Доклад Воспитательная система Шахтинской специальной школы — интерната №16


Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения. Эти изменения требуют новых подходов к определению содержания воспитательной деятельности школы. Для того чтобы школа могла обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, в ней должна существовать система воспитательной работы. Система воспитательной работы – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов школьного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.
В нашей школе обучаются дети-сироты, инвалиды, дети находящиеся под опекой, дети с девиантным поведением. Высока численность ребят из неполных и малообеспеченных семей. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно, в специальной школе-интернате №16 создана такая атмосфера, где ребёнку хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нём будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Педагоги прилагают все усилия, чтобы ребёнок, переступая порог школы, почувствовал, что его здесь ждут. В создании такой атмосферы педагоги школы играют одну из главных ролей. Судьбы воспитанников специальных школ-интернатов, как правило, бывают непростыми. Задача наших педагогов – помочь этим детям стать счастливыми. А для этого необходимо дать им соответствующее воспитание, научить их жить, помочь стать нужными обществу, найти в нем своё место после выхода из школы-интерната.
Правильно построить воспитательный процесс в школе-интернате непросто . В нашем учреждении мы стараемся осуществлять его в двух взаимосвязанных аспектах:
развитие личности ребёнка;
коррекция эмоционально-личностной и интеллектуальной сфер.
При этом весь коллектив старается добиться главного результата – разностороннего развития обучающегося. В основу организации воспитательной работы в нашей школе положена идея о компенсаторном характере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанная Л.С. Выготским. Суть концепции: в каждом ребёнке заложены потенциальные возможности компенсации того дефекта, которым наделила его природа. Поэтому воспитательная работа ориентирована на учёт психофизических особенностей каждого ребёнка. Именно поэтому в основу планирования воспитательных задач положен ряд принципов, позволяющих создать оптимальные условия для реабилитации воспитанников. В целях наиболее эффективного воспитательного процесса воспитательная работа строится на основе психологической теории деятельностного подхода к развитию личности ребёнка, разработанную А.Н. Леонтьевым, которая заключается в личностно - ориентированном подходе , ставящей своей целью развитие личности каждого ребёнка с его недостатками, проблемами, комплексными дефектами.  Вся работа педагогов направлена на то, чтобы воспитанник, имеющий отклонения в развитии, трудности поведения, был социально ориентирован на условия современной жизни, т. е. мог самостоятельно правильно вести себя в различных ситуациях. Задача педагогов - скорректировать недостатки детей в процессе организации воспитательной работы, определяя основные направления воспитательной работы с детьми.
 (слайд)
Созданная воспитательная система «Мы нужны друг другу» помогает педагогическому коллективу более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решение проблемы школы: «Подготовка к самостоятельной жизни через создание условий коррекционно-развивающего пространства для целенаправленной социализации детей, создание реальных стартовых возможностей жизненного самоопределения Система разработана с учётом индивидуальных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям. Цель воспитательной системы – дать каждому школьнику базовое воспитание и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности.
Реализация данной цели обеспечивается решением следующих задач:
гуманизация отношений всех субъектов учебно-воспитательного процесса;
усиление роли воспитания в образовательном процессе;
создание комфортного психологического климата в классных коллективах и группах воспитанников, воспитание толерантности, сознательной дисциплины;
совершенствование работы по организации сопровождения обучающихся, воспитанников школы-интерната;
мотивирование педагогов на овладение новыми формами, методами и приёмами воспитания обучающихся;
формирование информационной компетентности всех участников учебно-воспитательного процесса;
активизация работы по социализации обучающихся, подготовке их к жизни в обществе.
Воспитательная система коррекционной школы-интерната особая система, которая отличается от воспитательной системы обычных школ. Это объясняется круглосуточным пребыванием воспитанников в ее стенах, поэтому воспитательный процесс занимает большую часть их времени. Работа ведется по трем направлениям:
воспитание в процессе обучения;
воспитание во внеурочной деятельности;
воспитание во внешкольной деятельности.
Для проведения более целенаправленной работы воспитателя по оказанию помощи детям в их развитии творческой группой воспитателей разработана Адаптированная программа воспитательной работы.
(слайд)
Вся воспитательная работа условно подразделяется на следующие подпрограммы
Подпрограмма «Дорога в счастливое завтра» коррекционно-развивающего направления:
Цель - создание условий для развития конструктивных коммуникативных умений у детей с ОВЗ.
Подпрограмма « Учусь быть здоровым» спортивно-оздоровительного направления:
Цель – создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике.
Подпрограмма « Я в мире –мир во мне» нравственного направления.
Цель –.социально-педагогическая поддержка и приобщение воспитанников к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Подпрограмма «Мой мир» общекультурного направления:
Цель – Цель: формирование знаний воспитанников об окружающем мире, через развитие познавательного интереса к природе, способность видеть красоту вокруг себя, желание любить и беречь природу.
Подпрограмма « Будущее начинается здесь» социализация:
Цель – воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.
Подпрограмма «Страна развлечений» досуговой деятельности
Цель –развитие способности выбора рациональных способов использования свободного времени, умения направлять свою деятельность на достижение общезначимых целей.
По данной программе, мы надеемся выработать у каждого ребенка конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
В начале и конце учебного года воспитателями и классными руководителями составляется общий график динамики сформированности уровня воспитанности.
