Выступление на педагогическом совете по теме Проектирование в обучении и воспитании


Волокитина Л.Д. Педсовет 23.03.2016г.
Проектирование в обучении и воспитании
Слово «проект» известно было в России давно. Впервые слово «Проект» появилось в русском языке при Петре-1 и использовалось как «предложение». Глагол «проектировать» широко употреблялся при Екатерине-2 как замысел, осуществление какого-либо предприятия.
Проекты были в нашей жизни всегда, только назывались по-разному. Проектом является и вся наша деятельность. Урок, внеурочная деятельность, планирование, работа кружков, концерты, спектакли, экскурсии, поездки, работа с родителями. И многое другое.
Актуальность овладения основами проектирования не оспаривается, она обусловлена
Во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения для многих профессий.
Во-вторых, владение логикой и технологией проектирования позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в сфере образования.
В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста на рынке труда - умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование - это реальная возможность создать себе рабочее место как в рамках существующих учреждений и организаций, так и вне их.
Как учителям, так и обучающимся необходимо в совершенстве владеть проектными технологиями.
С каждым днем усложняются требования к конкурсным работам. Например, Положение о XIII краеведческой конференции «Моя малая Родина» выдвигает следующие требования к оформлению конкурсных работ:
Конкурсная исследовательская работа должна включать в себя следующие разделы:
-титульный лист единого образца (титульный лист, оглавление, список литературы и источников, приложения в объем работы не входят, но оцениваются) (Приложение 3)
-аннотацию (Приложение 4);
-оглавление (с указанием страниц);
-введение, где необходимо четко сформулировать проблематику, цель и задачи работы, обосновать ее актуальность, провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования, обозначить значимость работы;
-методику исследования и ее описание;
-основную часть, в которой представляется теоретическая база и практическое исследование;
-результаты исследований со всеми численными и фактическими данными и анализом результатов их обработки;
-выводы, где приводятся краткие формулировки результатов работы, отвечающие на вопросы поставленных задач, полученные данные и их объяснение;
-заключение, где проводится общий обзор поставленной проблемы и перспективы её решения после приведенного исследования;
-список использованной литературы (оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка). В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.
-приложения.
Выступление.(защита проекта) Продолжительность выступления – не более 7 минут, до 3 минут выделяется для ответов на вопросы. Демонстрация иллюстративного материала входит в те же 10 минут выступления.
!Представление работы докладчиком не предполагает зачитывание текста работы полностью или заучивание и воспроизведение его наизусть. (Докладчику необходимо обратить внимание на раскрытие мотивации темы, цели, задач и методов исследования, на обзор источниковой базы, промежуточные и конечные результаты и т.д.)
На заметку: Мультимедийная презентация отличается от стандартной тем, что она, как правило, содержит комбинации следующих основных элементов: Видео. Аудио. 3D модели. Рисунки, фотографии. Текст. Анимация. Навигация. Данные элементы могут быть представлены в совершенно разных комбинациях, какие-то из представленных элементов могут отсутствовать.
Мультимедийная презентация может быть интерактивной – пользователь, который просматривает презентацию, может каким-то образом влиять на отображаемый в тот или иной момент материал. Например, при просмотре презентации присутствует меню, по которому можно кликать, для перехода к разным разделам презентации или существует опция смены языка презентации.
Составление плана воспитательной работы, по сути, тоже является проектом, где мы, анализируя ситуацию в классе, находим проблемы, исходя из этих проблем, ставим цель, которую планируем достичь к концу года путем реализации воспитательных задач (ступеньки, или шаги к достижению цели.) И цели, и задачи у каждого класса будут индивидуальным.
Проектирование в образовании направлено на формирование нового научного знания внутри образовательной системы, так как быстрое устаревание научных сведений заставляет искать новые источники знаний внутри системы образования.
«Проектирование» (от лат. сл.- брошенный вперед), тесно связано с наукой и инженерной деятельностью по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Отсюда следует, что проектирование – это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого объекта, это промысливание того, что должно быть.
Проектное обучение – это обучение на основе метода проектов, основанного на проектной активности обучающихся, включающего в себя элементы исследовательского метода, развитии их способностей к совместной преобразовательской деятельности.
!Проектное образование – предполагает не столько передачу обучающимся опыта прошлого, сколько расширение их собственного опыта, обеспечивающего их личностный и общекультурный рост
