План-конспект урока по технологии «Правила поведения за столом и в общественных местах»
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Самостоятельная работа учеников
Тесты
Глоссарий
Опорный конспект урока
Литература
Пояснительная записка
Цель подмодуля «Обычаи, традиции, правила поведения» (4ч) – пробудить интерес к национальной культуре, объяснить простейшие правила поведения за столом и в общественных местах, научить использовать знания в реальных жизненных ситуациях.
Задачей является подготовка учащихся к социальным контактам.
В результате изучения подмодуля ученик должен:
Знать местные особенности оформления интерьеров жилых помещений;
Иметь представление о местных особенностях сервировки стола и приготовления пищи;
Знать правила поведения за столом и в общественных местах;
Иметь представление о национальных праздниках и обрядах, национальной одежде.
Подмодуль состоит из 4 уроков – «Национальные и местные традиции оформления интерьера жилых помещений» (1ч, урок-беседа), «Местные обычаи приема гостей» (1ч, урок-беседа), «Правила поведения за столом и в общественных местах» (1ч, урок-объяснение), «Национальные праздники и обряды» (1ч, урок-беседа).
План урока «Правила поведения за столом и в общественных местах»
Проблемность темы является очевидной. Чем нож для рыбы отличается от столового ножа? В повседневной жизни различать их не требуется, но стоит вам прийти в хороший ресторан, и эта информация очень пригодится. Как правильно есть улиток, и какие приборы использовать? Как вести себя на автобусной остановке, магазине, кинотеатре? Что и почему нельзя там делать? Актуальность, полезность видятся в том, что учащиеся узнают правила поведения, руководствуются ими в жизненных ситуациях, знают, как правильно себя вести в общественных местах, учатся контактировать с окружающими.
Технологии, которые могут быть использованы в преподавании проблемного поля подмодуля «Обычаи, традиции, правила поведения» и конкретно урока «Правила поведения за столом и в общественных местах» таковы:
Дебаты – это способ учебной работы, предполагающий своеобразное общение, сотрудничество, способ самовыражения, проявления интеллектуально-нравственного потенциала личности, ее речевой культуры. В результате дебатов ученики развивают: логическое и критическое мышление; навыки устной речи; потребности в познании; уверенность в себе; способность работать в команде; способность объективно оценивать разные позиции; способность концентрироваться на сути проблемы; способность давать быстрые и спонтанные аналитические ответы; способность уметь критично слушать.
Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой учащиеся высказывают свое мнение по проблемам, заданных преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание учениками эссе, тезисов или докладов по предложенной тематике.
Коллоквиум – форма учебного занятия, в ходе которой преподаватель контролирует усвоение учениками сложного теоретического курса, а также процесс самостоятельной работы учеников в течение четверти. На коллоквиум выносится узловые, спорные или особо трудные темы.
Мультимедийные средства – комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих работать с разнородными данными (графикой, текстом, видео и др.), организованными в виде единой информационной среды.
Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и вариантов ответов для выбора. Тесты позволяют проверить знания учеников по пройденным темам.
В рамках теоретических, практических, комбинированных занятий и самостоятельной работы предполагается использование этих форм, для лучшего представления проблемности материала.
Самостоятельная работа учеников
Темы докладов
Местные особенности оформления интерьеров
Столовый этикет
Сервировка стола
Жесты и обычаи разных стран
Национальные праздники
Национальная одежда
Тесты
Перед вами несколько ножей и вилок. Какими приборами вы воспользуетесь сначала:
А) теми, что лежат дальше от тарелки
Б) теми, что лежат ближе к тарелке
2) Если вы хотите попробовать кушанье, которое стоит далеко от вас, то
А) вы сами потянетесь за ним
Б) попросите передать его
3) Вы обедаете в ресторане, где вас обслуживает официант. Вы закончили есть второе и хотите показать это официанту, чтобы он убрал приборы. Для этого вы положите нож и вилку на тарелку:
А) параллельно друг другу ручками вправо
Б) нож (справа) и вилку (слева) острыми концами в тарелку
4) Кто первым встает из-за стола?