Школа –единый обучающий и воспитывающий центр на всех своих уровнях. Выполняя социальный заказ, она делает упор на подготовку выпускника.
Модель выпускника:
личность активная и самостоятельная;
- с навыками культурного поведения;
- с наивысшей реализацией потенциальных возможностей школьника и включение его после школы в трудовую жизнь общества;
Выпускник,
- способный оценивать своё физическое состояние и знающий возможности своего организма;
- умеющий обеспечивать безопасность жизнедеятельности;
- умеющий пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи;
- обладающий навыками самообслуживания и личной гигиены;
- способный вести домашнее хозяйство, готовый к семейной жизни;
- обладающий общетрудовыми умениями и навыками, умеющий выполнять и контролировать ход своей работы;
- обученный профессиональным приёмам труда по определенной специальности в рамках программы школьного компонента;
- адаптированный к условиям социальной жизни.
(слайд)
Важной частью системы воспитательной работы является формирование иукрепление школьных традиций. Школьные традиции позволяют иметь "свой имидж", формируют дух школы, являются объединяющим началом для детей и педагогов.Традиции нашей школы-интерната можно классифицировать следующим образом:
Традиции познавательного характера.
Традиции патриотического направления.
Спортивно-оздоровительные традиции.
Традиции эстетического направления.
Традиции, носящие трудовую ориентацию.
(слайд)
Важной и достаточно хорошо отлаженной деятельностью является функционирование системы дополнительного образования. Дополнительное образование вносит существенный вклад в воспитание воспитанников школы и реализуется во второй половине дня.  В школе работают кружки дополнительного образования:
Хореографическая студия «Флеш» - руководитель Глинская А.С.
Студия ИЗО – руководитель Сидоров А.Б.
«Радуга» -руководитель ГромоваА.Е.
Кружок «Природа и фантазия» - руководитель Малолетова А.И.
Кружок правового воспитания «Закон и мы» - руководитель Коровин А.А.
Спортивный клуб «Олимп» -руководитель Морозов Ю.Г.
Кружок «Хозяюшка» - руководитель Бурцева О.П.
Кружок «Информатика» - руководитель Мышаковский В.ВПоложительными показателями являются:
• Участие детей в городских, областных, всероссийских мероприятиях
• Завоевание призовых мест.
• Педагогическим коллективом ведётся целенаправленная работа по привлечению обучающихся воспитанников к участию в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах.
Методический совет школы-интерната является центром воспитательной системы.
(слайд)
Целью совета является разработка и реализация в воспитании детей с ОВЗ в условиях школы интерната, стратегии и тактики результативно воспитательной системы.
Задачами совета являются:
- координация деятельности педагогического коллектива по реализации концепции воспитательной системы.
- внедрение инноваций в воспитание детей
- сбор и анализ информационного банка данных о состоянии воспитательной системы в школе на данный период и перспективы её развития.
Методические объединения воспитателей и классных руководителей, помогают повышать уровень профессиональной подготовки педагогов, овладевать новыми, более современными методами и приёмами воспитания.
(слайд)
Одно из направлений в нашей воспитательной системе - деятельность органов соуправления. Однако специфика развития личности наших детей не позволяет в полном объеме реализовать эту деятельность. Поэтому важную роль в школьном соуправлении играют педагоги и их заинтересованность в воспитании у детей самостоятельности, справедливости, активной позиции, формировании адекватной самооценки.
Задачи:
1. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, их психологический комфорт
2. Обучение детей правильному общению, развитие коммуникативных функций
3. Воспитание уважения к мыслям других людей, справедливому оцениванию их поступков, стремлению быть полезным.
(слайд)
Большое место в воспитательной системе отведено работе с родителями.
Цель работы: организация сотрудничества родителей и школы в деле воспитания на основе единой педагогической позиции.
Задачи:
Включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;
Правовое просвещение родителей;
Оказание помощи родителями в семейном воспитании;
Совместная со школой организация социальной защиты детей;
 Организация здорового образа жизни ребёнка в семье и школе.
Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь, направленную на обеспечение главной функции воспитательной системы – развитость, целостность личности.
(слайд)
С целью успешной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям жизни в современном обществе школа расширяет связь с социумом. Школа тесно сотрудничает с учреждениями дополнительного образования «Дворец спорта», спортивный детско-подростковый клуб «Олимп», театр «Пласт», кинотеатр «Монитор», «Дом творчества» г. Шахты, клуб «Молодежный» п. Таловый, церковные приходы.С целью оптимизации коррекционно-воспитательной работы с обучающимися  школа-интернат активно сотрудничает с общественными организациями.Сотрудники ГИБДД, КДН, ПДН, , совместно с администрацией интерната и педагогами проводят большой объём воспитательной работы среди учащихся:
- проводят беседы по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних подростков;
- проводятся совместные профилактические акции.
Наша школа готовит своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, наши дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовала существующим в обществе социальным нормам. Говоря об эффективности, созданной в школе системы воспитательной работы, следует отметить, что она действительно функционирует и уже можно оценить сформированность нравственных, коммуникативных, художественных, физических качеств личности наших воспитанников, проявление индивидуальности каждого воспитанника.
Спасибо за внимание.