!Цель продуктивного проектного образования – предоставить возможность обучающимся самим творить знания, создавать образовательную продукцию по всем предметам, учить их самостоятельно решать возникающие проблемы
Педагогическое проектирование в отечественной педагогической науке рассматривают как самостоятельную полифункциональную педагогическую деятельность, предопределяющую создание новых или преобразование имеющихся условий процесса воспитания, обучения и управления развитием.
Главные идеи, которые являются основой проектирования:
1.Идея опережения (бросок вперед)
2.Идея разности потенциалов (актуальное состояние и желаемый результат)
3.Идея пошаговости, этапности.
4.Идея совместимости (членов команды)
5.Идея разветвляющей активности.
6.Идея автодидактизма (в процессе работы над проектом происходит усвоение новых знаний).
Основными функциями проектирования принято считать:
-Исследовательскую;
-прогностическую;
-аналитическую;
-преобразующую;
-конструктивную;
-нормирующую деятельность.
В силу своей многофункциональности педагогическое проектирование может быть использовано как педагогическое средство, метод, функция и технология: в обучении и воспитании, в управленческой деятельности; как формы инновационного развития в виде модели, системы, концепции, процесса, программы.
Проектирование в образовательном процессе это один из способов и форм дифференциации и индивидуализации в обучении. В современной школе оно реализуется в рамках классно-урочной системы.
Метод проектов на уроке.
Основным содержанием учебного, или воспитательного проекта является:
-Изменение позиции обучающегося;
-самостоятельный поиск новых знаний;
-формирование умений и навыков в работе с информацией (анализ, сбор, обработка, выводы, систематизация, оформление, реализация и рефлексия);
-особый акцент в проектной деятельности делается на формирование совместимости (сотрудничества) в команде, умение слушать и слышать друг друга;
-в процессе внутригруппового обсуждения обучающиеся учатся выдвигать гипотезу (варианты, предположения) работы над проектом;
-составление развернутого плана совместных действий;
-конкретизация вклада каждого обучающегося в проектную деятельность.
Используя метод проектов в обучении или воспитательной деятельности, педагогу необходимо определить уровень имеющихся теоретических знаний и практических умений обучающихся, необходимо обсудить с детьми требования к качеству проекта, определить с ними конечный вид проектного продукта (макет, журнал, статья, сценарий, доклад, игра и др.), а также определить этапы работы над проектом.
!Презентация не является конечным продуктом проекта, она выполняет функцию иллюстрирования теоретического материала.
Организуя проектную деятельность обучающихся в образовательном процессе необходимо учитывать информационный запрос со стороны обучаемых или создавать ситуации «провоцирования», чтобы у ребят появился интерес к данному виду деятельности. Задача педагога помочь найти учебно-методический материал, обеспечить полноту охвата проблематики.
На протяжении всей работы над проектом педагог занимает позицию помощника, консультанта в поиске литературы, получении и обработке сведений из Интернет-ресурса.
Каждый этап работы над проектом должен иметь промежуточный контрольный результат для корректировки дальнейшей деятельности, обмена впечатлениями в виде проблемных семинаров, исследовательской работы, моделирования, компьютерных презентаций, видеофильмов.
Для более качественного получения результата в работе над проектом исследователи, учителя практики предлагают создание индивидуальной карты обучающегося, где вся работа оценивается по рейтинговой системе в 100 баллов.
Критерии оценок по следующим показателям:
1.Процесс проектирования (60 баллов) по показателям:
-интеллектуальная активность-до 15 баллов
-практическая деятельность- до 15 баллов
-умение работать в команде- до 15 баллов
-творчество – до 15 баллов
2.Процесс защиты (20 баллов) по показателям:
-вид представления проекта – до 10 баллов, качество ответов в процессе защиты – до 10 баллов.
качество доклада:
композиция, полнота представленной работы, аргументированность и убежденность,
объем и глубина знаний по теме, эрудиция.
представление проекта:
культура речи, манера, использование наглядных средств, импровизационное начало,
удержание внимания аудитории.
ответы на вопросы:
полнота, убежденность, аргументированность, дружелюбие;
деловые и волевые качества докладчика:
умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, способность к сотрудничеству, доброжелательность, контактность.
Защита проекта в учебном процессе – это событие в жизни обучающихся, поэтому следует заранее обсудить ее форму, продолжительность по времени, оформление, ответственных и процедуру.
Обучающиеся должны быть готовы отвечать на вопросы по своему проекту во время защиты. На защите проект может представить один человек или вся команда.
Полученный результат (из 20 баллов) по показателям:
Реализован ли проект, где и как?- до 10 баллов
Оформление проекта: эстетичность, методологическое обоснование (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, содержание и предполагаемый результат, желательно с финансовым расчетом, использование мультимедийных средств - до 10 баллов.Важно отметить, что в процессе работы над проектом обучающиеся должны проявить самостоятельность, творчество, навыки работы в команде. Созданный проект выносится на общее обсуждение группы(команды) на соответствие его с заданными целями по заранее разработанным критериям.
