Выступление на педагогическом совете по тете Основные направления социально-реабилитационной деятельности коррекционной школы по работе с детьми ОВЗ
КГБС(К)ОУ «Новоалтайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида»
Выступление на педагогическом совете по теме
«Основные направления социально-реабилитационной деятельности коррекционной школы по работе с детьми с ОВЗ»
Подготовила
социальный педагог
Чичерина Е.Ф.
Новоалтайск 2015г
Главная задача педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, состоит в том, чтобы обеспечить положительные изменения в развитии его как личности. Но для этого необходимы не разовые и не односторонние меры, а комплексный, системный подход, предполагающий учет как внешних, так и внутренних факторов, воздействующих на личность. Вот почему деятельность педагогов и специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья должна быть многоплановой и включать в себя все основные направления социально-реабилитационного процесса.
Такими направлениями являются: организаторская деятельность; деятельность по диагностике психического и личностного развития ребенка; развивающая и коррекционная работа; консультирование и просвещение детей, родителей и специалистов, занимающихся с детьми; деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности и социально-диспетчерская работа.
1. Организаторская деятельность — это деятельность, направленная на достижение определенной цели или целей. Она пронизывает все сферы жизни человека и необходима там, где возникает потребность управлять людьми или организовывать себя на выполнение конкретных задач. Данное направление связано со всеми другими направлениями социально-реабилитационной деятельности и выступает как необходимая, обязательная их составляющая.
Организаторская деятельность является реализацией на практике задач социальной реабилитации и условием более целенаправленного и реального проектирования своей деятельности. По существу, каждое действие педагогов и специалистов по социальной реабилитации носит организаторский характер.
В структуре организации социально-реабилитационной деятельности можно условно выделить два больших аспекта: подготовительный (конструктивный) и организационной.
Подготовительный аспект. Включает деятельность, связанную с проектированием, планированием процесса социальной реабилитации, определением его содержания, целей и задач; условий, содержания и форм проведения коррекционных и развивающих занятий; участия детей в игровой, трудовой, обслуживающей деятельности, варианты организации межличностных отношений и т. п. Готовясь к встрече с детьми, педагоги и специалисты по социальной реабилитации подбирает методики и технологии взаимодействия с ними, подготавливают соответствующее оборудование, продумывают последовательность собственных действий, а также действий каждого конкретного ребенка и группы в целом.
Организаторская деятельность многопланова и многофункциональна. К числу основных организаторских действий, используемых в работе с детьми, относят: просьбы, советы, пожелания, указания, замечания, требования. Наиболее часто применяемой формой побуждения детей в социально-реабилитационном процессе является педагогическое требование, в котором задаются формы деятельности и которое направлено на формирование у детей стремления к достижению цели реабилитации определенными средствами и способами. Чрезвычайно завышенная и заниженная (либеральная) оценки в одинаковой мере пагубно влияют на конечные результаты. В случаях завышения требований у детей нарастает психическое напряжение, нежелание выполнять ту или иную деятельность. Когда же требования занижены, то у них теряются внешние опоры организации собственной деятельности.
2. Диагностика психического и личностного развития ребенка. Цель диагностики — выяснение с помощью психодиагностических средств сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки ее актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования. Предметом психологического диагноза является установление особенностей развития ребенка, как в норме, так и в патологии. Основными этапами психодиагностического обследования являются: сбор данных; обработка и их интерпретация; вынесение решения — установление психологического диагноза и определение на его основе прогноза развития.
Психологическая диагностика — неотъемлемая часть процесса социальной реабилитации. Ее результаты необходимы для:
— составления социально-психологического портрета ребенка, имеющего ограниченные возможности (психологического диагноза);
— выяснения сильных и слабых сторон в его развитии как личности;
— определения содержания и форм социально-реабилитационной работы, выбора средств и форм психологической коррекции и личностного развития ребенка;
— установления обратной связи, сигнализирующей об изменениях в психическом и личностном развитии на разных этапах процесса социальной реабилитации.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно Л.С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечают путь дальнейшего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.
Практическая психодиагностика предполагает наличие у педагогов и специалистов по социальной реабилитации психологических знаний, определенных навыков изучения ребенка, интуиции, богатейшего клинического и житейского опыта. От них требуется соблюдение свода правил применения психодиагностических средств, основанных на знании свойств измеряемых переменных и измеряющих инструментов, на знании этических и профессиональных норм психодиагностического обследования.
3. Развивающая и коррекционная деятельность. Данное направление является центральным в социально-реабилитационной работе с детьми и подростками. Исходными его данными являются результаты психодиагностического обследования. Содержание, формы и методы развивающей и коррекционной работы должны обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка или подростка.
