Конспект урока на тему: Развитие речи. Работа с деформированным текстом.


Дата: Класс: 4
Предмет: Коррекция недостатков речевого развития
Тема: Развитие речи. Работа с деформированным текстом.
Цели: 1. Образовательная: Конструировать предложения из слов, текст из предложений.
2.Коррекционые: Развитие речи на основе конструирования предложений, умения составлять логическую связь между словами в предложении. Расширение кругозора учащихся, активного словарного запаса.
3. Воспитательные: Воспитание истинной доброты, любви к природе.
Ход урока:
Организационный момент
Тема нашего урока развития речи - работа с деформированным текстом. Творить сегодня будем в группах.
Разминка
- А начнем урок с разминки. Чем похожи слова? «Кто больше» найдет общего за 3 минуты?
Король, спасал, больной, кормил, птенец (это самостоятельные части речи, в единственном числе, в мужском роде, ударение на 2 слог, 2 слога, начинаются на согласный звук, орфограмма безударный гласный и др.)Составление предложения
- Используя эти слова, меняя форму, (можно добавить 1-2 своих слова), составьте предложение.
- Какое более удачное? (используя слова: спас, накормил)
Реальность или вымысел?
- Речь в данном предложении идет о реальном событии или это предложение из сказки? Докажите свою точку зрения.
- А в некоторых странах и в наше время правят короли. Например, Бельгия, Испания, Норвегия, Швеция.
Составление предложений. Групповая работа.
- А теперь каждая группа получает свои слова, из которых надо составить предложения.
Работа с карточками 1 (устно, расставляя цифры над словами карандашом).
ФизминуткаСоставление текста. Работа на карточке. Групповая работа. (Карточка 2)
- А теперь из этих предложений, которые вы составили, надо собрать текст. Проставьте номера перед предложениями, чтобы получился связный текст.
Работа над структурой текста
- Из чего состоит текст? (структура: вступление, основная часть, заключение)
- Проанализируйте структуру текста (нет вступления и заключения)
- Выберите начало из предложенных:
1) Жил-был король. Была у него красавица-дочь. Решил он найти ей достойного жениха.
2) В одной стране жил король. У него было доброе сердце.
3) Однажды утром встал король в отличном настроении. Приказал подать на завтрак королевский омлет.
Обсуждение вариантов.
Конец сказки
- Оцените действия короля.
- Если бы вы были тем мудрецом, что бы вы сказали королю.
- Что бы вы предложили королю?
- Больше вреда или пользы природе принес поступок короля? Используйте в своих ответах следующие обороты: Мне кажется, … Я (не) согласен … Я хочу добавить…
Чтение концовки сказки из оригинала
Король повторил:
- У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.
- Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов? - спросил король.
- Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. У Вас доброе сердце, но никто им не принес столько зла, сколько Вы.
- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный король.
На это мудрец ответил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо.
- А теперь придумайте свой заголовок. (Китайская сказка «Добро без ума»)
Подведение итогов
-Что нам нужно было сделать на уроке?
-Мы справились с задачей?
Карточка 1
, что стреляют узнал мальчишкикак-то разптицон
4) и король объявление долго такоеразмышлял придумал
принесётгорсть живую во дворецктоптицу , тотрисаполучит
3) этонаставилиуслышалимножествов лесумальчишкиловушек и
7) комнатыголубямивскоре, синицамидворцовыенаполнились, чижами
и тутудивилсяемумудрецкороля , зачемнавестилиптицстолько
5)мнене стреляютих, аэтобольшеживымимальчишкиптицприносят
Карточка 2
______ - Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
______ И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц.
______ Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек.
______ Долго размышлял король и придумал такое объявление:
______ - Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
______ Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц.
______ Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами.
Сказка
В одной стране жил король. У него было доброе сердце.
Как-то раз он узнал, что мальчишки стреляют птиц. Долго размышлял король и придумал такое объявление: - Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса. Услышали это мальчишки и наставили в лесу множество ловушек. Вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями, синицами, чижами. И тут короля навестил мудрец и удивился, зачем ему столько птиц. - Это мальчишки больше не стреляют птиц, а приносят мне их живыми.
Король повторил:
- У меня доброе сердце, так я спасаю птиц от мальчишек.
- Кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов? - спросил король.
- Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. У Вас доброе сердце, но никто им не принес столько зла, сколько Вы.
- Ах, как трудно быть добрым! - воскликнул огорченный король.
На это мудрец ответил:
- И добро надо делать с умом. Ум без добра - плохо.