Доклад Работа МО воспитателей Шахтинской специальной школы-интерната №16
Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого воспитателя и представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых в целях овладения методами и приемами воспитательной работы, творческого применения их на занятиях и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения воспитательного процесса. Насколько высок профессионализм педагога, настолько действенна и эффективна методическая работа объединения.
Проблема школы - интерната. Расширение коррекционно-развивающего пространства с целью социальной и трудовой адаптации воспитанников, способствующее благоприятному вхождению в социум.
Работа методического объединения воспитателей направлена на реализацию темы:
« Овладение эффективными педагогическими технологиями и внедрение их в воспитательный процесс в условиях ФГОС».
(слайд)
Основная цель работы: совершенствование форм и методов коррекционно-развивающего воспитания через повышение педагогического мастерства воспитателя в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ.
Задачи:
осмысление социального заказа, важнейших требований общества к школе, уяснение ориентиров воспитательной политики, конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов образования, их своевременное и правильное доведение до каждого работника (результатом осуществления этой функции должно стать точное понимание всеми воспитателями своих обязанностей в современных условиях);
внедрение достижений и рекомендаций психолого-педагогических наук;
распространение за рамки школы-интерната лучшего опыта, созданного в педагогическом коллективе;
сплочение педагогического коллектива, превращение его в коллектив единомышленников, выработка общих позиций по проблемам внедрения ФГОС;
анализ воспитательного процесса освоения ФГОС, выявление уровня достижения требуемых результатов воспитания;
предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в педагогической деятельности воспитателей , участвующих в реализации ФГОС;
приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по проблемам внедрения ФГОС в практику работы школы для детей ОВЗ, к участию в целенаправленной организации нового опыта;
знакомство с новинками методической литературы, периодическими изданиями и интернет ресурсами в области воспитания;
подготовка воспитателей к реализации федерального государственного стандарта, ориентировка их на ценностные установки, цели и задачи, определенные данным стандартом;
апробация программы воспитательной работы на 2015-2016 уч. год.
Принципы организации методической работы:
современности (соответствие процессам, происходящим в государстве, обществе, образовательной и социальных сферах);
согласованности;
системности;
дифференциации;
индивидуализации;
научности (опора на достоверные научные факты, методики, концепции, технологии, формы и методы получения данных).
Основные направления методической работы:
Нормативно-правовое
Организационно-методическое
Информационно-аналитическое
Консультативно-методическое
В состав методического объединения входят 24 воспитателя.
По уровню профессионального мастерства воспитателей можно отметить следующее:
Имеют квалификационную категорию 18 воспитателей (%);Высшую квалификационную категорию имеют 8 воспитателей (%).Первую квалификационную категорию - 11воспитателей (%);Это творчески работающие воспитатели, владеющие современными воспитательными и коррекционно-развивающими технологиями и методиками, эффективно применяющие их в практической профессиональной деятельности. С периодичностью раз в 5 лет воспитатели проходят курсы повышения квалификации в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования ГБОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Успешному осуществлению коррекционно-воспитательного процесса способствует организация методической работы, которая строится на целостной системе мер и мероприятий, направленных на повышение профессиональной компетентности, квалификации, мастерства и творческого потенциала каждого воспитателя. Методическая работа строится на основе анализа деятельности воспитательной работы за истекший период. Цели и задачи методической работы определяются соответственно задачами нашего учреждения. Работа методического объединения регламентирована Положением о методическом объединении воспитателей.
В работе МО используются традиционные и нетрадиционные формы работы: сообщения, доклады, «круглые столы», практикумы, творческие отчеты. Методическая работа в условиях введения новых образовательных стандартов опирается на «зону ближайшего профессионального развития». В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» определена та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, изучаемой литературы ,может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога индивидуальна. При реализации данного направления изучаются профессиональные трудности, выявляются проблемы в деятельности педагога при внедрении ФГОС; актуализируются необходимые для профессионального роста знания и умения.
(слайд)
На заседаниях МО происходит обмен опытом по обозначенным проблемам. Обмениваясь опытом, воспитатели делятся методами и приемами используемые в своей работе, рассказывают ,каких результатов добиваются, вскрывают наболевшие проблемы, злободневные вопросы, связанные с воспитанием детей с ОВЗ, обсуждают пути решения этих проблем. На протяжении всего учебного года проводятся консультации по организации открытых занятий и мероприятий, ведению документации, самообразованию, организации подготовки воспитателей к проведению аттестации педагогических работников.
(слайд)
Регулярно проводятся посещения и взаимопосещения занятий, внеклассных мероприятий анализируются и вырабатываются рекомендации. . Возросла активность педагогов, их стремление к творчеству, увеличилось число , участвующих в конкурсах различных уровней и инновационных процессах. Каждая методическая разработка мероприятия соответствует требованиям технологии здоровье сбережения, дифференцируется в соответствии с возможностями и способностями воспитанников. Воспитатели систематически применяют мультимедийные презентации, аудио и видеоматериалы.
- Самообразование педагогов организуется на основе диагностики педагогических затруднений.
(слайд)
Систематически на заседания МО приглашаются школьный библиотекарь, которая знакомит с новинками методической, педагогической и дефектологической литературы, психолог который проводит психолого-педагогические практикумы, тренинги направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья, повышение психологической культуры педагогов используя нетрадиционные интерактивные формы работы, инженер по ТБ проводящий инструктажи по охране труда.
В период между заседаниями МО воспитатели самостоятельно работают по плану методического объединения: разрабатывают сценарии открытых занятий и мероприятий, проводят диагностические исследования воспитанности и социализации детей, работают в творческих группах. Современные реалии жизни предъявляют к воспитателю не только материнские чувства любви, заботы о детях, но и заставляют педагога – воспитателя применять информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности. Сейчас воспитатель должен, не только применять компьютер как средство мультимедийного сопровождения, но и применять его как средство управления воспитательным процессом в своей работе. Каждый воспитатель нашего учреждения имеет сой персональный сайт в сети интернет, на котором делятся своим профессиональным мастерством.
Целью работы с молодыми педагогами является методическое сопровождение начинающих воспитателей. С данными педагогами работает не только администрация, но и наставники. Для молодых специалистов в рамках школы оказывается помощь и консультация по структуре написания планов, конспектов занятий. Даются рекомендации по изучению необходимой методической литературы. Результатами работы можно считать то, что результаты оценки педагогической компетентности данных педагогов выросла и имеет удовлетворительный уровень. В течение всего учебного года, в соответствии с планом работы МО воспитателей в рамках воспитательной работы проводятся тематические месячники по всем направлениям воспитательной деятельности.
Самоанализ деятельности воспитателей показывает, что педагоги владеют методикой воспитательной работы с детьми с ОВЗ, применяют в своей работе многообразные, актуальные формы, методы и приёмы. . Они ищут самые оптимальные пути воспитания детей, используют передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс воспитания был радостным, доступным, здоровьесберегающим.
(слайд)
Спасибо за внимание.
Работа МО воспитателей Шахтинской специальной школы-интерната №16
Подготовила
Руководитель МО воспитателей
Самарина Г.В.