Доклад Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Здоровьесберегающие технологии
на уроках русского языка и литературы
ЦЕЛЬ: создание условий психологического комфорта на уроке, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья с учётом индивидуальности каждого ребёнка, что является основой формирования здорового образа жизни.
ЗАДАЧИ:
* создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также коррекция психофизических функций;
* снятие по возможности всех деструктивных стрессообразующих факторов учебного процесса;
* создание атмосферы доброжелательности, которая формирует у детей веру в свои силы;
* снятие признаков утомления с учётом особенностей динамики работоспособности через смену видов деятельности;
* создание условий для формирования личностных качеств.
Давая знания,
не отбирай здоровье
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: 1) строгая дозировка учебной нагрузки; 2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; 3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); 4) благоприятный эмоциональный настрой.
Считаю, что здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.
Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы.
Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.
Структурными элементами моих уроков выступают:
* приветствие;
* опрос самочувствия;
* релаксация;
* оздоровительные упражнения;
* рефлексия;
* прощание.
Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.
Предлагая домашнее задание учитель должен прокомментировать его, указать что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».
В среднем звене можно на дом задавать несколько другие разноуровневые задания. Первый уровень - для астеничных, утомленных детей; второй уровень - для тех, кто хоть и подустал, но любит предмет; третий уровень - для сильных.
Однако существует ряд требований к домашним заданиям школьников:
· домашнее задание должно быть посильным;
· домашнее задание не должно быть большим по объёму;
· домашнее задание не следует задавать на первых порах обучения, пока учащиеся не научаться работать самостоятельно;
Организация физкультминуток.
Физкультурная пауза, несущая воспитательный момент:
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот,
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Проводится беседа о значении улыбки в жизни человека, о настроении. Учащиеся
вспоминают ситуации, когда улыбка их выручала, придавала силы, уверенность.
После беседы ребята пишут сочинение «Улыбка - что это?»
Выдержки из работ:
А.Добров: «Улыбка – это встреча с прекрасным. Когда иногда мне грустно, то я смотрю на маму. Она всегда улыбается, и мне становится веселее».
С.Васильев: «Улыбка – это, когда учитель рассмеялся, похвалил за отличные знания».
Упражнения, направленные на укрепление мимических мышц
Вся жизнь есть мера удивления. А удивляться надо учиться. На уроках я использовала
предложения, несущие вопросительную интонацию. Ребятам необходимо было озвучить
предложения и мимикой показать отношение к содержанию предложения. Тем самым
непроизвольно дети укрепляли мышцы и глаз, и рта, щек, т.е. мимические мышцы.
«Угадай по выражению лица».
Ребята старались выразить мимикой то радость, то грусть, то удивление, то испуг.
Другие угадывали. Тут же составляли предложения по тому или иному выражению лица.
Например: «За стеклом расстилается туман. Серый – серый. Скучно» (Алексеева Вика).
Как говорят наши дети? Нечетко, захлебываясь своим дыханием, разрывая фразы, а то
и слова шумными вздохами. Если ребенок научен правильно использовать возможность
своего дыхания, если он способен соотнести размеры объема легких с силой голоса и
длиной произносимой фразы, то его речь будет схожа с мелодией, в которой не будет
неоправданных провалов, пауз. Какие упражнения способствуют разработке дыхания?
Эти упражнения не занимают много времени.
«Зал вздохов»
С силой выдохнуть воздух (коротко, долго, с силой, слабо).
Дышать коротко, отрывисто .Вдох долгий, выдох.
«Ветер и ветерок».
Перышко или легкая бумага привязана на карандаш. Короткий вздох (носом) –
длинный выдох (ртом).
Такие регулярные упражнения способствуют профилактике заболеваний поражения
дыхательных путей, поскольку учат правильно дышать.
Использую на уроках скороговорки, стихи – миниатюры, упражнения
двигательного характера, сопровождающиеся рифмованными строками.
Технология саморазвития личности
15 17 лет самоактуализация «Управляй собой», 10-й класс; «Реализуй себя», 11-й класс.
