Конспект Непрерывной непосредственно образовательной деятельности с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [С] в словах и простых предложениях Путешествие со снеговиком в зимний лес


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Конспект
Непрерывной непосредственно образовательной деятельности
с применением ИКТ и логопедических игровых
здоровьесберегающих технологий
по автоматизации звука [С] в словах и простых предложениях
"Путешествие со снеговиком в зимний лес"

Подготовлен
учителем – логопедом
Портновой Е.Ф.
с Левокумское
2015 – 2016 уч.г.
Задачи приоритетной образовательной области: «Речевое развитие»
уточнить представления детей о звуке (Ш);
закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в словах, коротких предложениях.
развитие артикуляционной и мелкой моторики;
развитие фонематического слуха;
развитие речевого дыхания.
закрепить умение определять место звука в слове;
развивать внимание, память, мышление и воображение;
упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение.

Задачи ОО в интеграции: «Социально – коммуникативное развитие»
формировать положительную мотивацию на занятии;
воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать
«Художественно- эстетическое»
воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту.
«Познавательное развитие»
закрепить лексическую тему "Осень";
«Физическое развитие»
Закреплять умение детей выполнять движения в соответствии с текстом.
Предпосылки учебной деятельности: развивать любознательность, внимание, дисциплинированность
Развивающая среда для педагога: интерактивная доска, проектор. ноутбук.
Развивающая среда для детей: осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, корзинка, лесные орехи, 6 пеньков , картинки на звук Ш, прищепки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята. Проходите, пожалуйста, в зал. Сегодня к нам пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).
Дети и логопед встают в круг.
Логопед:
Собрались все дети в круг.Я — твой друг и ты — мой друг,Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.Посмотрю на ваши лица,С кем бы мне здесь подружиться?
– Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Мишенька – М...)
В гости в лес вас приглашаю,Поиграть там предлагаю.
Логопед: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела птица, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?
Логопед находит письмо и читает его:
«Ребята, пишет вам Снеговичок. У меня потерялся звук С. Теперь я говорю вот так: шнежинка, штол, шанки. Помогите мне найти потерявшийся звук».
Собирайтесь скорее, В необычный поход,Ждут вас тайны лесные,В лес тропинка зовет.Жду вас в домике лесном,Поиграем, отдохнем.
– Ребята, поможем Снеговику? 
Дети: Да!
Логопед: Давайте отправимся в лес, и поиграем в интересные игры. Но чтобы найти звук «С» необходимо выполнить интересные игры и задания.
По тропинке в лес пойдём,На полянке дом найдём.
Логопед показывает изображение лесного домика.
Логопед: Снеговичок предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Это первое задание.
2. Артикуляционная гимнастика
Упражнения для губ и щек
Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
 Упражнение для языка
Санки-ледянки. Сделать язык «чашечкой».
Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка
Логопед. Молодцы, ребята. Вот мы и выполнили первое задание, разбудили наши язычки. Но нам нужно отправляться дальше. Давайте разомнем наши ладошки.
Массаж пальцев с применением массажера Су – Джок.
Логопед. Ребята возьмите каждый по колечку, сейчас я буду произносить слова, а вы должны выполнять движения, повторяя за мной.
(Дети выполняют движения по стихотворному тексту.)
Медведь в берлоге крепко спит, всю зиму до весны проспит,
Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится – убегает от лисицы.
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с
мизинца правой руки.
Логопед. А теперь возьмите каждый по шарику.
Мелькает он среди кустов, напетлял и был таков.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Логопед: И с этим заданием справились, молодцы. Ребята, снеговичок написал в письме, что он очень любит петь. Поэтому нашим следующим заданием будет распевочка. Посмотрите на экран, внимательно слушайте и запоминайте.
4. Массаж лица
И с этим заданием мы справились, порадовали нашего снеговика, но мы продолжаем путешествие. Давайте сделаем массаж лица.
Ручки растираем (дети потирают ладони)
(хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим Нежно умываем (проводят по лицу сверху вниз)
