Урок русского языка на тему «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу» УМК «Школа России»
Учитель начальных классов: Тубелис Ольга Анатольевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Добровольское», Новоорского района, Оренбургской области
Открытый урок
(конкурса «Учитель года»)
по русскому языку
во 2 классе
«Правописание буквосочетаний жи-ши,
ча-ща, чу-щу»
Составитель: учитель начальных классов
МОУ СОШ с. Добровольское
Тубелис О. А.
2013-2014 г
Тема. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цель: Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Задачи:
актуализировать правила написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу;
развивать письменные навыки, внимание, долговременную память, устную речь;
воспитывать уважительное отношение к русскому языку.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся характеризовать непарные твердые и мягкие согласные звуки русского языка;
применять правила правописания;
подбирать примеры с определенной орфограммой.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, карточки.
Ход урока
1.Орг.момент.
Учитель: Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки! Доброе утро, мальчики!
Пожелаем гостям доброго утра.
Дети: Доброе утро!
Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке
2. Минутка чистописания.
Учитель -Начнем урок с минутки чистописания. . Щщ ща
3. Словарная работа.
Товарищ, щавель, метель. (Выделите орфограммы, поставьте ударение)
4. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Друж.ть, защищ.ть, ч.десный, пуш.стый.
Учитель:-Проверим написанное; оцените свою работу.
- Какие задания можно выполнить с данными словами.
Дети: поставить ударение, подчеркнуть орфограммы.
Учитель:- С какими орфограммами мы встретились? (ответы детей)
- На какие группы можно разделить эти согласные [ж], [ч], [ш], [щ]
Дети: звонкие и глухие, мягкие и твердые.
Учитель: Назовите всегда мягкие звуки ([х] [щ])
Назовите всегда твердые звуки. ([ж] [ш])
Учитель: Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.
Жили-были на свете шипящии Ж,Ш,Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У,Ю,Ы, И,А,Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Вышло водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящии во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные – Ы,Ю,Я. Искали, искали. С ног сбились, до вечера искали, но так и не нашли. Обиделись шипящии – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда они не стоят вместе, а только так: жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Учитель: -Определите тему сегодняшнего урока. ( ответы детей).
- А как вы думаете, почему мы опять возвратились к этой теме? (ответы детей)
-Давайте сформулируем цель нашего урока (повторить, закрепить..)
-Каким образом можем достичь этой цели? (выполняя упражнения, повторяя правила, записывая слова)
Анимация (диск)
Учитель: -Что нового узнали? (Ответы детей)
5. Физминутка.
6.Работа по теме урока.
Сейчас сыграем в игру «Найди место». (диск)
Самостоятельная работа.
- Ребята, вы знаете кто такой Незнайка? Однажды он писал сочинение о том, как он провел лето и вот , что у него получилось
Летом я со своей сабакой булькой был на даче. Дачя была у леса. Утром я пошёл на речьку. Над водой кружылис чяйки. Я поймал щюку и два лещя.
-Вам понравилось сочинение? А что в письме не так? Исправьте.
Какое правило не знал Незнайка? (правило на слайде)
Работа в группе:
1 группа:
вставить пропущенные буквосочетания
Летела сорока лесом,
Глядела на все с интересом,
Все видела, все приме . . ла
И всем обо всём сооб . . ла
2 группа:
вставить пропущенные буквосочетания
Белый снег пу . . стый
В воздухе кру. . тся
И на землю тихо
Падает, ло . . тся.
3 группа:
вставить пропущенные буквосочетания
Царь Салтан дивится . . ду:
«Если только жив я буду,
. . дный остров наве . . ,
У Гвидона пого »
4 группа: Измени слово так, чтобы они обозначали много предметов. Напиши. Образец: карандаш - карандаши
Гараж -
Шалаш -
Груша -
Морж -
Ерш -
Этаж –
5 группа:
Составьте слова используя буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Лы . . , . . раф, . . на, мы . . , . . ка, ту . . , у . . .
Проверка: Диск
7. Рефлексия учебной деятельности.
- Давайте вспомним, какую цель ставили. (Повторить правописание буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Как считаете достигли? С какими трудностями столкнулись при достижении цели?
Так почему же в буквосочетаниях мы пишем гласные И, А, У?
ЭТО ТРАДИЦИОННОЕ НАПИСАНИЕ.
Кто считает, что у него все получилось, поставьте
- У кого получилось, но не все
- Кому еще нужно поработать
- Молодцы, ребята!
8. Домашнее задание:
Учитель: Запишите в тетрадь по 2 слова на каждое правило.
Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!
15