А) мужчина
Б) женщина
5) Какие основные 2 правила надо соблюдать в общественных местах (театр, кинотеатр, ресторан)?
А) Шумно веселиться, громко разговаривать
Б) Не шуметь, не мусорить
Текст урока
Тема урока – «Правила поведения за столом и в общественных местах»
План урока:
Мотивационный этап. Постановка цели – знание национальных обычаев, умение ориентироваться в общественных местах, владение столовым этикетом.
Актуализация и фиксирование затруднений. Задать вопросы проблемного характера – можно ли заходить в магазин/кинотеатр/автобус с животным, почему нет, или какие условия должны при этом соблюдаться; как выглядит десертная ложка, и как ее найти, если вы в ресторане, а перед вами полный набор приборов?
Проект выхода из затруднений. Озвучивается тема урока, проводится беседа. Учащиеся делают записи в рабочей тетради, задают вопросы. Можно разделиться на группы и разыграть сценки для закрепления материала.
Текст урока:
Принятие пищи — это не просто утоление голода, это действо, в котором все расписано, все проистекает по своим эстетическим законам. Нарушить их — испортить аппетит окружающим и показать себя в самом невыгодном свете.
На первый взгляд может показаться странным, но именно умение правильно держать ложку и вилку, эстетично и красиво есть может принести немалую пользу в общественной жизни, при решении деловых вопросов. И наоборот, неумение вести себя за столом может отрицательно сказаться на деловой карьере человека.
Даже за столом, где нормы поведения значительно снижены и высокие правила этикета не соблюдаются, хватающий без разбора со всех тарелок лучшие куски, жадно пережевывающий пищу человек производит неприятное впечатление на остальных, вызывает иронические взгляды или насмешки соседей за столом.
Такому человеку будет трудно добиться большого успеха и на работе. Неумение вести себя чаще всего проявляется в мелочах. На одну маленькую оплошность обычно закрывают глаза, на несколько — обращают внимание; множество мелких ошибок свидетельствует о дурном воспитании, неумении вести себя в обществе со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Как же вести себя за обеденным столом?
Человеку, мало знакомому с нормами этикета и впервые попавшему в приличное общество, в течение всего обеда придется выдержать немало неприятных минут и снисходительных улыбок.
Действительно, как держать себя? Что делать с салфеткой? Как взять то или иное кушанье с блюда? Как пользоваться ножом и вилкой и что делать, если вилок не одна, а несколько? Чтобы не ударить в грязь лицом, нужно знать правила поведения за столом.
Самым простым правилам учат еще родители – не разговаривать за столом громко, жевать с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом, не греметь ложкой, размешивая сахар в чае. Но на самом деле таких правил намного больше.
Вот еще некоторые:
• Сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщинам допускается на небольшой промежуток времени опереться на стол локтем.
• Нельзя скатывать хлебные шарики, играть приборами, рюмкой, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать во всю длину ноги под столом и совершать прочие подобные действия.
• В процессе принятия пищи не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову только слегка наклоняют и на эту высоту подносят вилку или ложку. Не приветствуются дутье на горячую еду и напитки, «чавкание», прихлебывание.
• Если запиваете еду каким-либо напитком, то сначала проглотите то, что находится во рту. А прежде желательно протереть губы салфеткой во избежание следов жирных пятен на стакане.
• Неэтично доливать из бутылки только себе. Взяв бутылку или графин, сначала предлагают соседу по столу.
• Сидя за столом, хлеб ножом не режут, а отламывают маленькие кусочки; также нельзя макать хлеб в соус.
• Курица в бульоне — одновременно первое и второе, поэтому сначала едят ложкой бульон, а затем кусочки курицы с помощью вилки и ножа.
• Когда едят паштет, отделяют кусочек вилкой. Намазывать его на хлеб можно только в семейном кругу.
• Суп едят, не наклоняя тарелку. Просто небольшое количество остается на дне. Ни во время еды, ни после нее ложку из супа не выкладывают на стол, а оставляют в тарелке.