Для каждого раздела разработаны программа, учебное пособие и методические рекомендации.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО
САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Я работаю над проблемой использования в учебно-познавательной деятельности технологии проблемного обучения. Обратиться к данной проблеме меня побудили несколько причин.
Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Образование призвано помочь личности саморазвиться: научить учиться, действовать, общаться, жить в ладу с самим собой, что позволит ей войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нём.
Когда я стала представлять содержание урока определённой проблемой, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы «Роль Луки в пьесе М.Горького «На дне»» детям навязывалась точка зрения, что Лука – отрицательный персонаж, то сейчас при постановке проблемы «Лука: лжец или спаситель?» детям предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать её.
Технологию проблемного обучения можно и нужно, на мой взгляд, применять в массовой практике в любых условиях. Это создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребёнка.
Принципы технологии:
Проблемность;
Ориентация обучения на развитие авторской позиции ребёнка;
Индивидуализация и дифференциация;
Стимулирование творческой активности и познавательной самостоятельности;
Сотрудничество.
Сущность технологии заключается в создании условий для творческого саморазвития личности через технологию проблемного обучения.
Ведущей педагогической идеей является идея сотрудничества. Учитель становится помощником в работе ученика и организатором самостоятельного учебного познания, а также сотрудником в поиске решения проблем.
Цель технологии проблемного обучения:
содействие развитию у учащихся критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, возможности творчески осваивать новый опыт;
поиску и определению учащимися собственных ценностей;
созданию благоприятной социально-психологической атмосферы, необходимой для признания опыта окружающими.
Применение технологии проблемного обучения способствует осознанию учащимися социальной, практической, личностной значимости учебного материала; созданию условий для развития умений сравнивать, анализировать, использовать научные методы познания: умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения, отстаивать свою точку зрения.
Все проблемы обучения значимы для человека и соотнесены с его внутренним миром. Они не имеют окончательного решения: каждый общающийся решает их для себя сам.
На уроках русского языка и литературы я использую перечень актуальных для учащихся проблем.
Например:
O «Жива ли по – прежнему сказка?» - 5 класс;
O «Что значит быть грамотным» - 7 класс;
O «Русская классика: актуальна ли она?» - 10 класс.
Проблемы во многом пересекаются друг с другом, переходят из одной в другую. За счёт этого реализуется повторяемость материала, происходит обучение всем видам речевой деятельности. Чем разнообразнее перечень проблем, тем больше объём различных знаний актуализируется в сознании учащихся, тем больше личного опыта включается в общение.
Создание психолого-педагогических условий для творческого саморазвития личности.
На этапе восприятия нового учебного материала я создаю проблемную ситуацию.
Изучая тему «Нравственная направленность произведений Ф.М.Достоевского», привожу разные точки зрения критиков. Прошу детей сформулировать проблему самим, дать по возможности несколько формулировок.
Создав проблемную ситуацию, необходимо включить в неё учащихся и сформулировать учебную цель, стараться подобрать такую острую жизненную ситуацию, разрешение которой при встрече с ней учащихся было бы совершенно необходимым.
При работе над темой «Образ Демона в лирике М.Ю.Лермонтова» я предлагаю учащимся следующую ситуацию: «Каждая вещь (дело) имеет разные стороны. Протест. Всегда ли он во благо?» Главное внимание сосредотачивается на формировании проблемной ситуации. Все объяснения учителя и усвоение знаний учащимися строятся как разрешение субъективно переживаемой учеником проблемы, как ответ на познавательную задачу.
Проблемные методы обучения так называются не потому, что все другие не включают проблем. Всякое обучение носит проблемный характер. Однако учебная проблема может не переживаться учеником как познавательная задача, которую он сам должен разрешить.
Проблемные методы обучения направлены на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся. Овладение учебным материалом есть следствие такой деятельности.
При обсуждении проблемной ситуации, учащийся выражает своё собственное суждение, формулирует стоящую перед ним как субъектом образовательного процесса проблему.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный творческий познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Меняется роль учителя. Он выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.
В процессе проблемного обучения у детей появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты.
