соответствует цели и содержанию урока и позволяет наиболее успешно решить поставленную дидактическую задачу.
Необходимость организационной четкости определяет дозировку материла, выбор методов обучения и соотношения различных элементов урока, о которых будет идти речь.
Итак, к уроку предъявляются следующие дидактические требования:
Неразрывность образовательной, воспитательной и коррекционной целей урока.
Правильный выбор учебного материала и методов для каждой части урока.
Сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы.
Организационная четкость урока.
В теории обучения существенными является вопрос о классификации уроков по типам.
Исходя из дидактической цели во вспомогательной школе применяются уроки следующих типов:
Урок первоначального изучения новых знаний.
Комбинированный урок.
Практический урок (урок закрепления и применений знаний ).
Контрольно – учетный урок.
Повторительно – обобщающий урок.
Дидактическая цель определяет основной вид работы на уроке (усвоение нового материала, его повторение, систематизация и т.д.). В зависимости от дидактической цели отводится и время на тот или другой вид работы, определяются методы обучения и структура урока в целом.
Все типы уроков преследуют также коррекционную цель.
Урок первоначального из изучения новых знаний. Это урок, основной дидактической целью которого является вооружение учащихся новыми знаниями, восприятие и осмысливание ими нового материала. Исходя из этой цели основное время на уроке отводится объяснению нового. Проверка знаний учащихся и повторение на таком уроке проводится ограничено.
Вопросу объяснения нового материала уделяет много внимания. В.П. Стрикозин приводит интересную схему организации усвоения новых знаний учащимися .Весь новый материал по теме урока расчленяется на небольшие элементы, каждый из которых отрабатывается учащимися до тех пор, пока не будет осмыслен и усвоен. Каждая усвоенная часть учебного материала сразу же повторяется и только убедившись, что ученики ее усвоили, учитель приступает к объяснению следующей части. Это - так называемое «поэлементное усвоение новых знаний». Такой способ усвоения новых знаний к программированному уроку, который применяется в практике вспомогательной школы.
Преимущество такой организации работы состоит в том, что поэлементное усвоение знаний предотвращает образование пробелов в знаниях отдельных учеников. Вместе с тем оно дает возможность учителю выявить результаты каждого этапа работы и, учитывая их, приступать к изучению следующей части материала. Кроме того, учитель может оказать своевременную помощь ученикам, недостаточно прочно усвоившим новый материал, и осуществить индивидуальный подход к отдельным учащимся. Положительным является также то, что ученики не только слушают объяснение учителя, но и самостоятельно выполняют практические задания, самостоятельно работают с учебником. Работа над изучаемым вопросом помогает детям овладеть приемами практических действий (они находят и выделяют материал для ответа на поставленный вопрос, производят сравнения, классификацию). Таким образом, «учитель получает возможность постоянно управлять двумя сторонами обучения: формированием представлений и понятий, с одной стороны, и формированием познавательных действий – с другой. Это, несомненно, способствует практическому осуществлению принципа развивающего обучения».
Урок первоначального усвоения новых знаний с детьми имеющие нарушения интеллекта имеет небольшой объем материала. Поэтому учащиеся получают возможность поупражняться в применении полученных знаний для выработки умений и навыков. Сочетание объяснения учителя с самостоятельной работой учащихся может быть построено следующим образом:
1. Учитель начинает урок с объяснения нового материала, а затем организует самостоятельную работу учащихся по упражнению в применении полученных знаний.
2. Учитель предлагает учащимся несколько примеров для сопоставления и посредством беседы подводит учащихся к выводам.
Такие уроки способствуют развитию учащихся, поскольку упражняют их в анализе, синтезе, сравнении и обобщении нового материала, что способствует коррекции их основного недостатка.
Комбинированный урок. Комбинированный урок преследует несколько дидактических целей (объяснение нового материала его закрепление, повторение ранее пройденного и учет знаний), соответствующих нескольким звеньям (этапам) процесса обучения. Каждая часть урока продолжается недолго (от 10 до 15 минут), и вид деятельности на уроке часто меняется. Небольшой объем знаний, которые усваиваются на уроках данного типа, возможность разнообразить деятельность учащихся и возможность совмещения почти всех этапов процесса усвоения на одном уроке делают его наиболее удобным в работе с учащимися младших классов.
Практические уроки. «На этих уроках производится вторичное осмысливание изучаемого материала, воспроизведение и применение знаний в целях достижения их прочности». Школьники упражняются в решении задач, выполнении упражнений на выученные правила, совершенствуют умения и навыки, по - новому осмысливают изученные ранее факты и понятия, усваивают ряд положений, которые в процессе первичного восприятия материала были ими недостаточно усвоены или не усвоены вовсе.
Как известно, закрепление знаний, умений и навыков подразделяется на воспроизводящее, тренировочное и творческое закрепление, которые неразрывно связаны между собой и постоянно взаимодействуют.
Чтобы практические уроки не были однообразными, а у учащихся поддерживался интерес к работе, учитель должен очень тщательно готовиться к таким урокам, подобрать различные виды работ, четко придумать дозировку и оборудование урока.
Чаще всего эти уроки проводятся в процессе профессионального обучения при работе учащихся в мастерских. На производстве, но они используются и в процессе изучения математики естествознания.
Повторительно –обобщающий уроки. Дидактической целью их является систематизация и повторение изученной темы. Они проводятся по окончании изучения изученной темы или раздела программы. На обобщающем уроке учитель выясняет, как учащиеся усвоили пройденную тему. Эти уроки позволяют пройденное в новом плане, с большим интересом для детей и большей степенью осознания ими учебного материала.
