Коммуникативная деятельность учителя (Выступление на педагогическом совете)

Коммуникативная деятельность учителя
(Выступление на педагогическом совете)
Приложение – презентация «Коммуникативная деятельность учителя»
«Скажи мне и я забуду.
Научи меня и я запомню.
Вовлеки меня и я выучу.»

Бенджамин Франклин

Ситуация модернизации образования предъявляет учителям ключевые компетенции в сфере проектирования развития учащихся, педагогического сопровождения личностно-ориентированного и развивающегося обучения, создания условий становления ключевых компетенций обучающихся.

Ключевые компетенции
индивидуальная компетенция
самостроительная компетенция
коммуникативная компетенция
поисково-исследовательская компетенция
проектировочная и программная компетенция
компетенции информационных технологий


(latin) Компетентный-знающий
Компетенция – это круг деятельности, та область вопросов, в которой человек хорошо осведомлен
(Словарь русского языка, 1982).

Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению ключевых компетенций педагогов:

овладение основами педагогической и творческой деятельности (индивидуальная компетенция);
овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии (самостроительная компетенция);
овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни (коммуникативная компетенция);
овладение навыками исследовательской деятельности (поисково-исследовательская компетенция);
овладение способами составления проектов и программ (проектировочная и программная компетенция).
компетенции информационных технологий и др.

Исследование педагогической и психологической литературы выявило, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учащимися (позиция Р.А. Макаревича), поэтому сейчас представляется наиболее значимой проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.
Приоритетная цель-коммуникативная компетенция

Развитие коммуникативной компетентности учителя
коммуникация в профессиональной
деятельности выполняет три основные функции:

коммуникативную, включающую обмен информацией;
интерактивную, предусматривающую организацию взаимодействия;
перцептивную, отражающую процесс восприятия и формирования образа другого
человека и установления взаимодействия.
Показатели развития коммуникативной компетентности учителей
готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект);
владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект);
отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект);
эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

У педагога с развитой коммуникативной компетенцией должны быть развиты следующие умения:
умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему
Эмпатия(сопереживание) - умение поставить себя на место другого, способности человека к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Сопереживание - принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными.

Коммуникативная культура учителя - это проявление гуманистической направленности и индивидуального творчества в реализации функций и задач профессиональной и социально-педагогический деятельности.

Показатели коммуникативной культуры:

Коммуникативные способности
Организаторские способности
Общительность
Интегративные коммуникативные умения
Культура речи
Коммуникативные способности как показатель, связанный с формированием индивидуального сознания, вхождением в общественное сознание, сферу общечеловеческих идеалов и формированием аксиологического потенциала личности .

Организаторские способности, характеризующие коммуникативную культуру со стороны способности к совместной практической и интеллектуальной деятельности, сотрудничеству, интеграции

Общительность как показатель доброжелательности, гуманистической направленности, толерантности во взаимоотношениях

Интегративные коммуникативные умения учителей, отражающие формирование коммуникативной компетентности как «интеграла» профессиональной компетентности

Культура речи как особая сторона коммуникативной культуры, проявляющаяся в содержании, грамоте, владении устной и письменной речью родного языка и языками других народов

Анкета №1 «Мы в общении»
Вопросы:
1.Кто из педагогов наиболее приятен для Вас в межличностном общении:
2.Кто, на Ваш взгляд, наиболее тактичен и деликатен в общении с детьми:
3.Кто, на Ваш взгляд, умеет держать нужную, не переходя границу деловых отношений, дистанцию с администрацией:


Анкета №2 «Профессиональные характеристики педагога и их оценка»



№ п/п
Профессиональные
характеристики
Выраженность в
баллах ( от 0 до 5)
Отношение к наличию

1
«Воспитатель»



2
«Методист»



3
«Диагност»



4
«Самодиагност»



5
«Гуманист»



6
«Психотерапевт»



7
«Актер»



8
«Индивидуалист»



9
«Творец»



10
«Исследователь»



11
«Пропагандист»



12
«Организатор»



Вывод:
Что приносит удовлетворение в работе и что препятствует достижению лучших результатов

«Огорчает» - «минус»; «Безразлично» - «ноль»; «Радует» - «плюс».



15