Нетрадиционные уроки как средство саморазвития личности
В последнее время, в век автоматизации и компьютеризации, резко падает интерес к предметам гуманитарного цикла, в частности к русскому языку и литературе. И нетрадиционные уроки дают возможность раскрыть детям свой творческий потенциал.
Цель: Разработать систему нетрадиционных уроков в целях повышения эффективности преподавания русского языка и литературы.
Задачи:
активизировать деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время;
учить самостоятельности;
развивать творческую инициативу;
учить отстаивать свою точку зрения;
развивать монологическую речь.
Если в систему традиционных уроков будут введены нетрадиционные формы работы, такие как:
· определение конкретной темы урока;
· обозначение места данного урока в системе уроков;
· конкретизация задач;
· дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе подготовки к уроку и во время его проведения;
· определенный уровень самостоятельности учащихся;
· благоприятные организационные, психологические и временные условия.
то этот комплекс мер приведет к оптимизации творческой инициативы учащихся, развитию самоконтроля школьников.
Методы
1. Методы изучения коллектива класса:
систематическое наблюдение на уроках;
анкетные письменные опросы;
обработка и осмысление полученной информации.
2. Методы, направленные на создание благоприятных условий при подготовке и проведении нетрадиционных уроков:
создание необходимых методических и дидактических материалов к уроку;
оснащение кабинета русского языка словарно-справочной литературой, накопление тематических папок: «Творческие работы учащихся» и другие.
3. Методы привлечения учащихся к чтению художественной литературы и выработке умений работы с книгой:
· тематический подбор книг;
· посещение библиотеки;
· создание классной библиотеки.
Использование
информационно – коммуникационных технологий
на уроках и во внеклассной воспитательной работе
Цели:
1.Формирование навыков работы с разными источниками информации, развитие
коммуникативных способностей.
2.Подготовка личности к жизни в информационном обществе.
3.Увеличение объема информации.
4.Формирование исследовательских умений.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Вообще, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение
(преобразование).Думается, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, являетсякомпьютерная технология.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством которых является компьютер.
Концептуальные положения
Обучение- это общение ребенка с компьютером.
Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
Диалоговый характер обучения.
Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – объект, субъект – субъект, объект – субъект.
Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «Откликаться» на действие ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков.
Основные направления реализации данной технологии
задания, предполагающие работу в сети Интернет;
(компьютер – источник учебной информации)
использование материалов мультимедиатеки школы при
подготовке к урокам, проведении уроков;
создание наглядных пособий качественно нового уровня;
использование компьютера в роли тренажера (подготовка к ЕГЭ);
использование компьютера как средства диагностики и контроля;
использование компьютера как средства подготовки текстов и их хранения;
использование программ – тренингов для обучения детей с
проблемами развития;
решение педагогических задач: формирование сплоченного и сотрудничающего
коллектива (следствие коммуникации с широкой аудиторией), организация досуговой среды с помощью
игровых программ, компьютерного видео.
У учителя – словесника роль особая: он должен не только дать прочные и обширные знания по предмету, но и развить в ученике культуру языка, культуру чтения, а, по сути, культуру человеческой души. Мне хотелось бы, чтобы мои ученики видели красоту языка, ценили мудрость книг, могли добывать информацию из разных источников и интерпретировать ее. Я стараюсь давать такие домашние задания, выполнение которых требует работы с разными источниками информации. Ограничиваться учебником, пусть даже очень хорошим, конечно, нельзя. Нужно задействовать и ресурсы школьной медиатеки, и сеть Интернет .Например, после изучения темы «Поэтическое новаторство В.В.Маяковского» учащиеся получили такое домашнее задание:
1. «Оригинальная палитра автора». Что это? Попытайтесь объяснить значение этого словосочетания через сравнение с другими видами искусства.
2. Несмотря на авангардизм творчества Маяковского Владимир Корнилов утверждал, что у него есть предшественники, а искать их нужно в 18 веке. Кто они?
3. Создайте презентацию «Карта литературной России. Владимир Маяковский».
