Конспект урока по познанию мира на тему Ориентирование по компасу. Практическое занятие. (2 класс)
Познание мира. 2 класс.
Тема: Практическое занятие: определение сторон горизонта по компасу.
Цель: формировать умения в определении сторон горизонта.
Планируемые результаты (задачи):
Обучающие: создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности по компасу;
Развивающие: создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей; умение выделять главное, анализировать и делать выводы; создать условия для развития творческих способностей;
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности.
Оборудование: дневники наблюдений, компасы, презентация, компьютер, экран, индивидуальный тест для слабых уч-ся, раздаточный материал для работы в группах, сказочные герои
Тип урока: урок-практикум
Методы: словесный, наглядный, групповая работа, ИКТХод урока
1.Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок
Начинается урок
У нас урок познания мира.
2.Мотивация.
- На уроке вам предстоит хорошо потрудиться, чтобы многое узнать, вспомнить и запомнить.
3.Актуализация знаний.
- Я попрошу, тех ребят у кого на парте лежит карточка с тестом выполнить этот тест, а остальных открыть дневник наблюдений.
Дифференцированная работа.
(Слабым детям тест по д/з. Сильным - фронтальный опрос.)Тест.
1.Видимая часть земной поверхности – это…
А) линия горизонта
Б) компас
В) горизонт
2.Линия, где небо сходиться с землёй – это…
А) горизонт
Б) линия горизонта
В) сторона горизонта.
3.Прибор для определения сторон света – это…
А) подзорная труба
Б) компас
В) термометр
4.Основные стороны горизонта – это…
А) С., Ю., Ю-З.,
Б) С., Ю., З., В.
В) С., Ю., З., С-В.
5.Сколько промежуточных сторон горизонта?
А) 4
Б) 3
В) 5
Фронтальный опрос.
«Дневники наблюдений»
-Дайте характеристику погоды за сегодняшнее число.
- Какая осень наступила? (поздняя)
-Подберём эпитеты к словосочетанию поздняя осень. (Глубокая, запоздалая)
- Если бы вам нужно было сориентироваться на местности, как бы вы это сделали?
- Каждому ли человеку необходимы эти знания? Для чего?
4.Сообщение темы и цели урока.
«Мозговой штурм»
- Ребята, послушайте стихотворение, которое я прочту. В нём встретятся слова-ориентиры, которые помогут вам догадаться, какая тема нашего урока.
СЛАЙД
«Бывало в сказках старый столб
Вещал богатырям:
Пойдёшь направо – конь падёт,
Налево – сгинешь сам,
А прямо – ждёт тебя успех
На всём твоём пути…»
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Ориентирование по компасу).
СЛАЙД
- Что же такое ориентирование? (Предположения детей)
Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве или определять направление сторон горизонта.
- Какую цель мы поставим перед собой на урок? (Учиться ориентироваться в пространстве по компасу).
5.Работа в группах. Игра «Ассоциации»
СЛАЙД
(На экране слова: север, юг, запад, сегодня, восток, завтра, северо-запад, послезавтра, юго-восток, неделя, месяц.) – Слова выведены на экран.
Задание:
- Поиграем в игру «Ассоциации». Прочитайте слова на слайде. Подумайте и запишите по, какому признаку вы их разделите на группы.
- Проверим. (Спикеры групп зачитывают, объясняя, почему разделили так.)
- Какой вывод можем сделать?
СЛАЙД
Вывод: одна группа слов позволяет ориентироваться во времени, а другая – в пространстве.
Оцените себя в листе самооценивания- Молодцы! Давайте отдохнём.
6.Физкультминутка.
Просмотр фрагмента мультфильма «Путешествие муравья»
- Сейчас я вам покажу фрагмент мультфильма «Путешествие муравья». Просмотрев его, выполним работу в группах.
ПРОСМОТР
7.Практическая работа в группах по ориентированию.
- Я предлагаю каждой группе выполнить задание, данное на карточке. И глядя на свой рисунок, который у вас получится, определить в каком направлении должен лететь муравей, чтобы оказаться в муравейнике.
(На партах: белый лист бумаги, изображение берёзы, муравейника и листочка, на котором сидит муравей.)
Задание:
1 группа.
Берёза находиться на северо-западе – С-З (приклейте её)
Южнее берёзы находиться муравейник (приклейте его)
Глядя на свой рисунок, определите, в каком направлении должен лететь муравей, чтобы оказаться в муравейнике.
2 группа.