• Рыба как в холодном, так и в горячем виде не допускает ножа. Для рыбы существуют специальные приборы.
• Если картофель подан целиком, его не следует раздавливать на тарелке.
• После еды нож и вилку складывают в тарелке параллельно друг другу, ручками в правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут использоваться при приеме следующего блюда, то их кладут на стол.
Как правильно пользоваться ножом и вилкой
• Вилку держат в левой руке, нож в правой.• Нож и вилку держат в руках все время, пока вы едите блюдо, требующее одновременного их применения. Класть их поочередно на стол недопустимо.
• Ножом режут — с него не едят. Это не только не эстетично, но и опасно.
Как пользоваться ложкой
• Ложку принято держать тремя первыми пальцами, причем большой находится вверху.
• Не берите на ложку много супа — он будет стекать через край. Обольете себя и скатерть.
• Ложка служит также для охлаждения супа. На него не дуют, а помешивают ложкой.
• Если возникла необходимость наклонить тарелку, чтобы съесть остатки супа, то делают это по направлению от себя.
• Для того чтобы есть первое блюдо, не издавая при этом неэстетичных звуков, надо подносить ко рту конец ложки, а не ее боковую сторону.
Правильное пользование ножом, вилкой и ложкой — не мелочи, а важная составная часть этикета. Понять это можно лишь тогда, когда сам научишься правильно и непринужденно пользоваться столовыми приборами и когда увидишь после этого неумелые, скованные действия соседа по столу. Дело в том, что отсутствие навыков правильного пользования этими предметами бросаются в глаза сразу, моментально показывая степень воспитанности человека.
Этикет в общественных местах.
Кинотеатр. Нельзя громко говорить, головные уборы следует снять. В кино, в отличие от театра, принято есть конфеты, но, разумеется, не следует грызть громко, шелестеть бумажками и бросать их под стулья.
Театр. Головные уборы и громкие разговоры так же не приветствуются. Поговорить можно во время антракта, но и тогда не слишком громко. Не кричите «бис» после конца действия — «бис» кричат на концерте, там, где можно повторить арию или танец. «Бис» — это просьба к артистам повторить то, что они показали.
В ресторане, кафе. Занимая столик, мужчине не следует забывать подвинуть даме стул и снять головной убор. Как следует поступить, если все столики заняты? Поиск свободных мест лучше поручить метрдотелю, чем делать это самому. В случае отказа сидящих за столиком вы будете испытывать некоторую неловкость перед дамой. И уже совсем плохо, если вам откажут и за следующим столиком. Получив согласие, вы должны поприветствовать сидящих, поблагодарить за оказанную любезность.
Кто знакомится с меню в первую очередь? Сначала дама, потом мужчина. В мужской компании это делает старший по возрасту или положению. Кто делает заказ официанту? Мужчина, предварительно посоветовавшись с дамой.
Если название того или иного блюда вам незнакомо, следует непременно посоветоваться с официантом, что оно собой представляет. Не сделав этого, заказывать незнакомое блюдо не следует.
Если нужно выйти из-за стола по каким-либо причинам, мужчина (женщина) извиняется перед дамой (мужчиной) и выходит из-за стола. Причину объяснять не обязательно. Достаточно извиниться и сказать фразу типа: «Простите, мне нужно выйти на несколько минут».
Как следует расплачиваться в ресторане, если вы пришли туда в компании? Каждый вносит свою долю, в том числе и женщины. Если в ресторан пришли двое мужчин, по счету платит пригласивший.
Если мужчина пришел с женщиной, по счету платит он, независимо от того, кто был инициатором посещения. Если пригласившая мужчину женщина хочет расплатиться сама, она должна оговорить это заранее.
Сколько следует давать на чай? Чаевые официанту составляют обычно 10 процентов от суммы счета. Чаевые дают только бумажными купюрами.
После окончания обеда или ужина мужчина помогает женщине встать из-за стола и пропускает ее вперед.
В гардеробе он надевает пальто первым, затем помогает это сделать женщине. Свой головной убор мужчина надевает только у выхода из помещения.