Развивающая работа традиционно ориентирована на развитие познавательной, эмоциональной, волевой и социальной сфер личности. Ее содержание вытекает из целей и задач социальной реабилитации и определяется рабочей программой и индивидуальным планом коррекции и развития личности каждого ребенка. Реализация этой программы осуществляется путем включения ребенка в различные формы общения и деятельности. Это могут быть: специальным образом организованная с учетом развивающего эффекта игровая, обслуживающая, трудовая деятельность, учебная, специальные развивающие занятия, на которых решаются задачи, например, формирования навыков общения, сотрудничества или конкурентного поведения, навыков понимания чувств и переживаний других людей, самооценки и самоанализа своего поведения и многие другие. В процессе такого взаимодействия у детей постепенно развивается не только интеллектуальная сфера, но и расширяется опыт социальных отношений, приобретается определенный духовный и эмоциональный опыт.
Психокоррекционная работа ориентирована на решение конкретных проблем, связанных с вторичными нарушениями в развитии ребенка. Основным ее инструментарием являются коррекционные методики и технологии, которые позволяют моделировать ситуации, в которых наиболее полно задействуются сферы личности ребенка, нуждающиеся в исправлении. Психокоррекционная работа осуществляется в двух формах: индивидуальной и групповой. Выбор названных форм и подбор коррекционных методик определяется конкретными задачами, поставленными перед каждым ребенком.
4. Просвещение и консультирование детей и подростков, родителей и сотрудников участвующих в обслуживании детей с ограниченными возможностями.
Психолого-педагогическое просвещение. Главной его задачей является приобретение детьми и подростками определенных знаний и навыков, которые призваны помочь им успешно взаимодействовать с другими людьми, повысить мотивацию жизнедеятельности, активность. Чтобы знания, навыки и умения, передаваемые и прививаемые ребенку, активно включались в процесс личностного развития, необходимо серьезно подходить к отбору содержания доступного и интересного ребенку, а также к выбору форм его подачи. Основным условием здесь выступают учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровень их реального развития, готовность к усвоению тех или иных знаний. Наиболее эффективными формами для ребенка можно считать те, которые являются для него доступными, привлекательными, актуально значимыми.
Консультирование — еще один вид практической работы специалистов по социальной реабилитации. Консультирование рассчитано на работу с детьми старшего возраста — подростками и старшими школьниками. Консультирование, как правило, — индивидуальный вид работы и организуется в большинстве случаев по запросу детей и по результатам психодиагностического обследования. Оно может иметь различное содержание, касаться многих проблем развития и личностного самоопределения подростка или юноши, взаимодействия с другими людьми, взаимоотношения полов и т. п.
В функции специалистов по социальной реабилитации входит не только просвещение и консультирование детей и подростков, но и родителей. Консультирование родителей и сотрудников, занимающихся социальной реабилитацией детей, является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества, выяснения точек соприкосновения в решении задач социальной реабилитации.
5. Деятельность по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности. Охрана здоровья ребенка — важнейшая задача всех реабилитационных мероприятий. Педагоги и специалисты по социальной реабилитации должны знать закономерности возникновения проблемы отсутствия слуха у обучающегося, воспитанника, как базовой предпосылки при определении и разработке основных подходов социальной реабилитации ребенка. Чтобы грамотно организовать социально-реабилитационный процесс, важно учитывать особенности защитно-приспособительных реакций и перестройки динамического стереотипа организма и их влияние на процесс реабилитации. Нужно ясно осознавать и предвидеть как внутренние, так и внешние факторы, обуславливающие жизнедеятельность организма, знать основные принципы и подходы формирования безбарьерной травматической окружающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья по признаку аномалии.
Важно также добиться, чтобы ребенок осознал, что результаты его развития находятся в прямой зависимости от полноценной жизни и многих других факторов: питания, состояния окружающей среды, наличия вредных привычек, психогигиенических навыков, физической тренированности организма.
Оздоровительная работа. В ее задачу входит развитие и укрепление физических сил и возможностей ребенка.
6. Социально—диспетчерская деятельность. Цель — получение детьми, их родителями и коллегами от специалистов по социальной реабилитации социальной и психологической помощи, во-первых, выходящей за рамки его функциональных обязанностей, а, во-вторых — за рамки его компетенции. В этих целях он должен обладать банком данных о службах и специалистах, которые смогли бы оказать реальную помощь ребенку. Причем, специалисты по социальной реабилитации не только дают консультации, но и сами организует это взаимодействие.
В рамках социально-диспетчерского направления предполагается решение следующих задач:
— определение характера проблемы и возможностей ее решения;
— поиск службы или специалиста, способного оказать ребенку помощь;
— подготовка необходимой сопроводительной документации;
— отслеживание результатов взаимодействия ребенка со специалистами;
— осуществление психологической поддержки ребенку во время его взаимодействия со специалистами;
— контроль за организацией помощи ребенку в условиях образовательного учреждения.
Итак, мы рассмотрели основные подходы к организации социально-реабилитационной работы, которая существует в нашей школе, выделили основные ее направления.