Формирование культуры здорового образа жизни в образовательном процессе.
«Формирования культуры здорового образа жизни в образовательном процессе».
Никитина Ольга Владимировна, учитель ОЗОЖ и музыки.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза З.И.Маресевой с. Черкасское Вольского района Саратовской области». Проблема здоровья подрастающего поколения является причиной для беспокойства, как государственных организаций, так и общества.
Здоровье – это центр жизни. Это одно из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития человека и общества. Здоровье нельзя купить ни за какие деньги, его надо сохранять и оберегать с первых шагов жизненного пути маленького человека, в период обучения в школе, а затем в течение всей жизни. Вот этому должен научить предмет, дающий детям информацию по сохранению здоровья. Этот предмет называется ОЗОЖ, программа которого является комплексной и последовательной системой обучения и воспитания наших детей здоровому образу жизни, она призвана сформировать новое отношение ребёнка к своему здоровью, чтобы у него возникла потребность в здоровом образе жизни. Этот предмет является одной из главных составляющих по формированию культуры здорового образа жизни в образовательном процессе. Основатели и составители этой программы М.А.Павлова, М.М.Орлова, М.В.Лысогорская очень продуманно подошли к формированию и последовательности пяти блоков каждого года обучения. Складывается ощущение, что темы одного блока мягко перетекают в другой. Каждый год обучения имеет свой девиз, который определяет общую направленность занятий. Мне нравится, что авторы в составлении учебной программы применили спиральный принцип. Ведь с какой радостью дети обнаруживают в себе познания предыдущих лет. При изучении этого предмета они получают не только знания и навыки, но и потребность вести здоровый образ жизни. Занятия можно проводить в форме лекций, бесед, семинаров, дискуссий. На практических занятиях проводятся тренинги, игровое моделирование, анкетирование, тестирование. Учителя не загоняют в определенные рамки, а предоставляют полную свободу действий и творчества на своих уроках.
Да, я согласна с тем, что основу знаний и поведения ребенок получает дома, в кругу общения и в более широком кругу среды проживания. Как семья, так и школа есть духовный организм, совмещающий поколения. Учитель в школе – друг и помощник, а задача школы – разумно подготовить детей к самостоятельной жизни.
Каждый учитель считает, что его предмет самый главный. А я думаю, что мой предмет важнее всех. И вы вправе задать мне вопрос почему? Да потому, что это не только знания о здоровье, которое получают наши дети, но и подготовка их к взрослой жизни. И наша педагогическая задача – формирование личности, способной максимально и эффективно реализовать себя в современном мире, умеющей творчески относится к возникающим проблемам, обладающей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Программа каждого года обучения состоит из пяти блоков.
Этический блок включает в себя философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной. На этих уроках я стараюсь формировать у детей такие нравственные ценности как забота, ответственность, любовь, красота, гармония, счастье, добро, смысл жизни.
Блок психологического характера формирует понятие о строении и проявлении психики человека, развивает умение приводить в гармонию и единство различные стороны своей личности. Все темы направлены на развитие чувства собственного достоинства, профилактику болезней и умение быть здоровым.
Не менее важным является и правовой блок. Дети должны знать о своих правах и обязанностях, о своём положении в семье и обществе. Нам необходимо научить ребят навыкам правового поведения, правильному пониманию свободы инеобходимости. В нашей школе есть уполномоченный по правам участников образовательного процесса и школьный адвокат. Если ученик считает, что в школе нарушены его права (занижены оценки, недовольство учителей) он вправе просит адвоката защищать его права. Уполномоченный по правам вместе с адвокатом встречаются с одноклассниками и уточняют сложившуюся ситуацию. Далее ребята с правозащитной приемной обращались к нормам закона и делали вывод: можно ли говорить в данной ситуации о нарушении прав обучающегося ребенка. Во всех случаях вопрос решался внутри класса и школы.
Ученическое самоуправление наделенное реальными полномочиями, может выступать в школе в качестве правозащитной структуры. Школьная приемная через собственную активность делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Главное, чтобы у каждого ребенка в школе была возможность защищать свои права.
Содержание семьеведческого блока даёт комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье, развивает навыки грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье, способствует развитию мужественности и женственности.
Медико - гигиенический блок даёт основные знания о гигиене и профилактике болезней, формирует отношение к своему телу как к ценности, развивает навыки ухода за ним, навыки правильного питания, режима труда и отдыха.
Вот сколько жизненно-важных проблем ставит наш предмет перед учащимися и помогает решать их. Родной язык, литература, математика, естествознание, история, иностранные языки – древнейшие и точные дисциплины. Но мой урок (ОЗОЖ) включает в себя знания по всем этим названным предметам, он помогает детям синтезировать разрозненные знания.
Чтобы сформировать твёрдое убеждение в чём-то, научить детей думать о своём здоровье и здоровье близких, учитель ОЗОЖ должен выбрать такие формы и методы, которые помогут ребятам чувствовать себя свободными и раскрепощёнными, расположить их к себе так, чтобы вызвать откровенность и помочь им раскрыться. Для этого в своей практике я использую нестандартные уроки: уроки-лекции, уроки-игры, уроки творчества, уроки-экскурсии, семинары, беседы, дискуссии. Огромное влияние оказывают практические, групповые занятия, на которых используются тренинги, игровое моделирование, анкетирование, тестирование.
Итогом этой работы является осознание старшеклассниками необходимости такого предмета в школе. Вот некоторые отзывы выпускников прошлого года:
- «Я считаю, что уроки здорового образа жизни важны и необходимы, так как они воспитывают в человеке те качества, которые впоследствии ему помогут в жизни. Это такие качества как самоуверенность, развитие логического мышления, правила поведения в критических ситуациях. Этот предмет является «хорошим проводником» в самостоятельную взрослую жизнь».
Ученик 9класса в своём мини-сочинении написал: «На уроках ОЗОЖ мы узнали много нового, учились общаться друг с другом, размышлять, наблюдать, фантазировать и творить. Он учит нас жизни, подготавливает к жизненным трудностям».
- «На уроках раскрывается и укрепляется характер, совершенствуется личность, оцениваются наши поступки».
И ещё одно мнение ученицы 9 класса: «Могу сказать одно: на уроке здорового образа жизни я отдыхала мыслями, состоянием».
После таких высказываний можно с уверенностью утверждать, что наш предмет жизненно необходим. Необходим он и не только детям, но и нам, учителям. Потому что мы тоже не умеем беречь своё здоровье. Учитель – это актёр и режиссёр небольшого театра. От его психологического настроя, доброй поддерживающей улыбки зависит настроение каждого ребёнка, входящего в школу. Я призываю всех учителей беречь и заботиться о своём здоровье, чтобы показать детям положительный пример. Ведь наше здоровье и здоровье ребят зависит от состояния нашей души.
Зло, ненависть – это болезнь, Любовь и добро – это здоровье. Закончить свою статью мне хотелось бы словами «Я люблю вас». Повторите эти слова и вы почувствуете тепло души, в вас откроются новые силы и возможности для работы с молодым подрастающим поколением.