Исследовательская работа учащихся на тему «Художественные особенности поэмы Р.Рождественского «Реквием»


XII Республиканские Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения
Исследовательская работа по теме:
«Художественные особенности поэмы Р.Рождественского «Реквием»
(секция русской литературы)
Выполнили работу:
Ярмухаметов А.А., Сибгатова А.Р., учащиеся 5 класса МБОУ «Тетюшская татарская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель:
Хайруллина Л.И., учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
г. Тетюши - 2015г.
Тема: «Художественные особенности поэмы Р.Рождественского «Реквием»
Обоснование темы.
В этом году мы празднуем 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Среди художественных произведений на военную тематику особое место занимает поэма Роберта Рождественского «Реквием». Впервые мы услышали ее в исполнении знаменитых актеров А. Джигарханяна и М.Булгаковой на уроке мужества.Поэма произвела на нас и на наших одноклассников сильное впечатление. Это величественное произведение звучит как призыв хранить светлую память погибших на полях сражений за свою Родину. С замиранием сердца, со слезами на глазах слушали поэму и наши родители. Никто не может оставаться равнодушным к ней. Почему? В чем сила ее воздействия? Какие художественные особенности можно выделить, и как они влияют на раскрытие основной мысли поэмы? Это нам стало интересно, и мы решили исследовать этот вопрос.
Проблемы:
Каковы художественные особенности поэмы Р. Рождественского «Реквием»?
Какова роль изобразительно-художественных средств в поэме?
Гипотеза:
Система художественно-изобразительных средств нацелена на глубокое и всестороннее раскрытие идеи поэмы и способствует эмоциональному воздействию произведения на читателя.
Цель исследования:
Определить, какую роль играют изобразительно-художественные средства в передаче мыслей и чувств автора? В чем сила воздействия этого произведения? Что помогает автору достучаться до сердец?
Задачи:
Ознакомиться с историей создания поэмы;
Прочитать поэму и определить главную мысль;
Проанализировать художественные особенности поэмы;
Определить роль изобразительно-выразительных средствв поэме.
Методы исследования: чтение произведения, анализ, просмотр видео, изучение научно-популярной литературы.
Ход исследования
1 этап. Изучение научно-популярной литературы (в т. ч.материалов из интернета)
1. Мы прочитали книгу Роберта Рождественского «Радиус действия», поэму «Реквием», биографический материал о поэте на различных сайтах и узнали много интересного о жизни и творчестве этого поэта. Он родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Алтайского края в семье военнослужащего. В девять лет оказался в детском доме – родители ушли на фронт. Отец у него был военным, а мать – врачом. Приведем отрывок из автобиографии поэта: «Отец и мать ушли на фронт. Война затягивалась. Для нас, пацанов, она была в ежедневных сводках по радио, в ожидании писем с фронта, в лепёшках из жмыха, в цветочных клумбах на площади, раскопанных под картошку. А потом – уже в конце – она была ещё и в детских домах, где тысячи таких, как я, ждали возвращения родителей. Мои – вернулись. Точнее - взяли меня к себе».
2. Ещё мы узнали историю создания поэмы «Реквием». Роберт Рождественский пишет: « Одна из поэм «Реквием» - особенно дорога мне. Дело в том, что на моем письменном столе давно уже лежит старая фотография. На ней изображены шесть очень молодых, красивых, улыбающихся парней. Это – шесть братьев моей матери. В 1941 году самому младшему из них было 18 лет, самому старшему – 29. Все они в том же самом сорок первом ушли на фронт. Шестеро. А с фронта вернулся один. Кем бы они стали? Они успели только стать солдатами. И погибнуть. Я писал свой «Реквием» и для этих шестерых, которые до сих пор глядят на меня с фотографии. Писал и чувствовал свой долг перед ними».
3. В «Толковом словаре» узнали значения многих слов:
Реквием – это траурное, заупокойное песнопение в церковном богослужении; музыкальное произведение траурного характера. Посвящен памяти умерших.
Патетический – страстный, взволнованный, исполненный пафоса;
Пафос – воодушевление, подъём, энтузиазм;
Оратор- тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия;
Риторика–напыщенная, словесно украшенная речь;
Экспрессия– выражение чувств,переживаний, выразительность;
Афоризм– краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение;
Рефрен– стих или строфа, в определенном порядке повторяющиеся в стихотворении;
Риторический вопрос -это фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя к тому или иному явлению;
Риторическое восклицание-это фигура, в которой в форме восклицания содержится утверждение. Риторические восклицания усиливают в сообщении выражение тех или иных чувств; они обычно отличаются не только особой эмоциональностью, но и торжественностью и приподнятостью;
 Риторическое обращение — это стилистическая фигура, состоящая в подчеркнутом обращении к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи. Оно служит не столько для называния адресата речи, сколько для выражения отношения к тому, о чем говорится в тексте;
Гипербола  (в пер. с греч. — преувеличение) — это образное выражение, содержащее непомерное преувеличение какого-либо признака предмета, явления, действия.