Хороший тон — это не просто свод правил, придуманных людьми, а искреннее желание человека жить в гармонии с окружающими людьми, избегать конфликтов, и сохранять дружеские отношения.
Глоссарий
Тради́ция — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Обря́д — совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение.
Этике́т — правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем.
Такти́чность — умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других людей ситуаций.
Столо́вый прибо́р — инструмент или набор инструментов для манипуляций с пищей непосредственно за столом, изготавливается из пластмассы, дерева, алюминия, нержавеющей стали, мельхиора или столового серебра. Приборы из столового серебра и мельхиора применяют при сервировке столов на приёмах, банкетах и торжественных вечерах.
Различают:
основные столовые приборы, с помощью которых едят
вспомогательные — коллективного пользования, с помощью которых нарезают, раскладывают или перекладывают кушанья из общего блюда (салатников, блюд, ваз, соусников и др.) в тарелки участников трапезы.
Закусочный прибор (нож, вилка) — подают к холодным блюдам и закускам всех видов и некоторым горячим закускам (жареной ветчине, яичницам, блинам и др.). Длина ножа примерно равна диаметру закусочной тарелки.
Рыбный прибор (нож, вилка) — используют при употреблении горячих рыбных блюд. Рыбный нож — тупой, напоминает лопатку, вилка — с более короткими зубцами.
Столовый прибор (нож, вилка, ложка) — предназначен для первых и вторых горячих блюд. Длина столового ножа примерно равна диаметру столовой тарелки, длина вилки и ложки несколько меньше. Столовые ложки и вилки используют и для перекладывания кушанья из общего блюда в тарелку участника трапезы.
Десертный прибор (нож, вилка, ложка) — подают к десерту. Длина десертного ножа примерно равна диаметру десертной тарелки, ложка несколько короче. Нож уже, чем закусочный. кончик его имеет заострённый конец, вилка имеет три зубца. Десертный нож и вилку используют при подаче сыра, сладких пирогов, яблочного шарлота, арбуза, а десертную ложку — при подаче сладких блюд, не требующих разрезания на части (мороженого, муссов, желе, каш, компотов, ягод с молоком или со сливками и др.)
Кроме того, ложку подают к супам, отпускаемым в бульонных чашках.
Фруктовый прибор
Ложка с длинной ручкой; (нож, вилка) отличается от десертного меньшим размером, вилка — с двумя зубцами. Нож и вилка имеют одинаковую ручку.
Ложка кофейная используется при употреблении чая, кофе с молоком, какао, а также яиц всмятку и «в мешочек», грейпфрутов, фруктовых коктейлей.
Ложка мокко используется при потреблении кофе чёрного, кофе по-восточному. Ложечка с длинной ручкой — для охлаждённого чая и напитков, подаваемых в больших стаканах.
Литература
Технология 6 класс. Обслуживающий труд. Учебник под редакцией Сасовой И.А. –Москва «Вентана-Граф» 2011г.
Павлова О.В. Технология. 5-8 классы (Обслуживающий труд): развернутое тематическое планирование по программе И.А. Сасовой, А.В. Марченко. - Волгоград: Учитель, 2011г.
Тематическое планирование. Технология 5-8 классы по программе И.А. Сасовой, А.В. Марченко. –«Учитель» 2010г, компактдиск.
Технология, обслуживающий труд. Практико-ориентированные проекты 5-8 классы.-«Учитель» 2013г, компактдиск.
Павлова О.В. Технология. Поурочные планы по учебнику И.А. Сасовой 5 класс. – Волгоград «Учитель» 2009г.
Шурупов С.П. Технология. Деловые и ролевые игры на уроке. – Волгоград «Учитель» 2013г.
Гордиенко Г.А. Технология для девочек 5-8 классы, тесты.- Волгоград «Учитель» 2010г.
Боброва Л.В. Технология 5-9 классы (девочки). Уроки с использованием ИКТ, внеклассные мероприятия. - Волгоград «Учитель» 2009г.