Пальчики сгребают все плохие мысли (граблеобразными движениями проводят пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем,Сверху вниз мы быстро Их вперед сгибаем,Тянем вниз за мочки, (растирают ушки)
А потом руками,Трогаем мы щечки. (трогают щечки)
Логопед: Теперь мы готовы идти дальше. Давайте, возьмемся за руки, чтоб не потеряться.
В лес по сказочной тропинкеПопадем мы прямиком.
Тропинка, тропинка, ты нас проводиПойдем за тобою, а ты впереди. Здравствуй лес, зимний лес,Полный сказок и чудес!Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?Все открой, не утаи.Ты же видишь, мы свои! Логопед: Ребята, а в какой лес мы с вами пришли? (Зимний, красивый, сказочный, чудесный, волшебный...). И здесь снова нас ждет испытание.
6. Дыхательное упражнение. Снегопад
Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)
А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
Звучит музыкальное сопровождение.
Логопед: Молодцы, ребята. Снеговичок нами доволен. А нас ждет следующая игра. Поиграем?
7. Развитие фонематического слуха
Игра называется "Поймай звук С".
Логопед: приготовьте ушки и слушайте внимательно я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышишь звук «С»:
– снег, – кепка, – самолет, – корова,– коса,– хлеб,– сумка, – куртка,– носок, – собака,– книга, – масло,– санки,– ручка, – нос, – пенал.8. Произношение изолированного звука (с)
Логопед: Все справились с этим заданием, а нас ждет следующее испытание.
«Холодный ветерок» .Зима. На полях, лугах, в лесу лежит снег. Ребята давайте еще раз посмотрим, какой у нас красивый зимний лес. (демонстрация картины   зимнего леса). Зимой дует холодный ветер вот так: [ с-с-с-с ] и сдувает снежинки с деревьев.
Давайте с вами изобразим, как ветер качает ветки деревьев, и будем произносить звук (С) (длительно).
9. Анализ артикуляции звука (С)
Логопед: Вот и нашелся звук «С». Давайте с вами скажем, что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (С)? Посмотрите на экран. (Кончик языка упирается в нижние передние зубы; губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов; зубы сближены или сомкнуты; воздух выдыхаем с силой посередине языка, по «желобку»; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.)
10. Характеристика звука (с)
Логопед: Молодцы ребята, Мы с вами сказали, как нужно произносить звук «С», а теперь нужно дать ему характеристику. риготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (С):
Звук (С) – согласный или гласный? (согласный);
Звонкий или глухой? (глухой);
Твёрдый или мягкий? (твёрдый);
Каким цветом обозначаем? (синим).
Логопед: Найдите на экране символ звука (С).
Дети показывают цветовое обозначение звука (С)
11. Физминутка. (Координация речи с движением)
Логопед. Ребята, снеговичок предлагает нам немного размяться. Вы готовы? Посмотрите на экран.
«Зимняя физминутка».
12. Логопед. Немного отдохнули, и нас ждет следующее испытание.
Упражнение "К какой схеме относится слово"
Определи место звука «С» в названиях картинок. Звук «С» в начале слова, в середине слова или в конце слова. Например: лиса.
Звук с находится в середине слова. Начинаем с первой картинки:
(Дети определяют к какой схеме относятся слова).
И вот что у нас получилось:
13. Автоматизация произношения звука «С» в словах
Логопед: Поиграли, отдохнули, пора в путь и нас ждет следующее испытание.
Посмотрите сколько занесенных снегом пенечков. Они с сюрпризом. Под каждым пенечком еще с осени притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по пенечку и произнести слово с картинки правильно три раза.
(Дети выполняют задание)
Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!
14. Автоматизация звука С в предложениях
Игра «Чьи игрушки?»
Логопед: Посмотрите на экран и познакомьтесь: это Света, Костя, Настя, Саша и Соня. Они очень любят играть. Назови их игрушки и расскажи, чьи они. Например. У Сени сосулька. Это Сенина сосулька .У Светы маска. Это ...У Кости слон. Это ...У Насти лиса. Это ...У Саши самолет. Это ...У Сони сумка. Это ...
Итог занятия
Логопед: Вот мы и пришли к домику нашего снеговика. Снеговичок мы шли к тебе и преодолевали испытания, выполняли задания, но со всем справились наши дети и нашли то, что ты потерял. Ребята, какой звук потерял наш снеговик? («С»).
– Теперь он будет говорить правильно.
Давайте исправим его (Слайд с картинками слов: шнежинка, штол, шанки. Дети называют.)Логопед: Вам понравилось путешествие? Какие трудности мы преодолели с Вами?
Вы все были молодцы, и снеговик приготовил для вас гостинцы. А чтобы вы его не забывали – подарит вам по снежинке. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и тихонько отправимся в нашу группу.