4. Узнали, что известный русский композитор Д. Кабалевский на основе «Реквиема» Р.Рождественского написал одноименную вокально-симфоническую ораторию, которая приобрела лирическое и героическое звучание. Удивились, узнав, что у другого русского поэта, Анны Ахматовой, тоже есть поэма «Реквием», которую мы будем изучать, оказывается, в старших классах.
2 этап. Чтение произведения, определение основной мысли.
Поэма «Реквием» написана поэтом,чьё детство было опалено войной и чья поэзия проникнута чувством духовной сопричастности к великим и трагическим событиям 1941-1945 годов. «Меня война в себя впитала. Я – сын её. Я полон ею…», - пишет поэт. В предисловии к сборнику «Радиус действия» Р.Рождественский писал: « Повзрослели мы рано. И мятущееся пламя войны навсегда осталось в наших глазах. И в наших стихах осталось». Это «мятущееся пламя войны» как бы осветило изнутри поэму «Реквием» багровым цветом знамен и пролитой крови.
С давних времён реквиемом называли музыкальные произведения, предназначенные для отпевания умерших. Произведение Р.Рождественского – поэма героическая, реквием особого рода. Это произведение типа «оптимистической трагедии». После прочтения всего текста поэмы мы найдем оптимистические, призывные строки в «Реквиеме»:«Мы – /рожденные песней победы –/начинаем/жить и мечтать!» (7 гл.), «…то, что отцы не допели, /мы/допоем!/ то, что отцы не построили,-/мы/построим!» (7гл.) Поэма вселяет чувство торжественной решимости, патриотизма, отражает чувства и переживания поэта, прославляющего подвиг солдат, их стойкость, мужество в борьбе с врагом. Это произведение о тех, ктоотдал свою жизнь за нашу возможность жить и радоваться миру, о том, что мы должны быть достойны их памяти. «Памяти /павших/будьте /достойны!» (10гл.) - в этой фразе заключена суть всей поэмы. Она вызывает у нас чувство гордости за нашу Родину и за тех, кто спас мир от фашистов. Солдаты и офицеры нашей Советской Армии, весь наш народ не жалели ни сил, ни жизни своей для Родины. Как говорится в пословице, «главное в жизни – служить отчизне». Эта мысль заключена и в поэме «Реквием»: «Самое лучшее/ и дорогое -/Родина» (2гл.)
3этап. Анализ художественных особенностей поэмы.
Роберт Рождественский, автор поэмы «Реквием» - представитель «громкой», эстрадной поэзии, которая ворвалась в жизнь страны в 60-е годы XX века. Молодежь зачитывалась стихами Р. Рождественского, Е.Евтушенко, А Вознесенского, звучащими в институтах и концертных залах, на улицах и огромных стадионах. Поэтому не удивительно, что этому произведению присущиораторская речь, риторический пафос, масштабность, экспрессивность. Публицистический и гражданский пафос поэмы заряжает читателей энергией, пробуждает совестливость.
Как уже было сказано, поэму можно представить как оптимистическую трагедию. В ней говорится о тех, кто не вернулся с полей сражения, и она посвящается «памяти …отцов и старших /братьев, памяти вечно молодых /солдат и офицеров Советской /Армии, павших на фронтах /Великой Отечественной войны».
Трагические ноты второй и восьмой глав, где мы слышим голоса погибших, и четвертой главки, в которой автор обращается к черному камню, ставшему надгробьем для могилы неизвестного солдата, болью отзываются в наших сердцах. Голос матери погибшего солдата, звучащий в пятой главке,это выражение величайшего горя всех матерей времён Великой Отечественной, образное воплощение трагедии всего человечества.
Но поэма проникнута и великим оптимизмом, сильной верой в светлое будущее планеты без войны. Поэт призывает: « Встречайте/ трепетную весну,/ люди Земли./ Убейте/ войну,/ прокляните/ войну,/ люди Земли!/ Мечту пронесите/ черезгода/ и жизнью/ наполните!..»
Оптимистическое звучание поэмы усиливает и проходящий сквозь всю поэму поэтический образ Солнца: в третьей («багровый от крови закат»), четвертой («И оранжевое солнце/ разливается по небу») и пятой («Ой, зачем ты,/ солнце красное…») главках этот образ проникнут чувством неостывающей боли, горечи; в седьмой главке образ Солнца дан в мажорном ключе: «Это песня о солнечном свете,/ это песня о солнце в груди»; и там же – «Именем солнца,/ именем Родины/ клятву даем». Причем вся седьмая глава, по ритму и интонации, напоминает бодрую, торжественную песню.