4.* Подготовить обзор сайтов, посвященных творчеству В.В.Маяковского.
* - задания выполняются по желанию.
1. В своей работе я использую следующие электронные учебники и пособия:
· «Иллюстрированный энциклопедический словарь». – Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,
2005
· «История искусства». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
· Мировая художественная культура». – ЗАО «Инфостудия ЭКОН», 2004
· «Мировая художественная культура.От наскальных рисунков до киноисскуства». – ЗАО «Новый диск»,2004
· «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства». – «Коминфо», 2004
· Художественная энциклопедия «Эрмитаж. Искусство западной Европы». – «Интерсофт», 2005
· «Шедевры архитектуры». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
· «Шедевры музыки». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
· «Шедевры русской живописи». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
· «Энциклопедия материальной культуры». – «Директ Медиа Паблишинг», 2004
· «Энциклопедия театра.Драма». – ООО «Кордис Медиа», 2003
· «Библиотека школьника». – ЗАО «АСУ – Импульс», 2003
· «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме. – «Просвещение
МЕДИА», 2004
· «1С:Репетитор. Русский язык». – АОЗТ «1С», 2001
· Программа – тренажер по русскому языку «Фраза». – «Гуру. СОФТ», 2004
· «Русская литература от Нестора до Маяковского». - «Директ Медиа Паблишинг», 2004
· «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 5 – 6 кл.». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
· «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 7 – 8 кл.». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
· «Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 10 кл.». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
· «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». 5 – 6 кл.». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
· «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». 7 кл.». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2003
· «Хрестоматия по русской литературе». - «Директ Медиа Паблишинг», 2004
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (энциклопедия ::: толковый словарь ::: словарь слов :::справочник)
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Национальный сервер современной прозы)
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Cловарь Даля
Использование компьютерных технологий позволяет учителю создавать наглядные пособия качественно нового уровня: презентации, опорные блок – схемы, даже учебные фильмы. Все это, несомненно, активизирует учебный процесс.
Разумеется, не каждый урок проходит с применением ИКТ, но такие уроки, несомненно, дают многое и учителю, и ученикам.
Проводятся конкурсы презентаций, лучших пособий, созданных к уроку.
Критерии оценки работ:
· оригинальность подхода;
· полнота представленного материала;
· оформление;
· представление и защита работы.
Компьютерные технологии позволяют создавать и хранить текстовый материал: тесты, карточки, тексты для анализа, памятки
Учитель может обратить внимание учеников на любой фрагмент художественного произведения, причем текст будет доступен каждому. Не секрет, что при изучении литературы, особенно в старших классах, часто возникает ситуация, когда ученик не может найти нужное произведение.
При подготовке к урокам русского языка я подбираю примеры разного уровня сложности, иллюстрирующие правило, или сама создаю их.
5класс. К разделу «Лексика» (тема «Контекстные антонимы)
Спросил молоток у моря:
-Отчего камни на твоем берегу такие гладкие, а я сколько ни бью – все колючие и
шершавые?
-А я их ласкаю, - прошептало море.
(« Российская газета»)
Эта работа очень важна, так как позволяет учителю ориентироваться на уровень класса, на степень усвоения материала, выявлять «пробелы» в знаниях как класса в целом, так и отдельных учеников.
Уроки проводятся и в кабинете информатики, где компьютеры объединены в локальную сеть. Электронные учебники и пособия позволяют выполнять задания в интерактивном режиме. Это очень помогает при подготовке к ЕГЭ.
Использование ИКТ помогает активизировать и воспитательную работу.
Направления работы:
· использование при проведении бесед;
· использование при проведении занятий курса «Самосовершенствование» (Создание презентаций, просмотр фрагментов фильмов, показ иллюстраций, знакомство с историями жизни великих людей);
· просмотр фильмов в школьной медиатеке («Безопасный дом», «Правила дорожного движения» и др.;
· организация досуговой среды: просмотр мультипликационных фильмов, кинофильмов, компьютерные игры;
· использование при проведении родительских собраний;
· использование при проведении внеклассных мероприятий.
Рисунок 1Рисунок 215