Проекты, разработанные детьми, часто носят виртуальный характер, осуществить их порой бывает практически невозможно, тогда проект остается нереализованным. Педагог, помогая определить проблематику проекта, обязан позаботиться о том, как претворить его в жизнь.
Если это научный доклад – где его опубликовать, где лучше выступить. Если это учебный (дидактический) материал – как использовать его на занятиях с детьми.
Обязательная процедура проектирования – это итоговая рефлексия (групповой анализ проделанной работы), которая позволяет оценить, что удалось, а что нет. Каков был индивидуальный вклад в групповую работу, чему научились в процессе работы, какие проблемы возникли в процессе работы и пути их преодоления.
Качество любого проекта будет выше, если в его обсуждении примут участие квалифицированные специалисты, а лучшие проекты представлены на районные, городские или региональные конкурсы.
В образовательном пространстве проектная деятельность не является самоцелью. Она всегда подчинена педагогическим целям и выступает в качестве средства их достижения. Фактическое использование метода проектов в обучении воспитании это обучение действием и в действии.
Правила совместимости в команде:
1.Не критикуй, а предлагай.
2.Каждый член команды имеет право на свое мнение.
3.Умей слушать и слышать – это искусство, а также анализировать, обобщать, делать выводы.
4.Собственная позиция должна быть аргументированной.
5.Идея, выдвинутая одним членом команды, становится общей.
6.Качество результата зависит от вклада всех членов команды на каждом этапе.
7.Каждый этап работы над проектом оценивается членами команды и руководителем (консультантом)
Контроль над проектной деятельностью осуществляется с помощью
Дневника проектной деятельности обучающегося:
Содержание:
1.Диагностика проблемы (обоснование, почему избрана данная проблема для проектирования)
2.Тема проекта, цель, гипотеза (предположения), задачи.
3. Индивидуальный план проектной деятельности (если над проектом работают команды, то у каждого есть свое направление исследования в общей теме).
4. Поиск информации по проблеме:
-характеристика понятий
-список литературы по исследуемому направлению
Сайты Интернета и другие источники.
5. Оформление проекта в виде научного доклада, реферата, макета, схемы, таблицы, дидактического материала к учебной дисциплине, школьной газеты, журнала, сценария досуга, праздника, исследования (экологического состояние городского пространства, комфортность образовательной среды, взаимоотношения старших и младших в условиях ОУ) и др.
6. Презентация. Включает предварительную защиту проекта. Содержание:
-краткий текст обоснования проблемы проекта, результатов исследования и условий применения полученных результатов;
-наглядные средства, сопровождающие презентацию (материальные, визуальные и экономические расчеты)
-выразительные средства, используемые на защите: четкая грамотная речь, интонация, темп, артистичность, логика изложения.
-на предпоследнем слайде указывается перечень использованных источников;
-на завершающем слайде указывается информация об авторе;
-презентация не должна быть скучной, громоздкой, монотонной (не превышать 10-15 слайдов)
-готовность отвечать на вопросы.
7.Портфолио проектной деятельности обучающегося (какие проекты были выполнены ранее)
8.Реализация проекта:
-участие в школьном, районном, городском, региональном, федеральном конкурсе проектов;
Публикация в школьных, районных, городских, региональных, федеральных средствах массовой информации;
-использование как дидактического материала в учебной дисциплине;
-организация праздника, или досуга, театрализованного представления и др.
9.Рефлексия. Анализ и самоанализ проектной деятельности: что удалось, что не удалось, причины неудач, как сотрудничали в команде? Самооценка.
Приложение №1
Основные термины и понятия:
Ценности - это этика, философия профессии, ее методология. Ценности выражают отношение субъекта к объекту.
Цели - это желаемые результаты, которые специалист предвосхищает, исходя из своего понимания предмета исследования, своей профессии, переживания сегодняшней социокультурной ситуации, видения в ней определенных проблем.
Задачи проектной деятельности:
- анализ ситуации, т.е. всесторонняя диагностика проблем и четкое определением их источника и характера;
- поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
- выбор наиболее оптимального решения (т.е. социально приемлемых и обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;
- разработка организационных форм внедрения проекта в практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта
Важнейшим структурным элементом технологии проектирования является исследовательская деятельность, поскольку именно проектировщик должен, во-первых, знать, видеть реальные проблемы функционирования той или иной объектной области, во-вторых, иметь представление об идеальном состоянии этой области.
Общую логику формирования проекта можно представить следующим образом:
Процесс целеполагания начинается с анализа ситуации и выявления наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптимизацию которых и должен быть ориентирован проект.