У поэмы своя, особенная, ритмика. Разбивка стихотворной строки (так называемая «лесенка») помогает выделить нужное слово, поэтический образ. «Лесенка», разбивка стиха на отдельные отрезки с целью выделить слово или словосочетание, обратить особое внимание на смысл речевого отрезка придает поэме особый ритм и выразительность. «Лесенка» выделяется графически и требует не только интонационной паузы, но и особой трактовки ее смысла. Так, например, Р.Рождественский в первой главе совсем не случайно три раза выделяет «лесенкой» фразу «Вечная/ слава/ героям!»
Функции «лесенки», интонационные и смысловые, выполняют и подстрочия – короткие строчки, возникшие в результате дробления одной строки. Например, в начале второй главки: «Разве/погибнутьты/нам/завещала,/Родина?/Жизнь/Обещала,/Любовь/Обещала,/Родина». Слова в подстрочиях самые важные: «Родина», «жизнь», «любовь». Их нельзя прочесть «в строку», в едином речевом потоке, - нужна интонационная пауза.
Большую роль в организации композиции поэмы играют повторы и рефрены. В поэме «Реквием» очень много повторов слов и словосочетаний. Так, в первой главке повторяется фраза «Вечная слава героям!» в разных вариациях, так как здесь преобладает ораторский пафос, во второй - слово «Родина», а в третьей – «Победа» - именно эти слова являются ключевыми в этих главках. Интересно то, что они связывают эти главки единой смысловой нитью: «Вечная слава героям, которые защищали Родину и одержали победу».
Нагнетание повторов и рефренов наблюдается в каждой главе. Хочется обратить особое внимание на восьмую главу, где слово «без нас» повторяется восемь раз. Это помогает создать очень напряженную интонацию, в которой слышится и просьба, и мольба, и заклинание. Автор устами «мертвых» призывает хранить мир на земле, ценить жизнь, ее красоты, жить и за тех, кто забыл, «как пахнут цветы», « как шумят тополя», как «черешни цветут на земле».
Интересно отметить, что в десятой главе десять раз повторяется слово «помните». Звучащая как верность делу отцов и дедов, завершающая глава передает боевой ритм времен Великой Отечественной всей своей художественной структурой. Используя повторы и рефрены,поэт в общем создает мажорную интонацию, ощущение стремительного движения жизни вперед: «Мы- / рожденные песней победы- / начинаем / жить и мечтать!», «…то, что отцы не допели,- / мы / допоем! / То, что отцы не построили,- / мы / построим!»
Ещё одной особенностью поэмы является разнообразие речевых пластов и стилей. Прочитав поэму, мы услышали сливающиеся друг с другом голоса автора, павших солдат, матери, напрасно ждущей сына. В седьмой главе, например, восемь раз употреблено местоимение «мы», это слово выделено, стоит в строке отдельно. Неоднократное повторение этого «мы», безусловно,вызвано тем, что автор говорит от имени всего поколения, не знавшего войны.А в восьмой главке, хотя и снова повторяется местоимение «мы», здесь это уже голоса погибших солдат: «Слушайте! / Это мы / говорим. / Мертвые». В пятой главе звучит голос матери. Здесь можно выделить некоторые элементы фольклора, такие, как , например, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( «дороженька», «ластынька», «глазыньки», «дороженьки»); обращение к природе ( «Ой, зачем ты, / солнце красное, / все уходишь - / не прощаешься?») Вся главка напоминает народные плачи. Есть постоянные эпитеты («солнце красное», «белый свет»). Отметим рифмовку слов, начинающих строку: «Зернышко мое, /Зорюшка моя. / Горюшко мое…», «За лесами моя ластынька! / За горами- / за громадами…».
Таким образом, в поэме присутствуют различные речевые пласты, разные стили (патетика, лирика, фольклор). И ритмы в некоторых фрагментах – разные, к примеру, в первой главке. Возникает вопрос: зачем автору понадобились эти изменения? Видимо, чтобы не было однотонности, однообразия. Для передачи волнения, которое охватывает автора. А это передается нам, читателям.
4этап. Какие изобразительно-выразительные средства используются в поэме, их роль.
Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста использовал различные средства языковой выразительности.
Языковая выразительность –это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекатьособое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление.Средства языковой выразительности многообразны.
В поэме наблюдаем обилие риторических восклицаний. Они создаютособую эмоциональность, торжественность и патетичность речи:
«Вечная / слава /героям! / Вечная слава! / Вечная слава! / Вечная / слава / героям! / Слава героям! / Слава!» (1гл.)
