Развитие общеучебных навыков и умений учащихся как элемент социализации
Развитие общеучебных навыков и умений учащихся в процессе социализации обучения.
Загорская Л.В. –
учитель физики
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.
Без знания законов природы, без умения пользоваться ими невозможно безопасное и продуктивное существование личности.
Физика является важнейшей составляющей культурологического образования человека. И основная задача курса физики в рамках этого подхода – трансформировать физические законы на человеческие проблемы.
Реализация концепции практико-ориентированного подхода в обучении позволит сделать физику не «сухой», а инструментом, с помощью которого ученик может объяснить многое, что происходит вокруг него в природе и жизни и чувствовать себя частью этого единого, что мы называем “мир вокруг нас”.
Современной школе предъявляют сегодня новые социальные требования. Они заявлены в Концепции модернизации российского образования. Основные направления модернизации:
деятельностный характер образования;
личностная ориентация обучения;
востребованность результатов образования в жизни.
Добиться положительных результатов в достижении поставленных целей могут помочь особенности нашего предмета:
физика является фундаментом естественно–научного образования, философии естествознания и научно–технического прогресса;
физика, имея своей предметной областью, общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира, оказывается источником и основой интерактивных тенденций в современных науках о природе;
физике принадлежит решающая роль в формировании научного миропонимания на основе последовательного применения метода научного познания мира;
физика оказывает наиболее глубокое и широкое воздействие на развитие интеллектуальных умений школьников, формируя и развивая познавательные интересы и творческие способности учащихся.
Все выше перечисленные особенности предмета помогают учителю формировать развитую личность, способную к творческому осмыслению, освоению и применению научного опыта предшествующих поколений; готовой к сознательному выбору дальнейшей профессии; умеющей адаптироваться в мире быстро меняющихся технологий; способной прогнозировать последствия своей деятельности и критически ее оценивать; сохраняющей интерес к миру природы и готовность к получению нового знания.
Естественно-научное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с другими компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе.
Однако в последние десятилетия в обществе интерес к физике у значительной части учащихся заметно упал.
Поиски путей развития этого интереса – одна из главных задач физиков-педагогов. Уровень сформированности мотивации является важным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса. Использование современных технологий при изучении физики способствует решению этой проблемы. Для того чтобы у школьников появился интерес к предмету, необходимо показать практическую значимость физических законов и понятий.
Учителя используют различные формы проведения уроков, внеклассных мероприятий по физике с целью развития интереса к предмету, формирования познавательной мотивации школьников.
Учебный процесс в значительной мере должен способствовать появлению у учеников стремлению к применению полученных знаний и умений в нестандартных, новых ситуациях.
Таким образом, необходимо обеспечить:
развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления;
умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов;
развитие творческих способностей учащихся;
раскрытие роли физики в современной цивилизации;
помощь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.
Как же можно создать условия, чтобы сформировать личный опыт: опыт анализа и синтеза, опыт открытий и разочарований, опыт постижения окружающей действительности? Создавая в классе атмосферу поиска, познания действительности доступными ученику способами; ставя его в условия, когда он сам должен предложить и обосновать свой способ исследования – мы создаем ту самую образовательную и воспитательную среду, в которой формируется само реализующаяся личность. Роль учителя двояка: с одной стороны – он организатор и управляет образовательной средой, с другой стороны, учитель – часть образовательной среды, ее активнейший фактор. Лишь в этом смысле личность педагога существенна для достижения целей обучения и воспитания.
Учителю необходимо преобразовывать учебный процесс – из скучного однообразного в радостный, охотно выполняемый. Одним из путей достижения этого является разнообразие педагогических технологий, применяемых в учебном процессе. Наиболее всего интересна для учащихся либо поисковая, исследовательская деятельность, либо деятельность, предполагающая свободный выбор задания, так как именно в этом случае учащиеся чаще всего достигают успеха.
Активность учащихся сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологии. Например, в игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, активизирующие деятельность учащихся.
Всем нравиться делать то, что легко и хорошо получается. Поэтому дети охотнее выполняют такие задания, которые не являются обязательными или сложными. Каждый учитель понимает, что, обучая детей работать самостоятельно, творчески, необходимо учить их справляться и с трудными задачами, а значит, учить их быть успешными в жизни.
Физику в нашей школе дети начинают изучать с 7 класса. Первое, с чем сталкивается учитель – это то, что ребята действуют по определенному алгоритму, что вообще хорошо, но при этом пока еще не могут работать с учебником, с дополнительной литературой, самостоятельно делать выводы из прочитанного, наблюдаемых опытов. Эти навыки особенно необходимы в старших классах, а также при поступлении вуз.
Задача – научить школьников самостоятельно приобретать и углублять знания связана, в частности, с правильной и умелой их работой с книгой, чтобы овладеть соответствующими навыками, необходима целенаправленная работа ученика с учебником и, прежде всего, на уроке.
Учебники в руках учащихся рассматривают как вид самостоятельной работы, который классифицируют как элемент изложения учителем нового материала, когда одно объясняется, а другое изучается самостоятельно; самостоятельные работы по закреплению и совершенствованию знаний; опережающие работы.
Default Paragraph FontTable Normal
No ListNormal (Web)Times New RomanCourier New