В.А.Постовская указывает, что обобщающее повторение в специальных ( коррекционных) классах имеет особенно важное значение. При повторении обобщается все изученное по данной теме. Если, например учащиеся изучали на уроках разные виды рыб, то на повторительно – обобщающем уроке они сравнивают их, чтобы выявить общие признаки. После изучения домашних и диких животных учащиеся сравнивают эти группы животных выявляя общее и отличное для каждой группы.
Контрольно- учетные уроки имеют целью проверку и контроль знаний учащихся.Учитель должен проводить их тогда, когда он уверен, что данная тема ( по которой проводится контрольная работа) учащимися усвоена.Уроки могут проводиться в форме письменных работ и устного опроса.
Таким образом, в структуре каждого из перечисленных типов уроков имеются общие элементы. Однако независимо от типа все уроки состоят из нескольких частей: подготовительной, основной и заключительной.
Целью подготовительной части урока является сознание у учеников готовности к работе, включение их в учебный процесс. Эта часть урока складывается из ряда элементов: а) организация и подготовки учеников к работе,б) нервно –психической подготовки учеников к нагрузке на уроке, и в) дидактически- психологически подготовки учеников.
Для подготовки учеников к работе учитель активизирует их внимание, подбирает специальные упражнения, направленные на приведение в оптимальное состояние нервной системы ученика. На это отводится 5-6 минут после организационного момента. Подготовительные упражнения должны быть связаны с содержанием последующей работы на уроке. По содержанию они могут быть различными: рассмотрение картин, предметов, беседа о них, игры с речевым сопровождением, слушание рассказов. Сказок, практические задания на выделение. классификацию и узнавание предметов, просмотр диафильмов и презентаций.
Большое значение для выявления готовности учащихся к восприятию нового материала на основе повторения пройденного имеет проверка домашнего задания учителем на уроке. Она органически включается в подготовительный этап урока и может быть организована в форме устного опроса учащихся, беглого просмотра выполненных ими самостоятельных практических работ, проверки решений и результатов выполнения заданий. Но в какой бы форме проверка не осуществлялась, она очень важна для перехода к сообщению нового материала.
Дидактически- психологическая подготовка учеников выражается не только в обеспечении учащихся письменными принадлежностями, наглядными пособиями, но ив четкой формулировке цели урока. На данном этапе учитель сообщает детям, чему они научатся на уроке и какое это имеет практическое значение.
В основную часть урока входит ознакомление учащихся с новым материалом, его изучение. Систематизация и углубление выученного, закрепление знаний. Умений и навыков и повторение учебного материала.
В заключительную часть урока входит прилежания учеников и наставление их к самостоятельной работе, т.е. дается четкая установка в отношении подготовки домашних заданий. Это особенно важно с учащимися с нарушением интеллекта, так как домашние задания служат для расширения и закрепления знаний, умений и навыков, полученных на уроке, для развития самостоятельности и активности учащихся и воспитания у них самоконтроля. Той работы, которая выполнялась в классе, и что учащиеся готовы к самостоятельному их выполнению. Однако свою развивающую роль домашние задания могут выполнять лишь при условии, что они являются продолжением.
Каждый этап урока должен сопровождаться повторением путем включения ранее усвоенных знаний в новой связи.
Урок начинается с мобилизации опыта учащихся.
Этот опыт систематизируется.
Новый материал по теме.
Устанавливается связь нового и усвоенного.
Повторяется материал.
Придумываются примеры на новые предложения.
Материал суммируется – заключительное повторение.
Домашнее задание.
Заключение
Подготовка любой формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Для успешной подготовки урока и его проведения учитель должен обладать рядом личностных качеств и соответствовать некоторым требованиям, основными из которых являются:
* хорошее знание предмета и методики;
* творческий подход к работе, изобретательность;
* осознанное отношение к использованию различных форм урока в учебном процессе;
* учет собственного характера и темперамента.
Литература
Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие / В.Г. Асеев. – Иркутск: ИГПИ, 1989 - 215с.
Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение. 1996 № 2(3) - 13 c.
Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 1998. № 4. – 56 c.
Бабинский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983 - 185c.
Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997 – 90 c.
Выготский Л.С. “Мышление и речь” - М: Лабиринт 1996 - 67 с.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М.,2000 - 72 c.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю. Основы профессионального мастерства. М., 2001 - 98 c.
Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2 - 55 c.
Григорьев В.М.. Роль игры в оформлении личности школьника. // Советская педагогика. №9, 1982 - 78 c.
Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа. 1997. № 6 – 98 c.
Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. – Мн.: Амалфея, 2000 – 448с
Зак А.З. “Развитие умственных способностей младших школьников” - М: Просвещение 1994 - 77 c.
В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. Воспитание дисциплинированности у подростков, М., 1960 - 183 c.
Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе учитель 2004 – 245 c.
Лецких Л.А. Развивающий канон в системе Эльконина-Давыдова-Репкина//Начальная школа. 1997. № 3.
Макарьев И.И. Если ваш ребенок – левша. С. – Пб., 1995 - 212 c.
Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т.С. Назарова // Педагогика. – 1997. – № 3 – 23c.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос, 1994 - 12 c.
Осухова Н.Г. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 1997 – 53 c.
Панкратова Н.В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях // Начальная школа. 1997. № 3.
Подласый И.П. Педагогика Учебник М., 2006 – 324c.
Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение. М.: Просвещение, 2007 - 15 c.
Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока // Вопросы психологии. 1990 N 6
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998г.- c. 167-215.
Фрадкина Ф.И. Психологический анализ и их роль в учении школьников. // Советская педагогика. №4, 1953 –c. 43 –
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 215