«Победа! / Победа! / Во имя Отчизны- / победа!/ Во имя живущих - / победа! / Во имя грядущих- / победа!» (3гл.)
В поэме также использовано много риторических вопросов и обращений:
«Разве погибнуть / ты нам завещала, /Родина?», «Разве для смерти / рождаются дети, Родина?», « Разве хотела ты / нашей / смерти, / Родина?» (2гл.);
«Черный камень, /черный камень, / что ж молчишь ты, / черный камень?/ Разве ты / хотел такого? /Разве ты / мечтал когда-то / стать надгробьем / для могилы / Неизвестного солдата? / Черный камень. / Что ж молчишь ты, /черный камень?..» (4гл.)
Риторические обращения и риторические вопросы здесь не требуют ответа, они используются, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи, привлечь внимание читателя, выражают такие оттенки настроения и эмоционального состояния, как печаль, скорбь.
Лексических троп,использованных в произведении, немного. Но они яркие, запоминающиеся. Метафоры («огромное небо от грома оглохнет»), эпитеты («молчаливое надгробье», «трепетную весну») направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков. Использование гипербол ( «если крикнут все люди земного шара», « и будут дети лепить снежки из кучевых облаков»), позволяет авторутоже резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, эмоциональную убедительность.Хочется особо выделить эпитеты с постепенным усилением смысла (градация), использованные в 3главке: «багровое знамя», «багровые звезды», «багровый от крови закат». В этом ряду усиливается значение слова «багровый»: оно приобретает значение цвета крови, пролитой солдатами в боях, таким образом,градация здесь используется для усиления образности, эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста. В этой же главке обратим внимание на эпитеты, характеризующие поступь дивизий:«и слышалась / поступь /дивизий/великая поступь/дивизий,/ железная поступь /дивизий, /точная /поступь/ солдат!»
Эпитеты «великая», « железная» передают отношение автора к изображаемому, выражают авторскую оценку и авторское восприятие.
5этап. Выводы.
Автор в своем произведении выражает не только свое, но и народное горе. Трагедийность поэмы не только в этом, она еще и в невозможности в полной мере осознать гибель миллионов замечательных сыновей родины. Да, осознать – трудно, невозможно представить невообразимую страшную правду войны. Поэтому, как нам кажется, автору хочется, чтобы его поэма стала памятником победы человека над ужасом, памятником победы памяти.
Читатель чувствует ненависть поэта к войне и боль за прерванные ниточки человеческих жизней. Поэт скорбит. В этой скорби самый высший человеческий гуманизм.
Чтобы глубже постичь нравственные и эстетические ценности, заложенные в поэме Роберта Рождественского «Реквием», мы обратились в своей работе к вопросу о том, какие же художественные средства помогают решать эти задачи. Подытоживая свою исследовательскую работу, попытаемся в очень сжатой форме перечислить художественные особенности и средства выразительности, помогающие выразить поэту свои сокровенные мысли и чувства, следующим образом:
-гражданский пафос, ораторский стиль поэмы;
-торжественность, патетичность речи;
-экспрессивность, накал чувств;
-эмоциональная убедительность;
-особая ритмика, «лесенка»;
-повторы, рефрены;
-различные речевые пласты, разные стили;
-обилие риторических восклицаний, обращений;
-лексические тропы
Таким образом, вся система художественно-изобразительных средств поэмы нацелена на глубокое и всестороннее раскрытие ее главной мысли о том, что в людских сердцах живет и всегда будет жить слава героических дел советского народа и его Вооруженных сил, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял свою Родину. Этим обусловлено и то, что поэма оказывает очень сильное эмоциональное воздействие на читателя.
70 лет назад отгремели последние залпы войны. Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для нашего поколения. Это память мужества и отваги.Хранить память о подвиге русского солдата, уважение к стойкости и мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству – этому учит нас поэма Роберта Рождественского «Реквием».
Библиография:
Русские писатели. XX век. Библиографический словарь. В двух частях. Часть2:М-Я. Москва: Просвещение,1998.С.273-275
Р. Рождественский. Радиус действия. - Изд-во: Советский писатель. Москва.1965
С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.Российская академиянаук.Институт русского языка им.В.В.Виноградова. – 4-е изд.,дополненное. –М.:ООО «ИТИ Технологии»,2007
Видеоряд к поэме Роберта Рождественского "Реквием". Творческое объединение "Экран" Гостелерадио СССР 1975г. Автор сценария и стихов: Роберт Рождественский.
http://rupoem.ru/rozhdestvenskij/vechnaya-slava-geroyam.aspx