Целевое обоснование проекта или программы (федеральной, региональной, локальной) предполагает всесторонний анализ ситуации и определение на этой основе:
а) приоритетных сфер (или областей) проектирования;
б) категорий населения и социальных групп, которым будет адресован проект.

Приоритетные области проектирования - это наиболее значимые в социальном и личностном плане сферы жизни (и соответствующие им виды деятельности), характеризующиеся максимальной концентрацией проблем и обладающие возможностями и ресурсами оптимизации человеческой жизнедеятельности.

Методы - это пути и способы достижения целей и решения задач.
Средства - совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.
Форма - это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.
Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.
Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта.

Единица анализа ситуации - проблема, требующая своего решения в рамках конкретного проекта.
Проблемная ситуация - это не имеющее однозначного решения противоречие, отражающее реальное взаимодействие субъекта и его окружения, соотношение неблагоприятных обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека или социальной группы, это неблагополучие в тех или иных сферах жизнедеятельности человека.
Анализ проблемной ситуации - основополагающий этап в технологии разработки любого типа программ. Именно отсюда берут свое начало цели и задачи проекта, варианты способов разрешения проблем. Выработка проектных решений на основе анализа ситуации предполагает локализацию проблем (т.е. ее привязку к конкретной территории), проработку различных путей и возможностей их преодоления в зависимости от местных особенностей и условий.
В разных источниках мы можем встретить небольшие отличия в требованиях к структуре проекта, к его оформлению (которое в целом зависит от специфики проекта), но в целом основные требования таковы:
Структура и содержание разделов проекта:
1 раздел проекта содержится его название, которое должно, по возможности, отражать его основную идею.
2раздел - сфера проектирования. Раздел включает, во-первых, характеристику проблем, решаемых с помощью данного проекта (т.е. обозначение противоречий, недостатков, сложностей в той или иной сфере); во-вторых, определение приоритетных направлений и видов деятельности. В совокупности это и есть обоснование актуальности проекта, т.е. ответ на вопрос “почему?”.
3 раздел - аудитория проекта (ответ на вопрос “для кого?”). В нем дается полная характеристика проблем, потребностей, интересов, особенностей той или иной категории или социальной группы, которой адресована программа. Помимо социально-демографических характеристик (пол, возраст, профессия и др.), здесь необходимо учитывать образ жизни типичного представителя данной группы, его положение в обществе, круг интересов и др.

