Выступление на педагогическом совете школы Деятельность учителя в процессе обучения
Выступление на педагогическом совете школы
4.05.11 г.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед детьми задачи, постепенно усложняя их, и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребёнка на пути познания. Учитель же и создаёт необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применя-ет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.
Управление процессом обучения предполагает прохождение определён-ных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирование, организацию, регулирова-ние, контроль, оценку и анализ результатов.
Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса. А благоприятная эмоциональная атмосфера урока – это условие его высокой эффективности без ущерба для состояния нервно-психического здоровья учителя и ученика. Умение создать такую атмосферу – важная составляющая профессионального мастерства учителя. Известно, что отношение ученика к учителю переносится на преподаваемый им предмет. Отсюда необходимость завоевать уважение детей, быть в их глазах авторитетным, интересным человеком.
У каждого учителя свои приёмы создания атмосферы урока: стиль общения с учениками, приёмы выражения требовательности и доброжелательности, приёмы включения детей в учебную работу; приёмы, обеспечивающие снятие напряжения во время урока ( физкультминутки, эмоциональные паузы, использование музыки). Во многом эти приёмы зависят от возрастных особенностей детей, от специфики класса. Например, в своём классе я использую элементы игры, соревнования, опираюсь на богатство образного мышления, воображения, ожидания чего-то загадочного. Организуя на уроке познавательную деятельность детей, учителю необходимо опираться на их личностные особенности.
Цепочка «учитель – педагогический процесс – ученик» отражает сущность системы обучения. В процессе деятельности учитель выполняет следующие задачи:
- формирует у школьников умения и навыки учения;
- формирует у них научное мировоззрение, мышление и развивает их умственные способности;
- воспитывает в них любознательность, культуру умственного труда, потребность стать грамотными людьми.
Обучение – двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика, который требует от обеих сторон активности и творчества.
Деятельность учителя состоит из изложения учебного материала, организации познавательной деятельности учащихся на уроке и дома, оценки её результатов и степени усвоения ими государственных образовательных стандартов.
Начальное образование – самый важный этап в достижении цели образования человека, т. к. оно включает в себя основы знаний по всем образовательным циклам: гуманитарному, естественному, техническому. Имен-но на этом этапе создаются условия с самых ранних лет выявить признаки одарённости, заложить основы мировоззрения, развить возможности и способности человека. Поэтому учитель, давая знания, переходит от простого
к сложному, от частного к общему, помогая ученикам мыслить самостоятельно, делать выводы, преодолевать трудности в учении.
В этой связи, современный учитель, должен обладать определёнными способностями и навыками. Во-первых, он должен чётко представлять себе цели урока, типы и этапы урока, наиболее эффективные методы и средства достижения цели. Ведь именно цель и задачи урока определяют его структуру и содержание. Во-вторых, ни один уважающий себя учитель не придёт на урок без подготовки, которая включает в себя предварительный труд самого учителя и его учеников, т. к. успех любого урока определяется их сотрудничеством.
Чтобы сформировать у учащихся потребность в приобретении знаний, учитель должен уметь заинтересовать их темой, поставить перед ними проблемный вопрос, связать его с жизнью. Современный учитель должен быть ищущим, творческим, тогда его ученики, без сомнения, будут стараться больше знать и уметь.
Отсюда видно, что быть учителем-мастером нелегко, это очень тяжёлый труд. Мастерство учителя складывается из следующих компонентов:
1.Мастерство учителя.
2.Мастерство подготовки и проведения урока.
3.Мастерство индивидуальной работы с учениками.
4.Мастерство наблюдения и анализа урока.
Все эти элементы взаимосвязаны и составляют одно целое.
Успешность уроков зависит также от знания учителем возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученика, его возможностей и способностей - только при этом условии можно преодолеть трудности и проблемы, которые возникают в педагогической деятельности. В ходе урока очень сложно учесть индивидуальные особенности каждого ученика, но всё
же индивидуальный подход в обучении необходим, т. к. он является одним из важнейших дидактических принципов. Реализация этого принципа требует от учителя регулярного контроля за работой каждого ученика на уроке и дома,
за результатами письменных и творческих заданий, а также выяснения причин затруднений в учёбе, в усвоении программного материала.
Из всего вышесказанного делаем вывод. Деятельность учителя на уроке заключается в следующем:
- В восприятии психологического состояния учащихся в течение всего урока.
- В эффективности общения: мимика, жестикуляция, характеристика речи учителя, умение устанавливать контакт с классом. Стиль и тон в работе. Наблюдательность, вдумчивость, находчивость, аккуратность, эмоциональный подъём.
- В степени организации собственной деятельности и деятельности учеников. Поддержание дисциплины и порядка на уроке. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Чтобы результат нашей работы был высок, чтобы наши дети отвечали тем меркам, к которым мы стремимся, чтобы наши дети стремились быть похожими на нас, для этого нужно так мало и так много – любить детей.