Классный час Имею право на права

















































Цель:
- обобщить знания детей об основных правах ребенка и его обязанностях;
- развивать познавательные способности учащихся, их кругозор;
- способствовать формированию у учащихся правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Задачи:
- научить применять права в жизни;
- воспитание чувства причастности к правовому сообществу;
- помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав

Ход классного часа
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я с вами поздоровалась, а это значит, что я пожелала вам здоровья. Очень хочется, чтобы наш классный час прошел в хорошей, доброжелательной обстановке.
А теперь вы пожелайте друг другу здоровья, поздоровайтесь.
Скажем, здравствуйте – глазами,
Скажем, здравствуйте – руками,
Скажем, здравствуйте – мы ртом,
Станет радостно кругом.

Учитель: А чтобы нам ближе познакомиться я предлагаю вам небольшую - игру разминку «Расскажи о себе». Каждый из вас должен кратко и интересно представить свою индивидуальность. Начну с себяМеня зовут Вероника Анатольевна.

Спасибо, ребята. Познакомившись с вами, я заметила, что все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Но тем не менее, все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет.

Для того чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам внимательно просмотреть видеоролик и вслушаться в слова стихотворения, для того, чтобы вы смогли назвать тему нашего классного часа.

Я – ребенок, я – человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею пава на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права на то, чтоб жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтоб Мир на Земле царил везде и всегда.
Я имею права, чтобы в доме моем никогда не случилась беда.

Вы послушали стихотворение, а теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего классного часа. .
Правильно, ребята. Мы с вами сегодня вспомним о ваших правах и обязанностях, вспомним основные документы, законы, защищающие данные права. Итак, тема классного часа звучит так: «Имею право на права».
Сегодня мы постараемся обобщить ваши знания об основных правах ребенка и его обязанностях и научимся применять эти права в жизни.
Учитель: Первый документ, о котором пойдет речь – «Декларация прав человека». Что означает слово «декларация»? О чем в этом документе говорится? (Ответы детей). Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе говорится о том, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование.
Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защищать себя сами, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Как вы понимаете слово «конвенция»? (Ответы детей) Конвенция – это договор, т.е несколько стран договорились защищать права детей. А в каком году и кем был разработан и принят этот документ? Разработан и принят ООН в 1989 году. А значение конвенции заключается в том, что в ней впервые описаны права детей.
А кто является ребенком? Правильно, ребенком является лицо не достигшее 18-ти лет. Значит и вы тоже дети.
Скажите, ребята, а какие права есть у детей, а значит и у вас?
- дети имеют право на имя и гражданство;
- дети имеют право жить с родителями;
- дети имеют право на медицинскую помощь;
- дети имеют право на обучение;
- дети имеют право на отдых;
- дети имеют право на охрану и защиту.
Учитель: Молодцы, ребята.
Я предлагаю вам прослушать небольшие сценки – ситуации. После чего вы скажете, как бы вы разрешили ситуации, представленные в них.
Ситуация 1.
Мама: Сынок, я ухожу на работу. А ты поешь, помой посуду, приберись.
Сын: Мама, у меня завтра контрольная. К тому же Конвенцией я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Предположительный ответ детей: самообслуживание не может быть препятствием в самообразовании.

Ситуация 2.
Мама: Сколько раз тебе говорила – после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Она действует всем на нервы!
Сын: Но мама! Ты же все равно в 10 еще не спишь!
Учитель: Каким правом пользуется сын? Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей?
Предположительный ответ детей: Сын пользуется правом на отдых и досуг. Но он ущемляет права других на отдых.
Учитель: О какой важной обязанности он забыл?
Дети: Он забыл о том, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права других.


Учитель: А теперь давайте поговорим об обязанностях. Как вы думаете, есть ли у вас обязанности?
Ответы детей:
- соблюдать законы
- охранять природу
- защищать Отечество
- заботиться о родителях
- получить образование.

Учитель: Правильно. Молодцы, вы и обязанности хорошо знаете. А знаете ли вы, как называется главный закон нашей страны?
«Конституция РФ». В ней и говорится об обязанностях.
Молодцы. Предлагаю вам музыкальный конкурс. Ребята, послушайте песни и скажите, о каких правах и обязанностях в них идет речь.
1. «В каждом маленьком ребенке» (право на всестороннее развитие)
2. «Дуэт Черного Кота и Злого Пирата» (дружить с тем, с кем хочет)
3. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний)
4. «На крутом бережку» (право на отдых)
5. «Наташка-первоклашка» (право на образование)
6. «Я служу Росси» (обязанность встать на воинский учет)

Учитель: Очень хорошо, ребята. На этой музыкальной ноте мы заканчиваем наш классный час. Мы с вами отлично поработали. Я надеюсь, что вы сегодня пополнили свои знания о правах и обязанностях.

(Рефлексия) Хочу обратиться к вам с такими словами.
Ребята, вы юные граждане России и вам предстоит «открыть» дверь в новый век и жить в третьем тысячелетии. И от того, какими вы вырастете, во что будете верить, зависит судьба нашего Отчества, а может быть и всего мира. Хочется надеяться, что ваше поколение сделает мир лучше, добрее, разумнее. Знания о Правах помогут вам в этом.
Мы сегодня много говорили с вами о правах и обязанностях. А сейчас я хочу спросить у вас:
Что вам, на ваш взгляд, показалось интересным сегодня?.......
Услышали ли вы сегодня что-то новое, о чем раньше не знали? ..
Продолжите, пожалуйста фразу: «В дальнейшем я буду»
Учитель: Вот и закончился наш урок. Чтобы вы не забывали о том, на что вы имеете право, и чего вы не обязаны делать я оставляю вам, для вашего классного уголка ПАМЯТКУ со словами известного американского психолога Заслоффа.
Сегодня для меня зажглись вот такие новые индивидуальные и яркие звезды в вашем лице.
И помните: заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как вы хотите, чтобы уважали ваши!
Спасибо всем за работу! Всего доброго! До свидания!

Классный часTimes New Roman