4 раздел – цель и задачи проекта (ответ на вопрос “зачем?”).
!Цель — это, как правило, “перевернутая” проблема, которая получена в процессе анализа ситуации, — она фиксирует ее желаемое состояние, которое необходимо достичь в результате реализации проекта.
Мнения разных авторов по этому вопросу расходятся: одни считают, что нужно указывать одну цель, другие утверждают, что целей должно быть не меньше трех. Возможно, это зависит от специфики и масштабов проекта. Например, если это программа работы летнего оздоровительного лагеря, наверняка, целей будет несколько. Если проект на тему «Спорные вопросы истории Великой Отечественной войны», то и цель будет одна.
Цель проекта - описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель должна быть реалистичной,  соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной.
Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин. Все составные части проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.
Задачи, которые предполагается решить  для достижения поставленных целей.
!Задачи - более конкретные шаги, которые в содержательной части проекта можно обеспечить (решить) соответствующими мероприятиями. (5-7)
Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях, ориентированных на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения цели проекта.
Признаки хороших задач:
1.Являются логическим следствием проблемы.
2.Напрямую связаны с деятельностью по проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь).
3.Сформулированны четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта.
4.Представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации проекта.
Пример: Цель может выглядеть таким образом: «Создание системы ученического самоуправления, как среды обеспечивающей социализацию каждого обучающегося»
Задачи: «Выявить творческий потенциал личности каждого обучающегося, вовлечь каждого школьника в разнообразную деятельность, развить навыки лидерского поведения, обучить органы ученического самоуправления, повысить педагогическую культуру учителей и т.д.»
5 раздел - форма реализации проекта - отдельное мероприятие или цикл мероприятий (диспутов, дискуссий, конференций, аукционов), акций (политических, экологических и т.д.), конкурсная программа и т.д.
Постановка проблемы. Самый важный раздел проекта. В нем должна быть представлена проблема, на решение которой направлен проект и ее анализ. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблемы – это отсутствие чего-то, что-то негативное, приносящее вред, то, что требует изменения. Покажите причины этого негативного явления и его последствия.
Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). В хорошо простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности проекта.
Опишите, предпринимались ли организацией попытки осуществить подобного рода деятельность и насколько успешными они оказались. Обязательно укажите, как проект соотносится с деятельностью организации, ее миссией и задачами.
Именно в этом разделе нужно описать категорию благополучателей – целевую группу, на которую направлена деятельность по проекту и чья жизнь каким-либо образом улучшится в результате реализации проекта. Проблема, над которой вы собираетесь работать, должна быть определена настолько конкретно, насколько это возможно.
Методы реализации проекта. Метод – это инструмент, с помощью которого достигается цель проекта. Один из самых объемных и подробных разделов проекта. Описание того, каким образом будет осуществляться проект. Организация должна ответить на вопросы: каким образом будут достигнуты намеченные цели, как будут выполняться поставленные задачи, кто будет осуществлять их реализацию, какие ресурсы будут использованы.

