Уроки делового письма в специальных (коррекционных) классах VIII вида.
Формирование навыков делового письма у учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VIII вида.
Основной задачей специальной (коррекционной) школы является подготовка ребенка с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни. В современном мире человеку всё чаще приходится сталкиваться с оформлением деловых бумаг в различных сферах его жизнедеятельности. Каждый вид делового письма имеет свои специфические особенности и состоит из обязательных элементов, присущих данному документу, без которых он не сможет выполнить своего назначения. Для документов официального характера общим является требование чёткого соблюдения правил оформления документов в соответствии с действующими стандартами. При заполнении деловых бумаг учащиеся коррекционных школ испытывают затруднения. Поэтому на уроках развития речи особое внимание следует уделять формированию у учащихся навыков делового письма. Программой русского языка в коррекционной школе предусмотрено изучение делового письма:
Адрес на открытке и конверте – 5 класс.
Поздравительная открытка – 5 класс.
Личные письма – 5-6 классы.
Заметка в стенгазету (о хороших и плохих поступках) – 6 класс.
Объявление – 6 класс.
Заметка в стенгазету о выборе профессии – 7 класс.
Автобиография – 7-9 классы.
Доверенность – 7-9 классы.
Расписка – 7-9 классы.
Анкета – 7 класс.
Заявление о приеме на работу – 8-9 класс.
Телеграмма – 8 класс.
Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги – 8 класс.
Следует признать, что количество часов на такие уроки отводится незначительное и предлагаемые виды делового письма носят обобщённый характер. Однако, в жизни выпускникам СКОШ приходится сталкиваться с его различными модификациями, что приводит к затруднениям. Целесообразно раз в неделю предлагать учащимся написать один из изученных документов, будь то объяснительная или заявление, расписка или письмо. Постепенно учащиеся усваивают основные требования к написанию деловых бумаг и успешно применяют их в жизни. По мере взросления, они начинают осмысливать, что образцы делового письма, используемые нами на уроках, отличаются от документов, которые им приходится заполнять вне школы.
К примеру, учащиеся, достигшие 14-летнего возраста, при получении паспорта заполняют совсем другую форму заявления, что является для них новым видом документа. Таким образом, для приближения учебного процесса к реальности, целесообразно использовать официальные бланки заявления на получение паспорта. И, как следствие, можно надеяться, что учащиеся, при получении паспорта, не будут испытывать больших трудностей, особенно при помощи взрослых. Кроме того, на мой взгляд, положительных результатов можно достичь, если предлагать учащимся заполнять официальные бланки - образцы заявлений различных организаций, с которыми чаще всего сталкиваются выпускники школы (образцы заявлений связанных с поступлением в учебные заведения профессионального обучения, работой и трудоустройством, поучением и сменой паспорта, оформлением прописки, оформлением социальных пособий). Для того чтобы заполнить те или иные бумаги необходимо ориентироваться в различных документах взрослого человека, поэтому считаю необходимым учить детей ориентироваться в паспортных данных, ИНН, СНИЛС. Полученные знания закрепляются на уроках, основой которых является деловая игра. Так, например, можно разыграть «Прием на работу», «В приемной комиссии» и т.п. Кроме игры, учащимся с интеллектуальной недостаточностью необходимы практические занятия в реальных условиях. С этой целью необходимо организовывать экскурсии на почту, в профессионально-технические училища, в Центр занятости населения (уроки СБО, внеурочная деятельность). Составление и отправление телеграмм, писем; заполнение бланков почтовых переводов и их отправление; написание объяснительных, расписок, заявлений дают позитивные результаты: выпускники СКОШ ориентируются в современных деловых бумагах, могут самостоятельно (с незначительной помощью) оформить их, что помогает им на жизненном пути.
Заголовок 115