Берёза находиться на юго–западе – Ю-З (приклейте её)
Восточнее берёзы находиться муравейник (приклейте его)
Глядя на свой рисунок, определите, в каком направлении должен лететь муравей, чтобы оказаться в муравейнике.
3 группа.
Берёза находиться на северо-востоке – С-В (приклейте её)
Западнее берёзы находиться муравейник (приклейте его)
Глядя на свой рисунок, определите, в каком направлении должен лететь муравей, чтобы оказаться в муравейнике.
4 группа.
Берёза находиться на юго-востоке – Ю-В (приклейте её)
Западнее берёзы находиться муравейник (приклейте его)
Глядя на свой рисунок, определите, в каком направлении должен лететь муравей, чтобы оказаться в муравейнике.
5 группа.
Берёза находиться на западе – З (приклейте её)
Южнее берёзы находиться муравейник (приклейте его)
Глядя на свой рисунок, определите, в каком направлении должен лететь муравей, чтобы оказаться в муравейнике.
6 группа.
Берёза находиться на севере – С (приклейте её)
Южнее берёзы находиться муравейник (приклейте его)
Глядя на свой рисунок, определите, в каком направлении должен лететь муравей, чтобы оказаться в муравейнике.
ПРОВЕРКА.
Спикеры вывешивают свои рисунки, читая задание.
- Что надо знать, чтобы ориентироваться в пространстве?
ВЫВОД: для того, чтобы ориентироваться в пространстве, надо знать стороны света.
Оцените себя в листе самооценивания8.Физкультминутка.
9.Постановка проблемы.
- Предлагаю задание, в котором дан точный маршрут. (Вызываю одного ученика)
Пойди, пожалуйста, на север.
- Почему ты испытываешь затруднения? (о.д.)
Повторение.
- Что такое компас?
Практическая работа. В рабочей тетради с.14-15.
- Как правильно пользоваться компасом? Расставьте цифры в порядке выполнения работ:
–снять с предохранителя;
–поворачивать компас;
–положить на ровную поверхность;
–установить синий конец стрелки на С, а красный на Ю.
ПРОВЕРКА по СЛАЙДУ.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ
Пользоваться компасом, если есть рядом железные предметы;
Вблизи линий электропередач и во время грозы.
Оцените себя в листе самооцениванияРешение проблемы.
Вызываю опять того же ученика.
- Теперь ты можешь пойти на север?
Практическая работа.
- Определите, в какой стороне находятся сказочные герои, используя компас. На каждого учащегося по одному сказочному герою. (Герои развешаны по классу. Они определяют местонахождение героев по компасу.)
ПРОВЕРКА
Оцените себя в листе самооценивания - Так для чего же служит компас?
Вывод: компас служит для определение сторон горизонта.
10.Рефлексия. Итог урока.
- Возьмите листочки и ручки. От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад, 2 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3 шага на запад.
- Что получилось? (5)
- У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта.
11.Д/з
Карточка.
Задание: Составьте и запишите обратный путь сказочного героя.
«Он вышел из своего домика ранним утром и отправился в путешествие. Сначала он медленно брёл на юго-восток, пока не увидел высокое дерево, от него он быстро пошёл на север, где его ждал друг. Когда они встретились, то решили пойти вместе на юго-запад, так как там находился замок принцессы, которую друзья хотели спасти. Они выручили принцессу и отправились в обратный путь.
Лист самооценивания.
Игра «Ассоциации» Практическая работа «Путешествие муравья» Практическая работа в тетради «Компас» Определение нахождения сказочных героев Рефлексия
Пятёрочка Итого баллов:
«5» - если все слова распределили правильно;
«4» - если допустили 1-2 ошибки;
«3» - если допустили 3-4 ошибки;
«2» - если допустили 5-6 ошибки; «5» - если все предметы распределили правильно;
«4» - если допустили 1 ошибку;
«3» - если допустили 2 ошибки;
«5» - если всё распределили правильно;
«4» - если допустили 1 ошибку;
«3» - если допустили 2 ошибки;
«2» - если допустили 3 ошибки; «5» - если всех героев определили правильно;
«4» - если допустили 1 ошибку;
«3» - если допустили 2 ошибки;
«2» - если допустили 3 ошибки; «5» - если получилась пятёрочка;
«4» - если допустили 1 ошибку;
«3» - если допустили 2 ошибки;
«2» - если допустили 3 ошибки; от 25 до 23 баллов 5
от 22 до 21 болла 4
от 20 до 17 баллов 3