При описании методов необходимо обратить внимание на следующее:
Соответствие стратегий и механизмов цели и задачам проекта;
Соответствие имеющихся ресурсов планируемой деятельности;
Соответствие деятельности заявленным результатам;
Реалистичность мероприятий;
Инновационность / возможный риск;
Определены ли различные функции и как они распределяются среди исполнителей проекта;
Являются ли взаимосвязанными виды деятельности по проекту.
Календарный план – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:
-наличие плана – графика реализации проекта или поэтапного описания проекта (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы);
-реалистичность, выполнимость плана;
-наличие достаточного количества участников и их умения, описание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения;
-возможность выполнения проекта в заявленные сроки.
Пример план – графика приведен ниже:
Период Мероприятие Дата / период
проведения
ответственный
Месяц дата Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности проекта.
Основные характеристики результатов:
-Соответствие результатов цели, задачам проекта;
-Измеряемость (количественные и качественные показатели);
-Реалистичность;
-Выполнимость / достижимость.
Мониторинг и оценка проекта. Сильные и опытные организаторы используют мониторинг и оценку не только в рамках отдельных проектов, но и  в текущей деятельности для определения прогресса. В полноценном проекте мониторинг и оценка присутствуют во всех разделах.
Приложение №2.
Основные элементы проекта.
Проектирование сегодня очень востребовано. Существуют разные модели проектов, но все они, так или иначе, строятся на основных элементах. Хорошее описание проекта приготовило молодежное правительство Санкт-Петербурга. Какие это элементы:
 
Название проекта должно быть краткое (до 5 слов), точно передавать суть и ожидаемый результат. Например, «Чистый город», «Формула успеха», «Неолимпийские игры».
 
Руководитель проекта ФИО. Вы – ответственный. Не поленитесь уделить и этой графе внимание, т.к. Вы решаете не только все стратегические вопросы, но и пожинаете лавры. (В нашем случае руководителями проектов являются обучающиеся, мы – организаторы, помощники, консультанты)
 
Координаты руководителя проекта: Электронная почта (советую заранее создать рабочий ящик, название которого будет включать Ваше настоящее имя или фамилию – pupsik, kotik, krasavitsa – это, конечно, приятно, но не характеризует Вас как делового человека, а для реализации проекта важен еще и имидж ☺) Номер контактного телефона, как правило, оставляют мобильный.
 
Регион проекта
Город + район, если локация узкая.
 
Срок реализации проекта. Не менее года, так как одноразовые проекты – это скорее акции, на пути реализации чего-то интересного и стоящего.
 
Тематика проекта. По сути, это раскрытие названия. То есть объяснение конечного результата через используемую технологию. Например, «Экономическое развитие региона», «Пропаганда раздельного сбора мусора». Одно, но емкое предложение.
Краткая аннотация
 1. На что направлена деятельность проекта. Здесь уместны и необходимы выражения – повышение, улучшение, стимулирование, эффективность (стоит выбрать одно – два ☺). Заинтересованность в проекте начинается уже с первых слов аннотации, поэтому именно в первых предложениях должна быть «вся соль».
 
2. Сфера проекта. В этом разделе необходимо определить часть политической жизни и направление. Специализации комитетов довольно узкие, а Вы выбираете 1-2. Поэтому Вы должны показать, что Ваш проект нужен именно для них, а не для остальных или всех вместе. Не стоит «распыляться» на оба сектора (реальных и социальный) сразу, т.к. какой-то из них пострадает от нехватки сил, внимания или проработки.
 
3. Реализация проекта. Что она позволит. Какие перспективы дает Ваш проект. Если в проекте несколько этапов (сторон), то следует указать каждую из них.
 
НО! Не стоит забывать, что это краткая аннотация! Рекомендуем использовать 400-800 знаков с пробелами (сервис-статистика). Все подробности оставьте на следующий блок.
 
Описание проблемы
1. Небольшое введение в тематику проекта, рассказ о сфере, в которой он будет реализован. Лучше всего уложиться в 900 знаков.
 
2. Чем может помочь проект! (это важно!) В одном – двух предложениях Вы должны заверить читателя, что Вы знаете, как решить конкретные проблемы, и проект именно на это и направлен. Если затрагивается несколько видов деятельности или 2-3 проблемы, то следует осветить каждую из них. Но, опять-таки, в двух – трех предложениях. Обязательно следует здесь повторно указать название проекта. Проект «…» и то, что он сможет дать обществу, политике и пр.
 
Рекомендуется использовать следующие выражения – «позволит решить данную проблему», «в ходе реализации проекта появится…». Этот блок должен быть оптимистичен и, отчасти, самоуверен, но не утопичен! Громкие слова должны быть подтверждены конкретными запланированными делами!
 
Основные цели и задачи проекта
Цели. Рекомендуется использование следующей формы заявления целей: «Проект ставит перед собой цели». Разделите свою глобальную проблему на подцели по этапам работы по проекту.
Задачи это то, что поможет Вам достичь поставленных целей. Здесь тоже есть взаимосвязь с другим блоком, а именно – описанием технологий. Задайте себе вопрос: «Что мне нужно, чтобы проект реализовался?». Так задачи и появятся. Рекомендуется использование следующей формы определения задач: «Для достижения данных целей необходимо решение следующих задач». Минимум 3 задачи. Максимум - 7 задач.
 
Основные технологии реализации проекта. Что вообще такое технология?! В нашем случае, это совокупность методов для достижения желаемого результата; способ преобразования данного в необходимое. Вот здесь-то Вам и пригодится Ваш список задач. Раскройте подробнее каждую из задач, предварительно дав ей запоминающееся и краткое название. В совокупности, Методов и технологий может быть от 3 до 7, как и задач. Технология – это способ решения самой обширной задачи, а методы (поэтому их много, а технология одна) – способы решения текущих задач, более узких. Что касается описания, то здесь методы и технология схожи. Поэтому то, что написано ниже применимо и для одной и для других.
 
Основные мероприятия проекта. Все, что планируется сделать. Сроки могут быть указаны приблизительные. Количество дней, недель или месяцев. Почему план мероприятий так важен? И для кого это нужно? Для конкурсной комиссии, спонсоров, чиновников – Вы даете понять, что представляете себе, как реализовывать проект, что для этого необходимо. Вы – не дилетант, а рационально-мыслящий и деятельный человек. В этой части мы переходим от красивых слов к реальным делам!
Для Вас – вы организовываете себя и свою инициативную группу. Этот план поможет для последующих технических заданий.
 
Ожидаемые результаты. Если Вы правильно сформулировали цель и поставили конкретные задачи, то здесь Вы просто перечислите то, чего достигните.
 
Сколько людей нужно для реализации Проекта? Ответ на этот вопрос особенно важен для Вас самих. Какой должна быть инициативная группа, чтобы все удалось.
 
Информация об организациях, участвующих в финансировании проекта
Укажите наименование организаций, участвующих в финансировании проекта с указанием их доли, а также информацию об организациях, в которых запрашивались средства на реализацию проекта
 Детализированная смета расходов. Все, что Вам потребуется за деньги. Офисы, телефоны, реклама и прочее.
 
Проект готов. Делаем презентацию в PowerPoint.
Источник: http://molprav.spb.ru/Иногда в описании проекта требуется раздел «Основные риски проекта», где описываются ситуации, при возникновении которых проект может оказаться нереализованным или нарушатся сроки его реализации.
Используемая литература:
1.Сергеева В.П., Сергеева И.С. «Технология проектирования в образовательном процессе»: Учебное пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2016.-156 с.
2.Грибкова Е.И. Лекции для студентов МГПУ. Раздел 5.3. Социально-культурное проектирование. Теоретические основы.